Адаптация детей к детскому саду
консультация (младшая группа) на тему

Колотовкина Елена Юрьевна

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством.  Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном  учреждении.

В предлагаемой консультации даны критерии адаптации ребенка в ДОУ. Материал может быть полезен как педагогам-психологам, воспитателям и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Адаптация к условия ДОУ38 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация к условиям ДОУ

   Ранний возраст - особый период становления организма и систем, формирования их функций. Поэтому для этого возраста характерен ряд особенностей.

   Во- первых – это чрезвычайно быстрый темп развития, который имеет скачкообразный характер. Периоды медленного накопления чередуются с критическими периодами: кризис одного года связан с овладением ходьбой, кризис двух лет – с переломным моментом в развитии речи, началом развития речемыслительной деятельности, а также с развитием наглядно-действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания ребенка. В критические периоды может наблюдаться снижение в работоспособности, эмоциональные расстройства.

   Во- вторых, особенностью развития в раннем возрасте является неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание) может произойти утеря навыков, наблюдается явление ретардации («застревание» на более ранней ступени развития).

   В-третьих, особенностью развития является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.

   Наконец, ребенка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность.

   Поэтому так необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОУ прошел как можно мягче.

   Необходимо внимательно наблюдать за процессом адаптации детей, внося данные своих наблюдений в специальный протокол (См. Адаптационная карта). Также психологу в значительной степени может помочь оценочный лист, который заполняется родителями (См. Оценочный лист для родителей). После этого психолог делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.

   Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

   Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:

-          эмоциональное состояние;

-          коммуникабельность;

-          послеполуденный сон;

-          аппетит.

Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем, когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ, или может быть сколь угодно долгой.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

-          хороший аппетит;

-          спокойный сон;

-          охотное общение с другими детьми;

-          адекватная реакция на предложение воспитателя, логопеда, психолога;

-          нормальное эмоциональное состояние.

Как упоминалось выше, можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации. Каждый из факторов может оцениваться от +3 до –3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание неправильной интерпретации приводим ниже краткие характеристики разных оценок (+1  , +2, +3, 0, -1, -2, -3). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12.

   Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

Таблица по определению уровня адаптации

Определение поведенческой реакции

в соответствии с оценкой факторов адаптации

1.      Эмоциональное состояние ребенка

+3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

+1 Иногда задумчив, замкнут.

-1 Легкая плаксивость, хныканье.

-2 Плачет за компанию, плач приступообразный.

-3 Сильный плач, подавленное настроение.

2.      Социальные контакты ребенка

+3 Много друзей, охотно играет с детьми.

+2 Сдержан, неохотно играет с детьми.

+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

-1 Невесел, с детьми не контактирует.

-2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

-3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

3.      Сон ребенка

+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

+2 Сон спокойный.

+1 Засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго.

-1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

-2 Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

-3 Отсутствие сна, плач.

4.      Аппетит ребенка

+3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2 Нормальный аппетит, ест до насыщения.

+1 Аппетит выборочный.

-1 Отвергает некоторое блюда, капризничает.

-2 Ест долго, неохотно.

-3 Отвращение к еде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....

Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...

Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».

Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".

Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....