Консультации и рекомендации для родителей
консультация по теме

Гарипова Луиза Ренатовна

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Необходимость применения логопедического массажа при коррекции дизартрии у дошкольниковincora85_5

В последние годы наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями, требующие логопедической помощи. Среди них большое количество недостатков звукопроизношения, которые могут иметь как органический, так и функциональный характер, причиной которых выступают двигательные нарушения расстройства различной степени тяжести.  В частности мы говорим о детях, которые имеют  дизартрические расстройства.

         Вопрос организации логопедической помощи детям с дизартрией остается весьма актуальным, учитывая распространенность этого дефекта. Опираясь на опыт многих логопедов – практиков можно с уверенностью утверждать, что коррекция дизартрических расстройств будет  более эффективна, если строить её, применяя все этапы логопедической работы, включая массаж артикуляционного аппарата.

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Она встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах.

Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.  Прежде всего, это касается таких методов логопедического воздействия, как дифференцированный  массаж, артикуляционная , голосовая и дыхательная гимнастика, постановка звуков, автоматизация их в речи. Чаще всего работа с такими детками начинается с постановки звуков, и пропускается очень важный подготовительный этап – это логопедический массаж, который является частью комплексной работы.

Логопедический массаж ‒ это метод активного механического воздействия, который влияет на состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата, улучшая ее питание и повышая обменные процессы.  Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.

Массаж в логопедической работе используется при коррекции различных нарушений: дислалии (разных ее форм), дизартрии (в том числе ее стертой формы), ринолалии, афазии, заикания, алалии и при нарушениях голоса.

Основными задачами логопедического массажа являются:incora85_5

- нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: дрожание и отклонение языка в сторону, повышенное слюноотделение, синкенезии - дополнительные движения нижней челюсти и нижней губы  вверх при попытке поднять кончик языка,  гиперкинезы -непроизвольные, неритмичные, насильственные движения мышц языка)

- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);

-  стимуляция проприоцептивных (кинестетических) ощущений;

- подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;

- укрепление глоточного рефлекса;

Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него “синеет” носогубный “треугольник” или отмечается тремор подбородка.

Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию этого метода механического воздействия, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику (которая и присутствует при дизартрии), только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

 

Используемая литература:

  1.  «Основные принципы использования логопедического массажа в коррекционно-педагогической работе»  Е.А.Дьякова incora85_5
  2.  «Логопедический массаж и гимнастика. Работа над            звукопроизношением»  Ю.В. Микляева
  3.  «Логопедический массаж при коррекции дизартрических              нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста»  О. Г.Приходько

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕincora85_5

«ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

ДЛЯ ТУБИНФИЦИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ № 60»

Необходимость применения логопедического массажа

при коррекции дизартрии у дошкольников

Подготовила учитель-логопед

МБДОУ № 60

Гарипова Л.Р.

Нижнекамск

2014г.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

ДЛЯ ТУБИНФИЦИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ № 60»

            http://www.artgrafica.net/uploads/posts/2009-03/thumbs/1236773085_detsad_2-copy.jpg

                             

РОЛЬ СЕМЬИ

В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Составила:

Гарипова Л.Р.

Учитель – логопед МБДОУ № 60

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА

Сегодня я хотела бы рассказать о возрастных нормах и о роли семьи в развитии речи детей. В вашей группе дети, в основном, до 3-х лет, поэтому http://www.chudetstvo.com/images/stories/dacha2.gifя расскажу об общей характеристике речи детей 3-х летнего возраста. Только не стоит воспринимать все сказанное как какой-то эталон. Все дети индивидуальны, поэтому кто-то чуть раньше овладевает какими-то навыками, кто-то чуть позже.

В этом возрасте возрастает понимание ребенком речи. В словарном запасе малыша преобладают существительные, он начинает шире использовать глаголы. Все реже он прибегает облегченным словам (говорит «собака», а не «ав-ав»). Ребенок может называть действия, изображенные на картинках.

Если говорить о звукопроизношении, то можно сказать, что дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие звуки, поэтому их речь в целом не всегда понятна окружающим. Недостающие звуки ребенок заменяет более легкими, например, р и л на ль, шипящие на свистящие, твердые на мягкие («сюба» вместо шуба, «тяй» вместо чай). В этом возрасте дети правильно и четко произносят гласные звуки а ,у, и, о, согласные м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х.

В произнесении многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения: укорачивают слова, переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки. Большинство детей вслед за взрослыми неплохо воспроизводят различные интонации, и пользуются ими в своей речи.

В этом возрасте развитие речи не останавливается, а продолжается. И хотелось бы сказать о том, на что нужно обратить внимание родителей – вы должны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не торопясь, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенна неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо смотри, «не бежи» вместо не беги, «ваще» вместо вообще). Особенно четко нужно произносить длинные и новые для ребенка слова.

Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых, т. е. учите ребенка смотреть на ваши губы и язык.

Еще я хотела сказать о взаимосвязи речи и движения. Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то речевое развитие ребенка находится в пределах возрастной нормы

Развивать мелкую моторику помогает пальчиковая гимнастика. Это специальные упражнения. Но можно проводить элементарные игры и действия с предметами:

  • Раскладывание пуговиц, палочек, зерен.
  • Нанизывание бус, колечек пуговиц на нитку.
  • Застегивание и расстегивание пуговиц.
  • Катание шариков из дерева и пластилина.

Даже на кухне можно задействовать ребенка, например, мама перебирает крупу, а ребенок ей помогает. Это очень хорошая тренировка пальцев рук, а если будут развиты пальчики, то будет развита речь.

       

                     

http://voronezh.er.ru/media/userdata/news/2012/08/07/fa5e1a9f617db1e7dfce16c7c82936a1.jpg

http://voronezh.er.ru/media/userdata/news/2012/08/07/fa5e1a9f617db1e7dfce16c7c82936a1.jpg

 ПОЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ                            

          ЗВУКОВ В РЕЧИ

                 РЕБЕНКА.

Возраст

1-2 года

2-3 года

3-5 лет

5-6

Звуки

а, о, э, м, п, б.

и, ы, у, ф, в, т, д, г, к, х, й.

с, з, ц, ш, ж, ч, щ.

р, л.

Этапы усвоения детьми трудных звуков.

В 2-2,5 года появляется «с» - твердый звук, возможно межзубное или призубное произношение.

Появляется звук «з», в основном ребенок заменяет его на «зь».

В 2г.3м. у некоторых детей появляется звук «щ», но большинство заменяют его звуком «с». Появляется звук «ж»,  многие дети заменяют его на «з», но часть детей произносят сразу верно.

К 3 годам появляется твердый звук «з», но могут быть смешения артикуляции близких звуков з-с, з-ж.

Большинство детей звуком «л» заменяют недостающие «р, рь».

Обычно появляется звук «ш», но очень неустойчив, т.к. многие дети смешивают его со звуком «с».

К 4 годам большинство детей усваивает произношения твердых звуков, но возможны пропуски или замены.

К концу 4 года большинство детей усваивают и правильно произносят звук «ц», но его усвоение происходит через ряд промежуточных звуков: т, с, с, т-с, тц, но эта система заменителей не является обязательной для всех.

К 5 годам звуки усваивается и произносится правильно. Некоторые дети не в силах вызывать вибрацию кончиком языка, поэтому звук «р» произносят «гортанно».

К-6 годам заканчивается усвоение произношения звуков.



Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьмиincora85_5

В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Часто возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории.

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.

Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время особо актуальна.

Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед.

В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно используются в практике.

Мультимедийные презентации, применяемые на логопедическом занятии, создаются в программе для создания презентаций POWER POINT. Они дают возможность совмещать изложение теоретических сведений с показом демонстрационного материала, имеющего высокую степень наглядности, возможность поэтапной демонстрации материала (порционное введение), использование моделей и  схем, динамических экранных эффектов (эффектов мультипликации), что повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса. incora85_5

Презентации могут использоваться для фронтального, группового и индивидуального обучения, как целое занятие или его часть: на этапе введения нового материала или же  закрепления пройденного.  

Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок, сопровождающихся звуковым оформлением.

Применение технологий мультимедиа на занятии вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Преимущество в использовании мультимедийных презентаций - свобода в выборе содержания и компоновки заданий, последовательности предъявления заданий, определении кратности выполнения упражнений, организации формы и способа деятельности детей.

Об эффективности внедрения в коррекционно-образовательный процесс такого способа получения знаний, говорят следующие позитивные факторы:

- лучшее и более глубокое понимание детьми изучаемого материала;

- повышение мотивации учебной работы учащихся на занятии за счет мультимедийных эффектов;

- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.

Свои неоспоримые преимущества имеет работа в программе «WORD», и при наличии компьютера она может и должна быть использована учителями-логопедами общеобразовательных школ для успешного преодоления трудностей и нарушений в формировании письменной речи учащихся.

Процесс работы в текстовом редакторе напоминает обучение грамоте в начальной школе – поиск нужной клавиши сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука. Таким образом, при работе с компьютером включаются речеслуховой, речедвигательный, зрительный анализаторы. Движение пальцев по клавишам способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дисграфика.incora85_5

Программа «Word», позволяет сохранить в памяти компьютера задание в первоначальном виде, что дает возможность проработать его со многими детьми. При этом в любой момент мы можем усовершенствовать задание, внести в него коррективы в соответствии с индивидуальными трудностями конкретного ученика.

На логопедических занятиях так же используются:

  1. Программно-методический комплекс

«Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа», Инис-Софт, Минск.  

“Семейный наставник” - это серия обучающих программно-методических комплексов, которые при установке интегрируются в единое целое. Главный программный модуль предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях. Основу каждого обучающего комплекса составляет мультимедийная система тестов, диктантов и уроков. Выполняя задания, ребенок сразу видит на экране результат своей работы и допущенные ошибки.

2. «Учимся с Гарфилдом» (для дошкольников, перво- и второклассников). Руссобит-М.

Комплекс программ «Учимся с Гарфилдом»: веселая учеба с котом Гарфилдом. Дети узнают, что такое гласные и согласные буквы, как они складываются в слоги, и как из слогов образуются слова. Кроме того, Гарфилд рассказывает о лексике русского языка, учит правильно использовать слова. Вместе с Гарфилдом ребята развивают навыки чтения, учатся правильно и грамотно писать. Программа помогает развивать память и концентрацию, которые так необходимы для успешной учёбы в начальной школе.

3. «Баба Яга учится читать». Компания «МедиаХауз».incora85_5

4.«Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа. Русский язык». ООО «Кирилл и Мефодий» и др.

Применение ИКТ в коррекционной работе:

– в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности, вызывает эмоциональный подъём;

– способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений).

С помощью ИКТ можно разнообразить традиционные методы обследования речи детей, используя не просто предметные картинки, а красочные изображения предметов и сюжетов на компьютере. При обследовании состояния языкового анализа и синтеза можно применить метод компьютерного тестирования. Результаты логопедического обследования оформляются в виде электронных таблиц, графиков, диаграмм. При повторном обследовании в конце учебного года новые данные заносятся в таблицы, строятся сравнительные диаграммы, на которых можно проследить результаты коррекционной работы.

Современные средства ИК технологий помогают разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество консультаций и для родителей.

Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает, на наш взгляд, эффективность работы логопеда.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕincora85_5

«ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

ДЛЯ ТУБИНФИЦИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ № 60»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Подготовила учитель-логопед

МБДОУ № 60

Гарипова Л.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации и рекомендации для родителей

консультации и рекомендации для родителей...

Консультации и рекомендация для родителей.

Две консультации для родитлей "О истории мяча" "О значении мяча в развитии ребенка" Рекомендации родителям "Какие мячи выбрать детям"....

Консультации и рекомендации для родителей

Музыкальное воспитание в семье....

Консультации и рекомендации для родителей

Рекомендации для родителей...

Консультации и рекомендации для родителей:

Консультации для родителей...

Консультация для родителей "Консультации и рекомендации для родителей по теме «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В данной разработке представленны материалы для работы с родителями по формировнаию нравственно-патриотического воспитания детей....