Консультация для родителей «Развиваемся играя"
консультация (младшая группа) на тему

Наумова Оксана Павловна и  Искакова Русалина Фаттаховна
Консультация на тему:
«Развиваемся играя»
 
Возраст 2-3 лет, так называемый преддошкольный, самый благодатный для игр и занятий с малышами. Они еще не доросли до пресловутого «кризиса 3-х лет» и с огромным желанием и любопытством готовы участвовать в любых занятиях вместе  со взрослыми, не смотря на то, что у них пока мало умений и опыта, не достаточно развита речь, чтобы понимать и отвечать на вопросы, их  внимание неустойчиво и непроизвольно.
Но раннее развитие ни в коем случае не подразумевает раннее обучение. Оно не должно сводиться к стремлению «напичкать» малыша разнообразной и бессмысленной для него информацией. Важен опыт, который ребенок получает ежедневно. Ранний опыт создает тот фон, который ведет к формированию и развитию навыков речи, умению слушать, думать. В этом возрасте закладывается эмоциональное отношение к миру и людям.
Для развития психических и личностных качеств ребенка 2-3 лет не требуется никаких специальных программ. Важно как ведут себя родители, что и как они делают, как говорят с ребенком. В раннем возрасте любое приобретенное ребенком знание работает на его развитие. Поэтому так важно и необходимо обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств – знакомясь с миром, он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус и запах. Это требует от родителей такой же постоянной  открытости миру, которая присуща именно детям, способности обращать внимание на все то, что окружает нас, и мимо чего мы давно уже проходим равнодушно, привычно не замечая.
Хорошо известно, какую нагрузку несет нервная система маленького ребенка, осваивающего окружающую его жизнь, но не меньшая нагрузка ложится и на его родителей. Идя по улице с ребенком, гораздо проще молча вести его за руку, думая о своих заботах и односложно отвечая на его бесконечные «почему», чем смотреть на происходящее его глазами, «удивляться» хорошо знакомым вещам и знакомить с тем, что давно уже не вызывает у взрослого никакого интереса («Смотри, какое красивое облако. На что оно похоже?», «Видишь, рябина сбросила все листочки, а красные ягодки остались. Зимой прилетят птички и будут клевать их»).
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Наш народ создал замечательные детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат малыша. Некоторые прибаутки заставляют подражать звукосочетаниям, другие -- овладевать разными интонациями, учат прислушиваться к тому, что говорит взрослый. Играя в народные игрушки (матрешки, неваляшки, пирамидки, бирюльки…), ребенок приобретает умение различать форму, величину, цвет предметов, овладевает разнообразными движениями, действиями.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. 
В повседневной игре с маленьким ребенком можно задействовать самые простые и, на первый взгляд, не пригодные для детской игры вещи и предметы.
1.Например, взяв гречневую (или пшено) крупу можно придумать игры, развивающие мелкую моторику и тактильность, снимающие напряжение с пальчиков:
--- «Посыпаем дорожку». Предложите ребенку посыпать «дорожку» песочком. «Дорожку» ограничьте двумя полосками бумаги. Крупу надо сыпать тремя пальчиками (сложив их «щепоткой»); те же пальчики будут впоследствии держать ручку и карандаш.
 ---  «Найди игрушку». Насыпьте в миску крупу и спрячьте в ней маленькую игрушку. В поисках игрушки ребенок будет перебирать крупу пальчиками и зажимать ладошкой, что обеспечит хороший массаж и разовьет тактильность.
2. «Соберем ягодки» -- кусочки поролона, рассыпанные по ковру, могут превратиться в «ягодки». Предложите собрать все ягодки, обязательно тремя пальчиками правой руки. Собранные «ягодки» надо по одной класть в корзину. Проследите, чтобы были собраны все «ягодки»: это развивает внимание и приучает к аккуратности.
3. «Волшебное сито». Перемешайте в чашке рис и манку и предложите ребенку выбрать все зернышки риса. Как же это сделать? Пальчиками очень трудно (попробуйте вместе с ребенком). Нам поможет «волшебное» сито – отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Просеянный рис надо пересыпать в отдельную тарелку.
4. «Поймаем рыбку». В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и перенести в мелкую тарелку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести игру до конца: все предметы выловить, а разлитую воду – собрать губкой. Собирание воды губкой и отжимание ее – еще одно прекрасное упражнение на развитие моторики и воспитание самостоятельности и аккуратности.
5.  «Открой и закрой». Поставьте перед ребенком несколько баночек с закрытыми крышками (банки отличаются друг от друга размером и формой). Предложите открыть все эти баночки (мотивировать ребенка можно по-разному: помощь маме, ищем спрятанный «секрет» и т.д.), а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки к банкам.
 
Помните, что начав упражнение, его необходимо довести до конца и убрать за собой. Малыш обязательно должен участвовать в уборке – это помогает обрести уверенность в себе, формирует чувство собственного достоинства, приучает к аккуратности и самостоятельности.
 
 
 
По материалам «Домашняя школа Монтессори для самых-самых маленьких»
         Л.Машин и Е.Мадышева
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malyshu_2.docx15.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Развиваемся играя»

Возраст 2-3 лет, так называемый преддошкольный, самый благодатный для игр и занятий с малышами. Они еще не доросли до пресловутого «кризиса 3-х лет» и с огромным желанием и любопытством готовы участвовать в любых занятиях вместе  со взрослыми, не смотря на то, что у них пока мало умений и опыта, не достаточно развита речь, чтобы понимать и отвечать на вопросы, их  внимание неустойчиво и непроизвольно.

Но раннее развитие ни в коем случае не подразумевает раннее обучение. Оно не должно сводиться к стремлению «напичкать» малыша разнообразной и бессмысленной для него информацией. Важен опыт, который ребенок получает ежедневно. Ранний опыт создает тот фон, который ведет к формированию и развитию навыков речи, умению слушать, думать. В этом возрасте закладывается эмоциональное отношение к миру и людям.

Для развития психических и личностных качеств ребенка 2-3 лет не требуется никаких специальных программ. Важно как ведут себя родители, что и как они делают, как говорят с ребенком. В раннем возрасте любое приобретенное ребенком знание работает на его развитие. Поэтому так важно и необходимо обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств – знакомясь с миром, он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус и запах. Это требует от родителей такой же постоянной  открытости миру, которая присуща именно детям, способности обращать внимание на все то, что окружает нас, и мимо чего мы давно уже проходим равнодушно, привычно не замечая.

Хорошо известно, какую нагрузку несет нервная система маленького ребенка, осваивающего окружающую его жизнь, но не меньшая нагрузка ложится и на его родителей. Идя по улице с ребенком, гораздо проще молча вести его за руку, думая о своих заботах и односложно отвечая на его бесконечные «почему», чем смотреть на происходящее его глазами, «удивляться» хорошо знакомым вещам и знакомить с тем, что давно уже не вызывает у взрослого никакого интереса («Смотри, какое красивое облако. На что оно похоже?», «Видишь, рябина сбросила все листочки, а красные ягодки остались. Зимой прилетят птички и будут клевать их»).

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Наш народ создал замечательные детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат малыша. Некоторые прибаутки заставляют подражать звукосочетаниям, другие -- овладевать разными интонациями, учат прислушиваться к тому, что говорит взрослый. Играя в народные игрушки (матрешки, неваляшки, пирамидки, бирюльки…), ребенок приобретает умение различать форму, величину, цвет предметов, овладевает разнообразными движениями, действиями.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

В повседневной игре с маленьким ребенком можно задействовать самые простые и, на первый взгляд, не пригодные для детской игры вещи и предметы.

1.Например, взяв гречневую (или пшено) крупу можно придумать игры, развивающие мелкую моторику и тактильность, снимающие напряжение с пальчиков:

--- «Посыпаем дорожку». Предложите ребенку посыпать «дорожку» песочком. «Дорожку» ограничьте двумя полосками бумаги. Крупу надо сыпать тремя пальчиками (сложив их «щепоткой»); те же пальчики будут впоследствии держать ручку и карандаш.

 ---  «Найди игрушку». Насыпьте в миску крупу и спрячьте в ней маленькую игрушку. В поисках игрушки ребенок будет перебирать крупу пальчиками и зажимать ладошкой, что обеспечит хороший массаж и разовьет тактильность.

2. «Соберем ягодки» -- кусочки поролона, рассыпанные по ковру, могут превратиться в «ягодки». Предложите собрать все ягодки, обязательно тремя пальчиками правой руки. Собранные «ягодки» надо по одной класть в корзину. Проследите, чтобы были собраны все «ягодки»: это развивает внимание и приучает к аккуратности.

3. «Волшебное сито». Перемешайте в чашке рис и манку и предложите ребенку выбрать все зернышки риса. Как же это сделать? Пальчиками очень трудно (попробуйте вместе с ребенком). Нам поможет «волшебное» сито – отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Просеянный рис надо пересыпать в отдельную тарелку.

4. «Поймаем рыбку». В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и перенести в мелкую тарелку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести игру до конца: все предметы выловить, а разлитую воду – собрать губкой. Собирание воды губкой и отжимание ее – еще одно прекрасное упражнение на развитие моторики и воспитание самостоятельности и аккуратности.

5.  «Открой и закрой». Поставьте перед ребенком несколько баночек с закрытыми крышками (банки отличаются друг от друга размером и формой). Предложите открыть все эти баночки (мотивировать ребенка можно по-разному: помощь маме, ищем спрятанный «секрет» и т.д.), а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки к банкам.

Помните, что начав упражнение, его необходимо довести до конца и убрать за собой. Малыш обязательно должен участвовать в уборке – это помогает обрести уверенность в себе, формирует чувство собственного достоинства, приучает к аккуратности и самостоятельности.

По материалам «Домашняя школа Монтессори для самых-самых маленьких»

         Л.Машин и Е.Мадышева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Мы играем, мы играем-красивую речь развиваем!»

Консультация для родителей дошкольников по развитию речи...

Консультация для родителей "Развиваемся играя"

Консультация расскрывает тему игры, какие бывают игры, почему  нужно играть с детьми, какие качества развиваются у детей посредством игравой деятельности и т. д....

Консультация для родителей «Развиваемся, играя»

Консультация для родителей по развитию логических способностей детей....

Консультация для родителей "Развиваемся, играя"

Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого - деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деяте...

Консультация для родителей «Развиваемся, играя»

Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить. Мышление - это движение идей, раскрывающее су...

Консультация для родителей. «Развиваемся - играя дома»

Многие родители задаются вопросом: «Как в домашних условиях можно провести занятия с ребенком по его развитию?» И ответ находится в самом, казалось бы,  необычном месте - НА КУХНЕ! &l...