Семейные традиции и их значение в развитии и воспитании ребёнка.
консультация на тему

Жильцова Ирина Викторовна

Цель: донести до родителей значимость семейного воспитания, привлечь родителей к обмену опытом о семейных традициях.

Задачи:

-       Познакомить родителей с различными традициями в семье и их значении в воспитании и развитии ребенка;

-       Подвести к пониманию того, что семья в воспитании и развитии ребенка  играет ведущую роль;

-       Показать значимость ведения семейного альбома в воспитании духовно – нравственных ценностей у ребенка;

-       Заинтересовать темой, используя составление генеалогического древа;

-       Вызвать положительные эмоции от проведенного мероприятия и еще больше сплотить родителей;

-       Использовать опыт родителей в своей работе.

Предварительная работаизготовление пригласительных, сбор фотоматериала для презентации, составление анкет для родителей и детей, интервьюирование детей на тему: «Семейные традиции».

Материалы и оборудованиеноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация «Семейные традиции», ручки, бумага, распечатки на каждого «дерево», клей-карандаш, листочки из зеленой бумаги, бланки  анкет, папки – раскладушки «Традиции в моей семье».  

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.

Для начала предлагаю подумать и ответить на вопрос «Что означает слово – семья?».

Высказывания родителей.

Семья – совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми (И. Даль).

С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчиваете.

o    В гостях хорошо, а…………. (дома лучше).

o    Не красна изба углами, а…………. (красна пирогами).

o    Дерево держится корнями, а человек………… (семьей).

o    Каково на дому, таково и………………(самому).

o    Дети не в тягость, а……………….(в радость).

o    Когда семья вместе, и…………… (душа на месте).

o    Семья сильна, когда над ней………… (крыша одна).

Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребенок.

Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка – семье или д/саду? Ответы родителей.

Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей.

Сегодня мы собрались поговорить о семейных традициях.

 

Пожалуйста, ответьте на вопросы мини – анкеты

Что, по-вашему, входит в понятие «семейные традиции»?

1.     Какие семейные традиции есть в Вашей семье?

2.     Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?

3.     Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?

А вот что о праздниках и семейных традициях рассказали ваши дети. (Итоги интервьюирования детей)

Семейные традиции – конечно, это и праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, «вечерние посиделки» с обсуждением пройденного дня. Необычная организация дня рождения своего ребенка («Поиск клада» - в случае, если праздник проходит на природе; розыгрыши и стилизованные вечеринки). Это и семейные прогулки выходного дня (в парки, на природу, на дачу), походы в музеи, театры, кинотеатры. Это и совместные игры с детьми (подвижные на природе, собирание пазл, конструирование из ЛЕГО и т.д.). Это и составление своей родословной и семейных альбомов. Также традицией является коллекционирование чего-либо, выбор профессии. Часто встречающейся традицией является ежегодный отдых на море или выезд за город (на дачу, в деревню).

Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника. Вспомните свое детство, как Вы ждали Новый год, или свой День рождения, считали дни и часы!

Как вы устраиваете детские праздники в своей семье?  Родители делятся своим опытом.

Как это ни странно, но детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, то он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.

Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться заставить его выступать: петь или рассказывать стихи, встав на стульчик. Ребенок сам выразит желание выступить, или можно придумать игру в «Фанты».

Как Вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку? Высказывания родителей.

Желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.

В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут. (Хотя, взрослые тоже с удовольствием ждут сюрпризов).

Какие подарки вы дарите своим детям? (обмен опытом)

Конечно, сейчас такие времена, что детей мало чем можно удивить и порадовать. Но, все же.

Подарки должны быть немного с опережением по возрасту; каждая игрушка должна что-то развивать (мышление, память, внимание, моторику, познавательный интерес), расширять кругозор. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка у двери – пусть он видит, насколько подрос за год.

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, конкурсы, концерт и т.д. украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи (сейчас можно пригласить аниматоров, а можно и самим нарядиться). От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.

Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы будут отдыхать и наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты у вашего ребенка.

Теперь я задам вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – Я.

Какая же у нас семья? (6 человек)

Вот видите, с помощью этой шуточной задачки мы коснулись с вами интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.

Попробуйте сейчас составить родословную семьи. Начните с себя .

У кого получился самый многочисленный род?

Знаете ли вы, откуда родом ваши родители, дедушки и бабушки?

Кто придумал имя, которое вы носите?

Кто придумал имя вашему ребенку? Знает ли он об этом?

Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков. И ее можно оформить в виде семейной книги «Это я, твоя бабушка». Так же, как существуют уже готовые альбомы, где есть места для фотографий  и записей («Наш малыш», «Наша свадьба», «Мой класс» и т.д.), такие альбомы можно сделать своими руками.

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А. С.Пушкин)

Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, и в наших силах оставить память о ней.

Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода?(семейный альбом)

Есть ли в вашем доме семейный альбом?

Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда вы листала его в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Скажите, у кого из вас в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком?

Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека.  Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьей за город, на дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы, провести с ребенком игры природного содержания, почитать подходящие стихи, сделать зарисовки на подручных материалах, собрать природный материал для поделок, перекусить на полянке и уходя забрать свой мусор. Приучая тем самым правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом – лес.

Кто из вас часто ходит с детьми в музеи, театры?

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то еще не поздно начать собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате чего у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей; развивает познавательный интерес.

Что можно коллекционировать? (презентация родителями видов коллекций)

Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?

В какие игры и как часто вы играете с ребенком?

Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом нам помогает игра. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.

Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей внимание. Осторожно и вдумчиво подбирать игры. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие, компьютерные.

В наших с вами руках, чтобы дети выросли развитыми, грамотными и образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей, знали своих предков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Семейные традиции и их значение в развитии и воспитании ребёнка».

Цель: донести до родителей значимость семейного воспитания, привлечь родителей к обмену опытом о семейных традициях.

Задачи:

-       Познакомить родителей с различными традициями в семье и их значении в воспитании и развитии ребенка;

-       Подвести к пониманию того, что семья в воспитании и развитии ребенка  играет ведущую роль;

-       Показать значимость ведения семейного альбома в воспитании духовно – нравственных ценностей у ребенка;

-       Заинтересовать темой, используя составление генеалогического древа;

-       Вызвать положительные эмоции от проведенного мероприятия и еще больше сплотить родителей;

-       Использовать опыт родителей в своей работе.

Предварительная работаизготовление пригласительных, сбор фотоматериала для презентации, составление анкет для родителей и детей, интервьюирование детей на тему: «Семейные традиции».

Материалы и оборудованиеноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация «Семейные традиции», ручки, бумага, распечатки на каждого «дерево», клей-карандаш, листочки из зеленой бумаги, бланки  анкет, папки – раскладушки «Традиции в моей семье».  

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.

Для начала предлагаю подумать и ответить на вопрос «Что означает слово – семья?».

Высказывания родителей.

Семья – совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми (И. Даль).

С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчиваете.

  • В гостях хорошо, а…………. (дома лучше).
  • Не красна изба углами, а…………. (красна пирогами).
  • Дерево держится корнями, а человек………… (семьей).
  • Каково на дому, таково и………………(самому).
  • Дети не в тягость, а……………….(в радость).
  • Когда семья вместе, и…………… (душа на месте).
  • Семья сильна, когда над ней………… (крыша одна).

Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребенок.

Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка – семье или д/саду? Ответы родителей.

Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей.

Сегодня мы собрались поговорить о семейных традициях.

Пожалуйста, ответьте на вопросы мини – анкеты

Что, по-вашему, входит в понятие «семейные традиции»?

1.     Какие семейные традиции есть в Вашей семье?

2.     Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?

3.     Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?

А вот что о праздниках и семейных традициях рассказали ваши дети. (Итоги интервьюирования детей)

Семейные традиции – конечно, это и праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, «вечерние посиделки» с обсуждением пройденного дня. Необычная организация дня рождения своего ребенка («Поиск клада» - в случае, если праздник проходит на природе; розыгрыши и стилизованные вечеринки). Это и семейные прогулки выходного дня (в парки, на природу, на дачу), походы в музеи, театры, кинотеатры. Это и совместные игры с детьми (подвижные на природе, собирание пазл, конструирование из ЛЕГО и т.д.). Это и составление своей родословной и семейных альбомов. Также традицией является коллекционирование чего-либо, выбор профессии. Часто встречающейся традицией является ежегодный отдых на море или выезд за город (на дачу, в деревню).

Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника. Вспомните свое детство, как Вы ждали Новый год, или свой День рождения, считали дни и часы!

Как вы устраиваете детские праздники в своей семье?  Родители делятся своим опытом.

Как это ни странно, но детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, то он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.

Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться заставить его выступать: петь или рассказывать стихи, встав на стульчик. Ребенок сам выразит желание выступить, или можно придумать игру в «Фанты».

Как Вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку? Высказывания родителей.

Желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.

В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут. (Хотя, взрослые тоже с удовольствием ждут сюрпризов).

Какие подарки вы дарите своим детям? (обмен опытом)

Конечно, сейчас такие времена, что детей мало чем можно удивить и порадовать. Но, все же.

Подарки должны быть немного с опережением по возрасту; каждая игрушка должна что-то развивать (мышление, память, внимание, моторику, познавательный интерес), расширять кругозор. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка у двери – пусть он видит, насколько подрос за год.

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, конкурсы, концерт и т.д. украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи (сейчас можно пригласить аниматоров, а можно и самим нарядиться). От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.

Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы будут отдыхать и наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты у вашего ребенка.

Теперь я задам вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – Я.

Какая же у нас семья? (6 человек)

Вот видите, с помощью этой шуточной задачки мы коснулись с вами интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.

Попробуйте сейчас составить родословную семьи. Начните с себя .

У кого получился самый многочисленный род?

Знаете ли вы, откуда родом ваши родители, дедушки и бабушки?

Кто придумал имя, которое вы носите?

Кто придумал имя вашему ребенку? Знает ли он об этом?

Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков. И ее можно оформить в виде семейной книги «Это я, твоя бабушка». Так же, как существуют уже готовые альбомы, где есть места для фотографий  и записей («Наш малыш», «Наша свадьба», «Мой класс» и т.д.), такие альбомы можно сделать своими руками.

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А. С.Пушкин)

Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, и в наших силах оставить память о ней.

Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода?(семейный альбом)

Есть ли в вашем доме семейный альбом?

Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда вы листала его в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Скажите, у кого из вас в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком?

Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека.  Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьей за город, на дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы, провести с ребенком игры природного содержания, почитать подходящие стихи, сделать зарисовки на подручных материалах, собрать природный материал для поделок, перекусить на полянке и уходя забрать свой мусор. Приучая тем самым правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом – лес.

Кто из вас часто ходит с детьми в музеи, театры?

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то еще не поздно начать собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате чего у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей; развивает познавательный интерес.

Что можно коллекционировать? (презентация родителями видов коллекций)

Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?

В какие игры и как часто вы играете с ребенком?

Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом нам помогает игра. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.

Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей внимание. Осторожно и вдумчиво подбирать игры. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие, компьютерные.

В наших с вами руках, чтобы дети выросли развитыми, грамотными и образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей, знали своих предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игры для развития и воспитания ребёнка.

Значение игры для развития и воспитания ребёнка.        Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников...

Ознакомление с семейными традициями и обычаями — эффективное средство социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве к...

Конспект Родительского собрание на тему: «Семейные традиции и их значение в воспитании и развитии ребенка» (дети подготовительной группе 6-7 лет)

Родительского собрание на тему: «Семейные традиции и их значение в воспитании и развитии ребенка»...

Круглый стол для родителей «Семейные традиции и их значение в воспитании и развитии ребенка»

Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителем.1. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении темы «Семейные традиции».2. Актуализация опыта сохранения ...

Родительское собрание «Семейные традиции и их значение в воспитании и развитии ребенка» Воспитатель Белокурова Л.М. МБДОУ «Детский сад № 40» г. Ачинск

Воспитание ребенка — очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, влияет на формирование личности. Но ...

Информация для родителей на тему: «Роль семьи и семейных ценностей в развитии и воспитании ребёнка».

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.Для ребёнка семья - это среда, в которой скл...