консультация для родителей
консультация на тему

Ноздрина Надежда Юрьевна

консультация для родителей: "Развитие творческих способностей через игру"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorenskaya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Развитие творческих способностей через игру»

Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.

В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в котором формируется его личность. Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Игра имеет огромное значение для развития всех психических процессов и личности ребенка! Ребенок не играет - он живет в игре. Если внимательно присмотреться к тому, с чем играет ребенок, как играет, что говорит в этот момент и что фантазирует, можно многое понять и помочь ребенку в его осмыслении жизни.  В игре ребенок изучает мир, поэтому для него необходимо создавать обучающую среду, с разными игрушками и занятиями. Ребенку также необходимо общение с другими детьми. Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выгодского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим.

       Все исследования, которые проводят ученые, и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие, творческими способностями имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. В маленьком возрасте рекомендуется уделить внимание всестороннему развитию, то есть развивать и литературные, и художественные, и музыкальные способности дошкольников. Лучше  всего происходит развитие творческих способностей через игру.

Ни для кого не секрет, что игра- наилучшая форма обучения ребенка, и чем младше ребенок, тем эффективность поставленных  в играх задач больше. В развитии творческой  игровой деятельности детей выделяют несколько этапов.

1этап-Ознакомительная игра (от 2-3месяцев до 8 мес.- 1,5 лет)

2 этап - Отобразительная игра (около года)

3 этап – Сюжетно - отобразительная игра (от 2 лет)

Действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Развитие творческих способностей малышей происходит при помощи попыток передачи ощущений с помощью доступных им средств.Так постепенно зарождаются предпосылки  следующего этапа развития игры.

4 этап - Сюжетно -ролевая игра(после 3 лет)

Известно, что игровая деятельность ребенка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всем том, главенствующее значение отводится сюжетно-ролевым играм. Именно этот вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как  творческой деятельности.

В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина. Бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для такой игры- яркое, запоминающееся  впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный  отклик. Ребенок  вживается в образ, чувствует  его душой и телом, становится им.

 В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
• Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле) .

• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль) .

• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

• Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

• Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

• Театрализованные игры – разыгрывание определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п.

 Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

 В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. • Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Образно-ролевая игра является источником  сюжетно- ролевой игры, которая проявляется  с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом –другой. Не имея  возможности обращаться с реальными предметами, ребенок  учится  моделировать ситуации с предметами- заместителями. Игровые заместители  предметов могут  иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку  в качестве  подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги.

На данном этапе развития  игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.

Наступает 5 этап-Собственно-ролевая игра(после 4-хлет).Ролевая игра- самостоятельная  деятельность детей, которая  моделирует жизнь взрослых.

Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ- доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают  и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх  мама может быть  строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

По мере того ,как ребенок  растет, меняется и организация их практического опыта, который направлен  на активное познание реальных  взаимоотношений людей в процессе  совместной деятельности. Взрослые, могут выступать в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуя коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная  общественно- трудовая деятельность людей.

По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Например, игра в «дочки-матери» в 3- 4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет-50-60 минут. Старшие дошкольники  способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры.

Как известно, любая  деятельность определяется ее мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребенок играет  по тому, что ему хочется играть, а не ради получения  какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и  любой другой продуктивной деятельности.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются  новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно  управлять своим поведением. В игре расширяется жизненный опыт детей. Нужно не забывать, что та или иная игра может способствовать развитию конкретного навыка или знания. Кроме того, увлеченная и заинтересованная игра взрослого с ребенком способствует развитию таких составляющих личности малыша, как его внимание, воображение, память,  творческое мышление и творческие способности, т.е. всего того, что поможет ему в дальнейшем целеустремленно шагать по жизни, сообразуясь со своей индивидуальной волей и законами социума


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...