Рекомендации родителям на тему: "А теперь расскажи сам"
консультация (младшая группа) на тему

Митяева Инна Евгеньевна

Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребёнок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям: «А теперь расскажи сам»

Пересказ – умение комплексное. Предполагается, что малыш воспринимает текст на слух и понимает, о чём он. Далее, ребёнок должен текст анализировать, или выделять тему (о чём текст?), идею, ( что хотел сказать автор?) видеть структуру текста, описывать персонажей, их характер, внешность, рассуждать об их поступках. Ребёнок должен владеть речью в степени, достаточной для того, чтобы понятно, чётко и полно выразить свою мысль. Рассмотрим, как покоряется эта вершина шаг за шагом.
1 шаг: Помогаем ребёнку научиться слышать, понимать и повторять. В возрасте от года до трёх ребёнок подражает взрослому. Малышу пока не даются многие сложные звуки (шипящие «ж», «ш», «щ», «ч»), слова из нескольких слогов, предложения. Пусть учится понимать речь на слух и повторять за вами звуки, потом слова и фразы.
Речь взрослого должна соответствовать определённым требованиям: Говорите правильно, чисто, интонированно и эмоционально; хорошо артикулируйте слова (ребёнок должен видеть движение ваших губ); слова и фразы проговаривайте по нескольку раз. Не повторяйте слова-заменители. Речь должна быть тесно связана с тем, что ребёнок делает, во что он играет, что видит. Побуждайте ребёнка повторять за вами звуки, слова и фразы, озвучивая сказки, потешки, короткие стихи. Простые движения оживят игру, дольше удержат внимание, удовлетворят его потребности в движении. Малыш еже уверенно ходит? Поиграйте в самолёт под стихи Агнии Барто. Расставив руки, «полетайте» по комнате. Самолёт построим сами, Понесёмся над лесами (произносим: «У-у-у»). Понесёмся над лесами, А потом вернёмся к маме. Пусть ребёнок повторяет за вами. На последней строчке обнимите и поцелуйте – вот так он и «вернётся к маме

2 шаг: Помогаем ребёнку научиться говорить

На следующем этапе ребёнок начинает осваивать активную речь. Что может ускорить этот процесс?

Повторение речевого материала. Ребёнок готов слушать сказки, стихи по много раз. Так он лучше запоминает. И даже начинает «подсказывать» маме, что там дальше. Делайте паузы, дожидайтесь его «подсказки».

Паузы в речи. Не торопите малыша, дайте высказаться. Он ошибся, исказил слово или фразу? Всё равно хвалите за старание.

Вопросы. Чем бы вы не занимались, спрашивайте малыша: Кто это?, Что это?, Что она делает?. Играете с куклой-показывайте как она «ходит», «ест», «умывается». Повторяйте слово «кукла». Затем спросите: Кто это? Ребёнок затрудняется? Ответьте: «Кукла», В другой раз пусть ответит он.

Договаривание последних слов в  тексте. Это несложно, если хорошо знаешь сказку, например «Курочка Ряба». Вы говорите: «Жи-ли-бы-ли дед и….»- пауза. Малыш продолжает: «Ба-ба». Усложните задачу, остановившись на «Жили-были….». Ребёнок затрудняется? Закончите фразу сами, но в другой раз предложите ему то же задание.

Использование         загадок. Они должны быть рифмованными, краткими и доступными.

Как гора огромный он,
Очень добрый серый..(слон)
Апельсины и бананы
Очень любят… (обезьяны)

Сначала можно показать предмет или картинку. Затем ребёнок выбирает отгадку из набора предметов или их изображений. Так развивается и речь, и мышление.

Обыгрывание текста. Помогает воспринять и осмыслить текст в целом. Вам «подыграет» пальчиковый театр. Знания, подкреплённые эмоциями, запоминаются лучше.

3 шаг: Запоминаем и пересказываем текст.

Текст. Если ваше чадо уже овладело речью, попробуйте обсудить с ним произведение целиком и проверить, насколько хорошо малыш запомнил текст.

Что выбрать для пересказа? Рассказы Л. Толстого для детей («Косточка»
«Лев и собачка»). Описанные в них ситуации близки ребёнку, а тексты короткие и несложные.

С чего начато беседу? Спросите, понравилось ли малышу произведение и почему. О чём говорится в тексте? Помогите ответить развёрнуто. Пусть вспоминает, как зовут главного героя, как  он выглядит, какой у него характер. Вспомните похожего героя или историю, которую раньше читали. Обращайте внимание, что у книги есть автор.

Рассмотрите иллюстрации к тексту. О чём они рассказывают?  Как изображены герои и почему? Высказывая свою точку зрения, можете намеренно ошибиться. Тогда малыш вас поправит, выразив собственное мнение.

Объясняйте незнакомые слова. Читая малышу «Теремок», объясните, что такое терем, покажите картинку. Обращайте внимание ребёнка на то,  как образуются новые слова:  слон-слонёнок (детёныш слона), медведь-медвежонок (детёныш медведя). А как назвать детёныша волка и лисы? Так вы расширяете словарный запас ребёнка, учите быть внимательным к слову и контролируете понимание текста

Читайте выразительно. Старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, значимые фрагменты текста. Эмоциональная речь запоминается гораздо лучше. Читая выразительно, вы подаёте пример уважения и любви к книге, внимание к слову.

Предложите пересказать текст вместе. Начните сами, а он пусть продолжит. Пересказывая, вы можете сделать вид, что забыли продолжение текста. Если малыш помнит, его гордости и радости не будет предела! Обязательно похвалите ребёнка за внимательность. Такой вид работы – пересказ по очереди-помогает развивать умение следить за речью другого человека.
Внимательно следите за своей речью, произносите слова чисто, и правильно, ведь ребёнок, обучаясь говорить, копирует в первую очередь с вас.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям. Лексическая тема- Зима.

В помощь родителям по расширению словарного запаса и формированию грамматических категорий языка в рамках лексической темы: "Зима"....

Рекомендации родителям. Лексическая тема- Домашние птицы.

Рекофмендуется родителям детей старшего и подготовительного возраста для формирования лексико-грамматического строя речи на примере лексической тнмы: "Домашние птицы"....

Рекомендации родителям. Лексическая тема "Весна"

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию рекомендации родителям для  работы с детьми дома. Информация размещаются нами на стендах группы в детском саду и на сайте группы. Такое взаимодействие...

Рекомендации родителям на тему: Создание дома условий для режиссерских игр.

“В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему - то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружаю...

Рекомендации родителям на тему: "Что нужно знать родителям при разучивании стихотворения с ребенком"

Содержит рекомендации родителям при разучивании стихотворения с детьми...

Консультация для родителей на тему "Пожарная безопасность" Расскажите детям о пожарной безопасности

Консультация для родителей на тему "Пожарная безопасность" Расскажите детям о пожарной безопасности Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих...

Рекомендации родителям по теме недели.Тема «НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ»

Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный ...