особенности развития ребенка 5 лет.
консультация (средняя группа) на тему

Риянова Ольга Ивановна

материал содержит информацию о возрастных особееностях детей 5 лет, а также тесты для родителей, которые помогут определить уровень развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития ребенка 5 лет.

        

        В пять лет у ребенка хорошее психомторное развитие. Он вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются.

        У ребенка стабилизируется координация мелких движений рук и зрительного контроля, что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной и творческой деятельности. Он с большим удовольствием рисует, вырезает и клеит, строит замки и фантастические конструкции, украшает дом подручным материалом.

        В этом возрасте ребенок начинает увлеченно играть. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. Играют не только «в больницу», «школу», но способны к театрализации полюбившихся сказок и мультфильмов.

        В этом возрасте ребенок не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает язык. Словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается. Особенностью речи ребенка пяти лет является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, сочиняет стихи, песенки, пересказывает, обменивается впечатлениями. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Благодаря этому происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

        Ребенок может решать довольно сложные задачи, если при этом вы предоставите ему возможность наблюдать доступные для его понимания факты. Он уже может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку. Однако логика его мышления довольно своеобразна.

        Память ребенка пяти лет находится в состоянии перехода от непроизвольного к сознательному запоминанию. Ребенок легко может заучить стихотворение, песенку. Важно следить, чтобы наряду с простым запоминанием у ребенка развивалась смысловая память — ребенок должен хорошо понимать, что он заучивает.

        Итак, в пять лет ребенок:

  • обладает словарным запасом около 3000 слов,
  • знает свой адрес,
  • пользуется предложениями из 5-6 слов,
  • пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными,
  • умеет пересказывать,
  • правильно произносит практически все звуки,
  • определяет право-лево у себя, но не у других,
  • знает простые антонимы (большой-маленький, твердый-мягкий),
  • пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем,
  • считает до 20, знает десятки,
  • определяет большее и меньшее количество,
  • знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.



Предварительный просмотр:

Тесты на оценку уровня развития ребенка пять лет: подсказки родителям.

Тесты помогут оценить уровень развития ребенка.

Тест с кубиками.

Сделайте на бумаге заготовку с изображением того, что должен построить ребенок из кубиков. Попросите ребенка глядя на рисунок, скопировать его, то есть сложить из кубиков то, что он видит на рисунке.

Тест определяет способности ребенка производить пространственные дифференцировки, сочетать действенно достигаемые результаты с наглядно заданными целями.

Тест с матрешкой.

Предложите ребенку самостоятельно собрать семь матрешек в одну, ориентируясь на размер. Задание направлено на умение соотносить размеры предметов.

Тест на общую осведомленность.

Спросите у ребенка, что надо сделать, когда хочется спать, когда холодно. Ребенок должен последовательно изложить свои действия.

Тест на внимание.

Возьмите 32 картинки с нарисованными на них различными предметами. Предложите ребенку внимательно их рассмотреть. У вас в руках точно такой же набор картинок. Вы показываете ребенку одну картинку и просите его найти похожую.

Тест на память.

Предварительно объясните ребенку, что он должен внимательно выслушать и запомнить все действия.

Попросите выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место.

Попросите ребенка запомнить и повторить следующие фразы: «Катя ушла домой. Ее ждет бабушка»,  «Наступила осень, опадают лисья», «Автомобиль завернул за угол, его больше никто не видел», «Новый год наступил, дети получили подарки».

Затем зачитайте числовой ряд: 2-6-1, 3-8-6, 2-5-9, 3-4-7-1, 6-1-5-8, 7-2-1-9-6. попросите ребенка повторить произнесенные числа.

Покажите ребенку 10 карточек с изображением простых и знакомых его объектов. Показывая ребенку карточки по одной, попросите его назвать их. Показываете по одной картинке, закрывая все остальные. Затем закрываете все картинки листом бумаги, пусть ребенок назовет те картинки, которые он запомнил.

Тест на словарный запас.

Покажите ребенку по отдельности картинки с изображением различных распространенных предметов и спросите: «Что это?» или «Из чего это сделано?».

Тест на крупную моторику.

Ребенок пяти лет, спускаясь вниз по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку.

Тест на мелкую моторику.

Ребенок пяти лет может детально нарисовать человека, животное. Изобразить глаза, нос, рот, уши, пальцы, детали одежды, шерсть и когти у животного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности развития ребенка от 5 до 6 лет

Дана краткая характеристика особенностей данного возраста. В материале представлены варианты игр, которые желательно проводить с детьми. Информация для родителей....

Родительское собрание "Эмоциональные особенности развития ребенка среднего возраста"

Цель: создание условий для  партнерских отношений между родителями и детьми.Задачи:Привлечь родителей к участию в образовательном процессеСоздать условия для обмена семейным опытомОбсудить наибол...

Консультация для инструкторов по физической культуре Особенности развития ребенка-дошкольника

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Таким образом,...

Консультация для инструкторов по физической культуре Особенности развития ребенка-дошкольника

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Таким образом,...

Задержка психического развития: причины, виды, особенности развития ребенка.

В статье представлены теоретические основы такого понятия как задержка психического развития (ЗПР). Описаны основные причины, виды, особенности детей с ЗПР, даны рекомендыции для родителей....