Артикуляционная гимнастика
консультация на тему

Яковлева Ирина Кимовна

Комплекс упражнений, направленных на выработку положений и движений органов артикуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

Это комплекс упражнений, направленных на выработку положений и движений органов артикуляции  (губ, нижней челюсти, языка).

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно два раза в день (утром и вечером).

Проводить гимнастику сидя, спина прямая, руки и ноги в спокойном положении.

Ежедневно проводить 2 – 3 упражнения. Постепенно довести до 10. От простых к сложным.

При проведении гимнастики логопед должен видеть артикуляцию ребенка.

Движения должны быть симметричными.

Каждое упражнение выполнять 3 – 5 раз.

Упражнения для губ.

  1. «Заборчик».

Цель: научить ребёнка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы и удерживать губы под счет (от 1 до 3, до 5, а далее до 10)

  1. «Трубочка».                                                                                                                                              Цель: выработать движение губ вперед.                                                                            Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой и удерживать под счет (до 3, до 5, до 10).
  2. «Заборчик – трубочка».                                                                                                                          Цель: научить ребёнка легко переключаться с одного движения губ на другое. Выполнение: чередовать движения губ в улыбке и в трубочке под счет.

 а) Заборчик (1 – 3 -5); трубочка (1 – 3 – 5)                                                                                              б) раз – заборчик, два – трубочка.  Переключать как можно быстрее.

Упражнения для губ и нижней челюсти.

  1. «Окошко».                                                                                                                                                   Цель: научить ребёнка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.                                                                          Выполнение: а) улыбнуться, показать зубы (верхние и нижние зубы видны), удерживать рот открытым под счет (до 3, до 5). Затем сомкнуть зубы и удерживать под счет (до 3, до 5)

б) открывать и закрывать рот под счет (от 1 до 10). Губы в улыбке.

 

Упражнения для языка.

  1. «Наказать непослушный язычок».                                                                                                    Цель: научить ребёнка расслаблять мышцы языка.                                                         Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами произносить «пя – пя – пя». Удерживать язык широким (как лопатка или блинчик) в спокойном положении при открытом рте (до 3 – 5 – 10)
  2. «Кошка лакает молоко».                                                                                                                      Цель: выработать движение широким языком вперед – назад.                                Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и широким языком производить движения вперед – назад.
  3. «Маятник».                                                                                                                                              Цель: научить ребёнка направлять язык к углам рта. Развивать подвижность передней части языка.                                                                                                                                Выполнение: а) улыбнуться, показать зубы, повернуть выдвинутый язык вправо, удержать под счет до 3 – 5; повернуть влево, удержать до 3 -5.                                                                    

 б) улыбнуться, показать зубы, поворачивать высунутый язык вправо – влево под счет: раз, два или тик – так.

  1. «Качели».                                                                                                                                                        Цель: научить ребёнка чередовать положение языка вверх – вниз, растягивать подъязычную связку.                                                                                                              Выполнение: а) улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить язык за нижние зубы, удержать под счет до 3 – 5, затем поднять за верхние зубы и тоже удержать до 3 -5.              

  б) менять поочередно положение языка вверх – вниз под счет: раз – два.

  1. «Блинчик – иголочка».                                                                                                                         Цель: научить ребёнка поочередно делать язык то широким, то узким.                    Выполнение: приоткрыть рот, высунуть язык, сделать его широким, удержать под счет до 3 -5. Затем сделать язык узким (язык округлый с заостренным кончиком) и тоже удержать под счет до 3 -5. Так поочередно менять форму языка.
  2. «Лошадки».                                                                                                                                               Цель: укрепить мышцы языка, выработать подъем его вверх, растягивать подъязычную связку, развивать подвижность кончика языка

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком языка за верхними зубами. Сначала медленно, потом быстрее (как лошадка цокает копытами). Работает только язык, нижняя челюсть неподвижна (если нижняя челюсть «прыгает», удерживать ее рукой).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...