ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ЦЕЛЯХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа) на тему

Кузнецова Зоя Ивановна


Мы можем воспитывать дошкольников на героических традициях нашего народа. Особое значение  в воспитании патриотизма нужно придавать родному слову и искусству, изучая с  детьми народных сказок, пословиц, загадок. Наши объяснения строятся таким образом, чтобы у детей наряду с патриотизмом воспитывалось чувство уважения к традициям, обычаям и культуре не только своего народа, но и другихз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ЦЕЛЯХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Дело воспитания такое важное и

такое святое, именно святое дело.

Здесь сеются семена благоденствия

или несчастья миллионов

соотечественников, здесь

раскрывается завеса будущего

нашей родины».

К. Д. Ушинский

Что такое родина? Для каждого человека это понятие заключает простой и понятный смысл. Родина – это место, где ты родился, это твои родители, это места, которые любимы тобой с детства. Это корни, связывающие тебя с родным домом и ближайшим окружением. Это то, чем ты восхищаешься и изумляешься, что оставляет отклик в живой душе.

Но за что же, мы ее любим? Да за то, что мы родились на этой земле, за образы знакомы е с детства, за рассказы о предках и героических событиях, за культуру, не похожую ни на какую другую.

 Так может любовь к Родине это генетическое чувство? Значит не нужно воспитывать патриотизм в подрастающих поколениях? А если нужно, то когда же начинать становление патриота? Можно ли считать, что это нужно начинать делать с приходом первоклассника в школу? Думается, нет. Познание и  приобщение к родословной семьи, поселка, района, города, края, государства начинается задолго до школы. Героическое – рядом, в биографиях близких и знакомых людей, в подвигах земляков, в истории дома, улицы. И обратить внимание на это осязаемое и зримое героическое мы просто обязаны. Обязаны, потому что на смену патриоту должен придти патриот, достойный наследник героических дел старших.

Что же мы можем сделать для формирования патриотических чувств дошкольников? Вывод один - мы можем воспитывать их на героических традициях нашего народа. Особое значение в воспитании патриотизма у детей нужно придавать родному слову и искусству. Мы видим в приобщении к прекрасному источник гражданственности. Детей знакомим с истоками народной мудрости: сказками, пословицами, поговорками, песнями, потешками, загадками.                                              Работу над формированием патриотических чувств мы начинаем с 3-х лет. Система и последовательность работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей представлена в следующих блоках:

- Мой детский сад.

- Будем Родине служить.

- Моя малая родина.

- Моя семья.

- Страна, её столица, символика.

- Культура и традиции.

- Мой город.

- Правила, по которым мы живём.

Используя пословицы ,мы разъясняем ее смысл. Например: «Знает свет – твёрже русских нет». Детям не особенно понятно как свет может знать, и что такое «твёрже». Детям необходимо объяснять, что «свет» - это наша земля, все страны, а «твёрже» - это значит, смелее и сильнее русских людей нет.

После подобных объяснений дети начинают понимать патриотический смысл пословиц и поговорок, у них зарождается чувство гордости за свой народ.

Наши объяснения строятся таким образом, чтобы у детей наряду с патриотизмом воспитывалось чувство уважения к традициям, обычаям и культуре не только своего народа, но и других.

Систематически  знакомим с прикладным народным творчеством: хохломской, городецкой, жостовской, гжельской, дымковской, филимоновской, загорской игрушками. Дети рисуют, лепят, поют, танцуют, учатся всматриваться и вслушиваться в шедевры, созданные родным народом. Постепенно через родное слово, музыку к малышам приходит понимание того, что они живут в стране, не гордиться которой – нельзя. Прекрасное вокруг нас создано трудом старших поколений, наследниками славы которых являются взрослые.

Мы   подбираем ту книгу, в центре которой стоит герой, зовущий к подражанию. И первое место принадлежит, так называемым, невыдуманным героям – героям В.О.В. – Саше Чекалине, Володи Дубинине, Зои Космодемьянской, Александре Матросове .Беседы о героях строились эмоционально, с привлечением книг, стихов, песен военных лет, знакомили  с подвигами земляков, с героикой родного края, проводили совместные мероприятия детей и родителей («Никто не забыт ничто не забыто», «Бессмертный полк»), где родители  рассказывали о героическом прошлом своих дедушек и бабушек. В группе мы создали «Уголок России», где меняем информацию согласно блоков по воспитанию патриотизма.

Совместно с родителями проводим экскурсии к памятникам у кинотеатра «Быль», у Атаманского леса и другим памятным местам нашего города. Мы позволяем детям всё рассмотреть, затем почтить память минутой молчания. Такие  экскурсии прививают детям навыки гражданского поведения у священных для народа мест.

Большое значение в воспитании патриотических чувств, принадлежит и примеру взрослых, в особенности близких людей. На фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию того, что мы победили потому, что любили Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Воспитать патриота своей родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ И НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремле...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ И НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа....

Роль народного искусства в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. "Русские ремесла".

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Прививать любовь к своей культуре, бережно относиться к материальным и духовным ценностям своего народа.Программное содержание:Уточнять...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Консультация для воспитателей «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии...

Семинар-практикум на тему "Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для педагогов на тему "Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разработка содержания и  методики патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе квест-технологии...