Главные вкладки

    Конспект родительской встречи во второй младшей группе на тему "Эмоциональное благополучие ребёнка в семье. Родительская эффективность"
    материал (младшая группа) на тему

    Конспект заседания родительского клуба во второй младшей группе. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie.docx28.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Частное учреждение дошкольного образования центр развития детей дошкольного возраста «Бибигон»  г. Казань.

                  Конспект родительского собрания

                  во второй младшей группе

                  на тему «Эмоциональное благополучие ребёнка в семье.  Родительская     эффективность».

                                                                                Выполнила: воспитатель                                                                                                                  

                                                                                1 кв.категории                                                                                                                                            

                                                                                Аллаярова Айгуль Вазиховна.                                                                                                

    Казань 2016 г.

    Тема: «Эмоциональное благополучие ребенка в семье».

    Цель: установление сотрудничества детского сада и семьи по проблеме укрепления психологического здоровья, повышение психолого – педагогической грамотности родителей.

    Задачи: ознакомление присутствующих со стилями общения в семье;  показать родителям как влияет стиль общения с ребенком в семье на его развитие, воспитание, закладку его будущей жизни; познакомить родителей с приёмами более эффективного общения с детьми формирование ответственного отношения родителей к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения; помочь родителям увидеть своего ребенка через призму положительного взгляда  и сосредоточиться на зоне ближайшего развития ребенка;

    Форма проведения: заседание родительского клуба

    Участники: воспитатели, психолог, родители.

    План проведения.

    1.Вступительный этап.

    2.Основной этап.

      Игра «Приветствие».        

      Мини – лекция «Стили воспитания».

      Тренинг «Недетские запреты».

      Тренинг «Мой идеальный ребёнок».

    3. Заключительный этап.

     Рефлексия. Упражнение «В лучах родительского солнца».

      Чтение стихотворение Эдуарда Асадова.

    Ход мероприятия.

    -Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада Вас приветствовать на собрании, тема которого «Эмоциональное благополучие ребёнка».

    По мнению Всемирной Организации Здоровья, здоровье – это состояние полной гармонии физического, психического и эмоционального благополучия ребёнка. Поэтому мы, сегодня поговорим о значимости эмоционального благополучия ребёнка для сохранения и укрепления его здоровья. Родители счастливы тогда, когда счастлив, весел ребёнок!

    Игра «Приветствие».

    -Всем нам, взрослым крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала тёплая и доброжелательная улыбка. А внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своём отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнётесь.

    А сейчас, давайте, поприветствуем друг друга так, как приветствуют друг друга люди разных стран при этом, не теряя своей улыбки.

    - Сложить руки на уровне груди и поклониться (Япония);

    - Крепко обняться (Россия);        

    - Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии (Великобритания);

    - Показать язык (Тибет);

    - Поднять руку перед грудью и сказать  «Намасте».

    Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.

    - Как вы думаете, в чём это проявляется? (Высказывания родителей.)

    Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны, быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, грызут ногти, крутят волосы).

    Причины.

    - Несогласованность требований к ребёнку дома.

    - Избыток информации, получаемой ребёнком (интеллектуальные перегрузки).

    - Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребёнка сделать что-то не так.

    Информационное сообщение «Стили воспитания».

    В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.

    В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор, создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина уже третий раз рекламирует преимущества стирального порошка?

    Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная.

    Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.

    Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.

    Родители - сторонники демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.

    Вопрос: Как вы думаете, наказание детей может быть одной из причин нарушения эмоционального благополучия ребенка?

    Мне хочется ответить словами известного российского психолога Владимира Леви, который написал «Семь правил для всех – “Наказывая, подумай: Зачем?”.

    1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать.

    2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, – Не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

    3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу, а не по одному – за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!

    4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур требовательные родители ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил, забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности, не так страшен, как риск задержки душевного развития.

    Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

    Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение.

    5. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

    6. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

    7. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

    Упражнение «Недетские запреты».

    Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д.

    После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно.

    - Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.  Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

    Рефлексия.

    Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

    – Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

    – Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

    – Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

    – Что хотелось развязать в первую очередь?

    – Что вы чувствуете сейчас?

    Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

    – Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

    – Что вам хотелось сделать?

    – Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

    – Какие чувства вы испытываете сейчас?

    -Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему, но правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определённых правил.

    Рекомендации для родителей.

    1. Прежде всего, необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание ..,».

    2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...».

    3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.

    4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.

    Упражнение  «Мой идеальный ребенок».

    Цель: помочь родителям увидеть своего ребенка через призму положительного взгляда  и сосредоточиться на зоне ближайшего развития ребенка.

    Ведущий предлагает родителям назвать себя от третьего лица и рассказать о своем ребенке в положительном ключе, а нежелательные (по мнению родителей) качества ребенка  перевести по ходу рассказа, в положительные, также можно назвать качества, которых пока еще нет у ребенка, но они обязательно сформируются. Например: «У Наталья Ивановны есть замечательный сын Максимка. Он очень добрый мальчик, помогает маме мыть посуду. Дружно играет с ребятами в детском саду, он лидер, всегда придумывает новые игры, и уже лучше слушается взрослых, он стал более внимательным».

    Рефлексия.

            Упражнение «В лучах родительского солнца».

    - Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем своё имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них. Отвечая на вопрос: «Чем я согреваю своего ребёнка, как солнышко согревает землю». Например, вы пишите « Я всегда пробуждаю своего ребёнка добрым ласковым словом», на другом «Я семь – восемь раз в день обнимаю своего ребёнка», «Я добрая».

    -В заключении хотелось бы прочесть вам стихотворение Эдуарда Асадова.

    Берегите своих детей,

    Их за шалости не ругайте.

    Зло своих неудачных дней

    Никогда на них не срывайте.

    Не сердитесь на них всерьез,

    Даже если они провинились,

    Ничего нет дороже слез,

    Что с ресничек родных скатились.

    Если валит усталость с ног

    Совладать с нею нету мочи,

    Ну а к Вам подойдет сынок

    Или руки протянет дочка.

    Обнимите покрепче их,

    Детской ласкою дорожите

    Это счастье, короткий миг,

    Быть счастливыми поспешите.

    Ведь растают как снег весной,

    Промелькнут дни златые эти

    И покинут очаг родной

    Повзрослевшие Ваши дети.

    Перелистывая альбом

    С фотографиями детства,

    С грустью вспомните о былом

    О тех днях, когда были вместе.

    Как же будете Вы хотеть

    В это время опять вернуться

    Чтоб им маленьким песню спеть,

    Щечки нежной губами коснуться.

    И пока в доме детский смех,

    От игрушек некуда деться,

    Вы на свете счастливей всех,

    Берегите ж, пожалуйста, детство!

    - Спасибо за внимание!

    Используемая литература.

    1. Абрамян Л.A. О некоторых особенностях эмоционального развития дошкольника в семье / Л.А. Абрамян // Семья и личность: Тезисы  докл. всесоюзн. конфер. - М. : МПГУ, 1981. – 546 с.
    2. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989.
    3. Журнал «Дошкольное воспитание» 08/2016: Изд.дом «Воспитание дошкольника».
    4. Журнал «Дошкольное воспитание» 10/2009: Изд.дом «Воспитание дошкольника».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект родительского собрания во второй младшей группе на тему «Фольклор в вашей семье».

    Цель: Повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа в воспитании собственных детей.Задачи: 1.Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных прои...

    Конспект родительской встречи во второй младшей группе на тему "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".

    Конспект родительской встречи во второй младшей группе "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".Цель мероприятия: содействовать сплочению коллектива родителей, привлечение родителей к обмену опытом по...

    Родительская встреча во второй младшей группе на тему:"Чему мы научились за год"

    Родительская встреча во второй младшей группе на тему: "Чему мы научились за год"...

    "Семья- основа воспитания" Конспект детско-родительской встречи во второй младшей группе

    Цели:Содействие проявлению у детей и родителей положительных эмоций в ходе  совместной музыкальной деятельности, умению выражать их; развитию эмоционально-речевого общения; обогащению опыта двига...

    РОДИТЕЛЬСКАЯ ВСТРЕЧА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА "ВОТ И СТАЛИ МЫ НА ГОД ВЗРОСЛЕЕ..."

    Итоговая родительская встреча во второй младшей группе«Вот и стали мы на год взрослее…»Цель: - подведение итогов образовательной деятельности.Задачи: - познакомить родител...

    Конспект родительской встрече во второй младшей группе "Итоги года"

    В данном конспекте предлагается ересная форма с родителями по подведению итогов....

    Конспект родительского собрания во второй младшей группе на тему «Фольклор в вашей семье».

    Конспект родительского собранияво второй младшей группе на тему «Фольклор в вашей семье»....