Формирование у дошкольников основ толерантности.
консультация (подготовительная группа) на тему

Мингалимова Гулия Саубановна

Дошкольное детство - это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников основ толерантности.

C:\Users\1\Desktop\ТИТУЛ\ФОТОграф\241895.JPG

Мингалимова Гулия Саубановна

воспитатель высшей категории

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 15»

г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Воспитание подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлено изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью.

Дошкольное детство - это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена как дошкольному образованию, так и семейному воспитанию. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Возникают два вопроса: с какого возраста и с чего начинать формирование этнотолерантности? На наш взгляд, что формирование этнотолерантности - длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в государственные образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какими они являются.  

Мы считаем, что формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста. Именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея краеведения. А также – это огромная каждодневная работа.  

 Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить.

           Проблема толерантного воспитания подрастающего поколения сегодня особенно актуальна.  

 Наша Россия - это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по - своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерантности. На страницах хрестоматийных книг подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока. Эти богатые источники информации активно используются в нашем детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, мы задействовали большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

* проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа;  

* сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

* русские народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно», «Бояре» и другие;

 * проведение русских народных праздников, например таких как «Масленица», «Рождество» в соответствии с народным календарем;

 * изучение татарских народных праздников, например таких как «Науруз», «Ураза байрам», «Курбан байрам» в соответствии с народным календарем;

 * с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля;

 * игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

*сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

           Наше дошкольное учреждение  отличается многонациональным составом: марийцы, татары, башкиры, русские, чуваши и др. Вместе воспитываются дети разных национальностей. Поэтому в одной группе соседствуют разные мировоззрения, разные культурные традиции, разные языки. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

  Детям необычайно интересно  знакомиться с тем, что отличается от привычного для них. А перед нами стоит непростая  задача: как в интересной форме рассказать детям о разных народах и их культуре. Универсальным помощником в этом становится игра.

Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе подвижных игр, с использованием национальных атрибутов. В своих играх дети отражают всё, что их волнует в окружающей жизни. Игра, больше чем какой – либо другой вид деятельности даёт возможность насыщать её социальным содержанием, поэтому она является важным средством воспитания. Воспитательное воздействие игры зависит от её содержания. Она может стать средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей, лишь в том случае, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям.

В режиме дня детского сада для детей организуются различные игры: дидактические, логоритмические, подвижные и другие. Подвижная игра -  естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.

   Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, ловкости, желание обладать силой, проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств, любви к Родине. Неизгладимое впечатление даёт детям знакомство с особенностями жизни народов других национальностей.

 Заинтересовавшись народными играми, дети нашей группы стали проявлять интерес к самому народу, его быту, искусству, национальным обычаям, фольклору.

Тогда мы подобрали рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием. Через сказочные образы дети получают представления о добре и зле, о справедливости. Художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства ребёнка. Дети стараются подражать понравившимся героям. Формирование устойчивого толерантного поведения, а так же самостоятельное оценивание собственных действий и поступков мы с детьми оценивали с точки зрения сказочных героев. Детям предлагалось вспомнить, когда и в какой ситуации они поступали правильно, неправильно. Обсуждали – почему это произошло, как можно было поступить по-другому, как бы они поступили сейчас. Выясняли пути противостояния жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать, на чью либо сторону, защищать интересы не только свои, если возникнет такая ситуация. Важно что бы дети поняли, что от поведения каждого из них зависит многое.

При рассматривании картин, иллюстраций в которых показано поведение людей в окружающем мире, их быт, одежда, орудия труда, у детей активно развивалась речь, мышление, внимание и наблюдательность, расширялся круг интересов. Дети, увлечённые поиском новой информации, привлекли своих родителей. Нами была создана  альбом «Дружат дети всей Земли». Каждый ребёнок рисовал о той национальности, которая больше всего заинтересовала  его.

В повседневном общении с родителями дошкольник учится познавать мир, приобретает жизненный опыт и усваивает нормы поведения. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их заботам и делам, усваивает соответствующие нравственные нормы. В семье дошкольник учится уважительному отношению к близким людям, их делам, их отдыху и досугу.

Именно поэтому семейные традиции, являясь средством трансляции социально-культурных ценностей, норм и опыта семьи, отражения этнических и религиозных особенностей семьи, способствуют естественному вхождению ребенка в мир социально-нравственных отношений.

           Для того чтобы продолжать работу с детьми в этом направлении, нам необходимо было подобрать методические пособия, наглядный материал, дидактические игры, игрушки. Мы решили расширить материал подвижных игр разных народов мира и подобрать новые атрибуты для их проведения. Затем мы подбирали художественную литературу для чтения и обсуждения с детьми.

Наши дети знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строением тела, эмоциями, дети играют в такие же игры). Им знакомы способы поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды и имеют представления о возможных способах разрешения конфликтов.

Этническая толерантность- это признание ценности  «другого», отличного от тебя, ценности разности. Уважаемые родители именно в первую очередь от вас зависит, как ребенок будет относится к людям другой национальности, толерантность начинается с семьи.

Список использованной литературы:

1. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №11 – С. 25-32.

3. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие / Под ред. Проф. Д.И. Латышиной. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»

В методической разработке представлена система по формированию у дошкольников правил основ пожарной безопасности....

Воспитание дошкольников основ толерантности в детском саду.

- Формирование толерантного сознания у дошкольников через подвижные игры, сказки, иллюстрации....

Формирование у дошкольников основ экологической культуры

Опыт работы по экологическому воспитанию....

Воспитание у дошкольников основ толерантности в детском саду

Проблема толерантного воспитания подрастающего поколения сегодня особенно актуальна. В нашем селе проживают люди разных национальностей, их дети посещают детские сады. Поэтому в одной группе соседству...

Формирование патриотических чувств, основ толерантности через театрализованную деятельность старших дошкольников

Патриотическое воспитание представляет собой педагогический процесс развития нравственных чувств.  А чувство «патриотизма» довольно сложное.Возникает вопрос: можем ли мы говорить о во...

Инновационный педагогический опыт «Сотрудничество ДОУ с Волжским краеведческим музеем Республики Марий Эл с целью воспитания у дошкольников основ толерантности»

Мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали, т.к. современный мир зачастую жесток, жестокими могут становиться и дети.Задача детского сада состоит в том, чтобы из ег...