ЛЕГО- конструктора в развитии инеллектуальных способностей детей дошкольного возраста . Значимость конструирования в дошкольном детстве.
консультация на тему

Крылова Светлана Алексеевна

ЛЕГО- конструктор широко используется в непрерывной образовательной деятельности по конструированию. Является сложным познавательным процесом, в результате которого происходит инеллектуальное развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Данный  проект  по теме «ЛЕГО- конструктора в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста» является методической разработкой для педагогического совета, родительского собрания .  Методические указания предназначены для широкого использования ЛЕГО- конструкторов в педагогической практике, в непрерывной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога и воспитанников , а также для   более  расширенной деятельности детей и их родителей .

ЛЕГО – конструктор широко используется в непрерывной образовательной деятельности по конструированию и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.) . Достаточно эффективное средство активизации мышления служит конструирование по моделям, по схемам, чертежам, плану, образцу, по памяти.

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов.  Один из видов - это конструктора «ЛЕГО».

Применение ЛЕГО способствует:

1) развитию у детей сенсорных представлений, /поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета/;

2) развитию и совершенствованию высших психических функций / памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение/

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка  к письму;

4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к  другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Очень тесно конструктивная деятельность связана с развитием речи. Ребенок  со взрослым   проговаривает  то,  что он хочет сделать, какие детали выберет, почему , необходимое их  количество, размеры и т.д. Это совместное проговаривание в дальнейшем помогает ребенку самому  определять конечный результат работы, уметь подбирать все необходимые детали  и суметь объяснить , почему он сконструировал именно  так, а не иначе.

Освоение ЛЕГО- конструктора ведётся  последовательно от простого к сложному . Первая часть освоения ЛЕГО– это упражнение на развитие логического мышления. Её  цель– развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются :

  1. Совершенствование навыков классификации
  2. Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные  умозаключения на основе проведенного анализа.
  3. Активизация памяти и внимания.
  4. Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
  5. Развитие комбинаторных способностей.
  6.  Закрепление навыков ориентирования в пространстве

Вторая часть -  конструирование. Цель второй части - развитие способностей к наглядному моделированию.      

Основные задачи:

  1. Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные  особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  2. Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
  3. Стимулирование конструктивного воображения при  создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
  4. Ознакомление с окружающей действительностью педагога
  5. Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
  1. Развитие речи и коммуникативных способностей.

 Третья часть -  обыгрывание построек.

Дети     сначала знакомятся  с деталями конструктора, способами  крепления двух кирпичиков, затем соединяют  много кирпичиков, учится  работать в коллективе. На  последующем  этапе вносится образец постройки, дети учится  анализировать образец и соотносить с ним свои действия. Далее –используются  образцы на карточках .Дети делают  анализ образца, изображенного на карточке, подбирают  необходимые детали и воспроизводят  постройку. Потом идёт  усложнение через 2-3 темы  -например: сборка машинки по карточке.

 Можно выделить  особенности организации  и проведения НОД  и совместной деятельности в разных возрастных группах . В младшей и средней  группах применимы следующие виды организации совместной  деятельности: по образцу; по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору ЛЕГО;  по собственному замыслу. Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции : дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики. Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Используются конструкторы с деталями крупных размеров.

 В средней группе основой  при организации работы с ЛЕГО конструктором является сказка. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с мелким конструктором ЛЕГО ДАСТА – конструирование по – замыслу.  Дети могут свободно экспериментировать  со строительным материалом. Образец может быть дан и в начале , а затем он убирается. Примерами тем занятий могут быть : «В леса – чудеса мы поедем с тобой», «Рассмеши царевну Несмеяну», «Моделирование Жар-птицы», «Моделирование персонажей по сказке Колобок».

 В старшей  и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу  и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы - «Транспорт», «Архитектура». Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность. После предварительного занятия – конструирование по- замыслу проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом.

При выполнении построек – по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками. Проблемные ситуации  создаются  такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи.

Формы организации НОД самые разные : конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям. Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором   и  усложнение  моделей. Основные формы организации занятий – работа по картинкам с  изображением объекта и по замыслу.

Таким образом,  использованием конструктора у детей в средней группе развивается самостоятельность; в старшей группе - открываются широкие возможности для конструктивной деятельности, чему способствует прочное усвоение разнообразных технических основ и способов конструирования. В подготовительной группе занятия носят более сложный характер  экспериментирования. Причем  эти занятия не просто интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе. Конструктор  ЛЕГО позволяет в процессе игры пережить всю гамму настроений и положительных эмоции.

 Конструктор дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой - беспрекословным лидером в созданной ситуации .Но главное – игра дает детям обретение уверенности в себе. Дети учатся  анализировать, развивается  речь, творческое воображение, коммуникативные способности, улучшается  память, более устойчиво становится внимание, дети учатся  логически мыслить.

ЛЕГО -конструирование – одно из самых современных направлений развития детей, широко использующее трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Актуальность ЛЕГО- конструирования  значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

-Являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);

-Позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-Формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

-Объединяют игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Необходимость использования ЛЕГО конструирования в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Исследования Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А. Парамоновой показывают, что  конструирование предметов из легодеталей - является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. 

Исходя из целей по развитию  творческих и конструкторских  способностей  дошкольников, в процессе овладения  приемами конструирования из деталей конструктора ЛЕГО, мы решаем  обучающие,  развивающие  и воспитательные задачи .

Обучающие:

1.Формировать умение анализировать конструкцию объекта,  ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться.

2. Формировать  конструктивные  умения и навыки  детей на основе ознакомления с основными способами конструирования из  деталей конструктора ЛЕГО;

Развивающие:

1.Содействовать развитию креативных способностей детей;

2.Развивать образное и пространственное мышление, моторику рук, последовательность в выполнении действий умение выразить свой замысел;

3.Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.

Воспитательные:

1.Формировать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Ведущая педагогическая идея опыта определяется тем, что  в  основе управления процессом развития конструкторских и творческих способностей дошкольников лежит освоение ими технических способов и приемов конструирования из деталей конструктора ЛЕГО, позволяющие детям проявить творческий потенциал.

Процесс овладения приемами ЛЕГО  конструирования и развитие творчества, осуществляется в совместной  деятельности  взрослого и детей, НОД, совместная деятельность в ходе режимных моментов. Непрерывно-образовательная деятельность организуется  интегрировано,  чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Занятия  рассчитаны на овладение  терминологией конструктора, ознакомления с конструктивными свойствами деталей, способами их  крепления при выполнении различных конструкций.  

Совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей предполагают проведение индивидуальной работы с детьми, досугов (развлечений), спонтанных коллективных ЛЕГО- игр, самостоятельного конструирования по замыслу, по схемам, по чертежам.

Методические приёмы направлены на развитие восприятия, зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи педагога, развития познавательной активности

Для успешного формирования творческих и конструкторских способностей    детей  дошкольного возраста необходимы следующие условия:

  1. Использование конструкторского материала, имеющего простые нетрудоемкие способы крепления и позволяющего детям экспериментировать, вести широкую ориентировочно-поисковую деятельность, находить варианты решения одной и той же задачи и воплощать их разнообразные замыслы, в том числе и сюжетные.
  2. Организация конструирования в тесной взаимосвязи с другими видами детской деятельности, прежде всего с игрой, сочинением сказок и разных историй, рисованием.
  3. Обеспечение взаимосвязи специальных организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей.

Так как ФГОС дошкольного образования предполагают  разработку ведущего вида деятельности дошкольника – игры, то  ЛЕГО  позволяет детям учиться играя и обучаться в игре.

Играя в ЛЕГО  дети:

• Развивают мелкую моторику рук стимулирующие в будущем общее речевое развитие и умственные способности

• Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве

• Получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии

• Расширяют свои представления об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте

• Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление

• Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить

• Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое

• Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд с конструкторами ЛЕГО  позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Немаловажную роль в работе по данному направлению играет заинтересованное отношение родителей. Для них  в моей работе предлагается некоторые варианты игр с ЛЕГО.

«Найди все кубики»

Цель: Учить различать с помощью осязания детали конструктора, тренировать в группировании с учётом выделения одинаковых предметов, развивать мелкую моторику.

Ход игры: Взрослый  предлагает вспомнить, как называются детали конструктора, и разложить их на группы: кубики, кирпичики, декоративные детали.

«Найди пару»

Цель: Закрепить знания о разновидностях геометрических форм. Тренировать в умении группировать с учетом выделения одинаковых признаков, развивать зрительные функции.

Ход: Взрослый  предлагает вспомнить, как называются детали конструктора ЛЕГО  и найти каждой детали пару.

«Найди предмет такой же формы»

Цель: Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки, развивать формовосприятие.

Ход: Взрослый предлагает найти в окружающей обстановке предметы, соответствующие сенсорным эталонам (прямоугольник, квадрат, треугольник и др.) .

«Куда села бабочка»

Цел: Учить детей определять местоположения в пространстве по словесному указанию с использованием игрушки бабочки, развивать зрительные функции.

Ход игры: взрослый  предлагает рассмотреть 7-9 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции педагога, например, «Бабочка села на белый кубик», ребенок выполняет задание.

«Расскажи, где находится деталь»

Цель: Учить объяснять местоположение деталей конструктора по отношению к другим деталям, развивать навыки ориентировки в пространстве.

Ход игры: На столе 10-12 деталей конструктора. Взрослый  предлагает рассказать, где находится та или иная деталь (Например, «справа от зеленого кирпичика стоит красный кубик, слева – желтый кирпичик») .

«Найди деталь по указанным ориентирам»

Цель: Учить различать детали, определять местоположения в пространстве по словесному указанию; развивать зрительные функции.

Ход игры: взрослый предлагает рассмотреть 5-8 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции педагога (например, я задумала деталь, справа от неё красный кирпичик, а слева жёлтый кубик) ребенок находит задуманную деталь.

«Четвертый лишний»

Цель: Упражнять в умении группировать детали конструктора с учетом выделения одинаковых признаков, развивать логическое мышление, объяснительную речь.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку из четырех деталей конструктора найти деталь, не соответствующую данной группе, и объяснить свой выбор.

«Каждую деталь на своё место»

Цель: Закрепить знание о разновидностях форм конструктивных деталей, учить анализировать схематичное изображение, подбирать соответствующую схему детали; развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Ход игры: Детям предлагается рассмотреть схемы-следы деталей конструктора и к каждой схеме подобрать соответствующую деталь.

«Составь цепочку»

Цель: Учить различать детали конструктора ЛЕГО  по цвету, по форме, по величине; развивать логическое мышление.

Ход игры: взрослый  предлагает построить цепочку из деталей конструктора по предложенной схеме (например, белый кубик, синий кубик, зелёный кубик) продолжить цепочку, не нарушая закономерности.

«Найди по схеме»

Цель: Учить анализировать схематичное изображение предметов, подбирать соответствующую схеме постройку, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Ход игры: взрослый  предлагает рассмотреть несколько построек и найти конструкцию соответствующую данной схеме.

«Построй заборчик», «Собери пирамидку»

Цель: Упражнять в расположении элементов в ряд, закрепляя умение устанавливать соотношение между элементами по высоте, длине; тренировать прием плотного прикрепления деталей, развивать мелкую моторику.

Ход: взрослый  предлагает построить забор для дачного участка, показывает способы соединения деталей: стопкой; внахлест; ступенчатая.

«Что сначала, что потом? »

Учить анализировать схематичное изображение предметов, выкладывать схемы в определённой последовательности, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Ход игры: взрослый  предлагает из 5-7 схем выложить алгоритм последовательного построения постройки и с помощью деталей конструктора по схемам построить конструкцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛЕГО- конструктора в развитии инеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Данный презентация  по теме "ЛЕГО- конструра в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста " является методической разработкой для педагогического совета. родительского собр...

Презентация: Лего - конструктор в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования - из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия ...

Лего как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Средняя группа

Лего как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Средняя группа...

Конструирование как средство развития творческих способностей детей раннего возраста.

Тема: «Домики для животных».Цель: Развитие познавательной активности, творческого воображения....

«Лего-конструктор в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овлад...

Консультация для педагогов на тему «Лего-конструктор в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овлад...

Семинар - практикум для воспитателей "Лего-конструктор в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овлад...