Главные вкладки

    Памятка для родителей "Эмоциональное благополучие ребёнка в семье"
    консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

    Карелина Елена Ивановна

    Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Памятка для родителей

    об эмоциональном благополучии ребенка в семье.

    Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

    Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

    • наличии чувства доверия к миру;
    • способности проявлять гуманные чувства;
    • способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
    • наличии положительных эмоций и чувства юмора;
    • способности и потребности в телесном контакте;
    • чувстве удивления;
    • вариативности поведения;
    • способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
    • способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;
    • способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

    Эмоционально благополучный ребенок - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

    Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

    Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:

    биологические - врожденные особенности психологического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т.д;

    психосоциальные - особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.

    Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.

    Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:

    • принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;
    • создание в семье атмосферы положительных эмоций;
    • создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;
    • поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка - эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);
    • в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);
    • включенный в детскую жизнь, в том числе в игровую деятельность ребенка.

    Признаки здорового эмоционального состояния у детей:

    (От четырех до шести лет)

    • ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);
    • начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
    • становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
    • проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);
    • ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.

    (От шести до семи лет)

    • склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;
    • очень восприимчив к эмоциональным травмам;
    • может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;
    • формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками;
    • начинает включаться в “сексуальные игры” со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;
    • чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;
    • может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания. 

    Симптомы эмоциональных проблем:

    (От трех до шести лет)

    • частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
    • частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
    • постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
    • общая неспособность следовать правилам и указаниям;
    • нежелание разговаривать и договариваться;
    • внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
    • постоянная меланхолия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка для родителей по созданию эмоционального благополучия ребенка в семье.

    Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и ре...

    Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

    Любовь, забота, ласка - это основные жизненные потребности ребенка, которые он может получить в семье....

    Консультация для родителей «Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в семье»

    Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, призна...

    тренинговое занятие для родителей "Эмоциональное благополучие ребенка в семье"

    поднятие престижа семьи, содействие построению оптимальных взаимоотношений в семье, профилактике правонарушений...