Консультация для родителей: "Роль семьи в развитии творческой личности ребенка"
консультация (младшая группа) на тему

Воробьева Марина Николаевна

Роль семьи в развитии творческой личности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_razvitii_tvorcheskoy_lichnosti_rebenka.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Роль семьи в развитии творческой личности ребенка»

                                                                                                                                                                                                                             Воспитатель:

                                                Воробьева М.Н.

Нижневартовск 2015г.

Родители у нас народ прекрасный

  Смысл воспитания для них предельно ясен.

  Ведь только творчество и труд

        Нам личность в будущем дадут

Семья обладает большими потенциальными возможностями в развитии творческих способностей дошкольников. На это указывали такие ученые как П.Торренс, К.Тэкекс, В.Н.Дружинин, Дж.Гетцельс, Ф.Джексон, М.В.Межиева и другие.

Согласно исследованиям П.Торренса, наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. Степень реализации творческих импульсов ребенка во многом зависит от влияния родителей и других взрослых дома и в детском саду. Черты характера, способствующие творческой продуктивности, могут быть обнаружены достаточно рано. Именно поэтому психологу, работающему с детьми, очень важно обратить внимание родителей на их развитие. Результаты развития творческих способностей ребенка могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте.

Особую роль в формировании творческой личности ребёнка отводится   семье.    Я считаю, что дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача воспитателя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.

Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:

  • гармоничность – негармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;
  • творческая – нетворческая личность родителя как образец подражания и субъект идентификации;
  • общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;
  • ожидание родителей по отношению к ребенку – ожидание достижений или независимости.

С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании ребенка. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. В семье человек пребывает постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны его жизни.

 Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Это ложится неизгладимой печатью на его душу. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребенка.

         Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений. Семья является могучим воспитательным средством.

 Ян Амос Каменский рассуждал: «Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости». А в «мудрости» важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых – «умение осторожно и разумно управлять самим собой».

 Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка….

Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание

Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно – родительских отношений, есть и такие:

  • большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье;
  • меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения;
  • чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери;
  • ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве;
  • благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.

Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. Результаты их работ показывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери - на творчество мальчиков. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих дочерей, расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях. Матери, занятые творческой или деловой карьерой, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость. Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель в этом случае – прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример.

Д. Льюисом был составлен для родителей список утверждений, с помощью которых родители могут оценить степень своего участия в занятиях ребенка. Несмотря на то, что этот список сформулирован на основе изучения обширной выборки семей одаренных детей, он достаточно удачно типизирует подход к стимулированию позитивного умственного развития ребенка.

Итак, семейная среда, где с одной стороны есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется не стереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

Гипотеза о том, что подражание является основным механизмом формирования креативности, подразумевает, что для развития творческих способностей ребенка необходимо, чтобы среди близких дошкольнику людей был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал. Процесс идентификации зависит от отношений в семье: в качестве образца для ребенка могут выступать не родители а «идеальный герой», обладающий творческими чертами в большей мере, чем родители.

Задача взрослых, стремящихся развить в ребенке его творческий потенциал, реализовать его творческие способности, достаточно трудна. И если родители с помощью специалистов психологов и педагогов постараются создать ребенку возможности для интересного образования, окажут необходимую помощь и эмоциональную поддержку, эта задача может быть решена достаточно успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль семьи в развитии творческой личности ребенка

роль семьи в развитии творческой личности ребенка...

Консультация для родителей: Роль семьи в развитии творческой личности ребенка

Консультация для родителей о том, что семья обладает большими потенциальными возможностями в развитии творческих способностей дошкольников....

Консультация для родителей «Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка»

    Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться....

Консультация для родителей "Роль занимательной математики в развитии логического мышления ребенка".

ВведениеГлава 1. Теоритические аспекты развития логического мышления у детей с ОНР средствами занимательной математики.1.1 Психолого-педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста с...

Консультация для родителей «Роль семейных взаимоотношений в нравственном формировании личности ребенка»

Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друг...

Консультация для родителей: «Роль природного материала в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст является базой  для формирования основ мироведения и представляет широкие возможности для всестороннего развития ребенка, в том числе и творческого развития. Развивать творческ...