ТРИЗ в развитии связной речи старших дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

Комиссарова Наталья Евгеньевна

Рекомендации как научить дошкольников придумывать сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_v_razvitii_rechi.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТРИЗ в развитии связной речи старших дошкольников.

“Детям нужны сказки,

ибо они являются необходимой

 пищей для развития личности”.

Б.Беттельхайм

Сказка захватывает ребенка своим содержанием, возбуждает его воображение, фантазию, расширяет его жизненные представления, дает ему первые уроки морали, справедливости, добра и любви. Сказка таит в себе богатейшие воспитательные возможности. Она знакомит детей с яркостью, выразительностью родного языка: “Он певуч и поэтичен” Батурина Г. И. Дети не только улавливают смысл сказки, но запоминают повторы, эпитеты, типичные сказочные обороты, метафоры, сравнения, т.е. начинают понимать красоту формы, своеобразие стиля, переносят в свою речь те слова и фразы, которые они запомнили. В сказках много пословиц и поговорок, которые делают ее не заменимым средством воспитания и обучения детей.

Сказка для ребенка не просто вымысел, фантазия – это особая реальность. Сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах), воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности.

Средствами обучения сочинению сказок можно решить множество задач, таких как:

•Обогащение словаря.

•Развитие звуковой культуры речи.

•Структурированности и образности речи.

Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении дошкольников сочинению сказок, позволяет варьировать задания, обогащать содержания и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Учитывая при этом как индивидуальные, так и возрастные возможности дошкольников.

Основная цель обучения детей сочинению сказок – сформулировать у них осознанное отношение к своим чувствам, к своему внутреннему миру, развивать умение управлять им.

Задачи:

•развивать творческое воображение и наблюдательность;

•умение чувствовать образное слово, авторскую позицию и гармоническую целостность произведения;

•понимать внутренние психологические мотивы поведения литературных героев.

Алгоритм составления сказок

1 Совместное придумывание героев сказок.

2 Определить характер, мотивы и цели поступков.

3 Описание действий главных героев, взаимодействие с объектами.

4 подведение итогов – результат изменения героев и выделение жизненных правил.

5 Придумывание названия сказки.

“Сказка – это активное эстетическое творчество,

захватывающее все сферы

 духовной жизни ребенка,

его ум, чувства, воображение, волю”.

Сухомлинский

Методические рекомендации

  • Начинать придумывание сказки через разбор ситуаций, описанных в знакомых сказках, и обсуждение способов разрешения конфликтов.
  • Волшебство может быть представлено в качестве объекта с необычным свойством, волшебника или волшебных слов.
  • При составлении текстов важно определить мотивы, которые позволят персонажам начать свои действия.

Игры по закреплению умения детей составлять сравнения

 «Цепочка»

1. Закреплять умение детей выделять признаки объектов.

2. Развивать выразительность, образность речи.

3. Развивать зрительное внимание и восприятие.

4. Развитие грамматического строя речи, в процессе согласования существительных и прилагательных.

5. Обогащение словарного запаса.

6. Формировать навыки самоконтроля.

«Угадай по описанию»

1. Закреплять умение детей по описанию определять объект.

2. Развивать выразительность, образность речи.

3. Развивать память, зрительное внимание и восприятие.

4. Развитие грамматического строя речи, в процессе согласования существительных и прилагательных.

5. Обогащение словарного запаса.

6. Воспитывать навыки правильного звукопроизношения.

«Радио»

1. Закреплять умение детей описывать предмет не называя его.

2. Развивать память, слухового внимание и восприятие.

3. Развитие грамматического строя речи, в процессе согласования существительных и прилагательных.

4. Формирование навыков построения связных монологических высказываний.

5. Обогащение словарного запаса.

6. Воспитывать уважение к товарищам

«Выбери признак, который есть у других объектов»

1. Закреплять умение детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

2. Развивать память, мыслительных операций внимание и восприятие.

3. Развитие грамматического строя речи, в процессе согласования существительных и прилагательных.

4. Формирование навыков построения связных монологических высказываний.

5. Обогащение словарного запаса.

6. Воспитывать уважение к товарищам

«Я назову признак, а вы перечислите его значения»

1. Закреплять умение детей подбирать разные значения одному признаку.

2. Развивать память, мыслительных операций внимание и восприятие.

3. Развитие грамматического строя речи, в процессе согласования существительных и прилагательных.

4. Обогащение словарного запаса.

5. Воспитывать навыков самоконтроля.

«Объедини предметы по признаку».

1. Закреплять умения детей выделять признаки объектов.

2. Развивать выразительность, образность речи.

3. Развивать память, зрительное внимание и восприятие.

4. Развитие грамматического строя речи, в процессе согласования существительных и прилагательных.

5. Обогащение словарного запаса.

6. Формировать навыки самоконтроля.

«Объедини по значению признака»

1. Закреплять умения детей группировать объекты по значению признака.

2. Развивать выразительность, образность речи.

3. Развивать память, зрительное внимание и восприятие.

4. Развитие грамматического строя речи, в процессе согласования существительных и прилагательных.

5. Обогащение словарного запаса.

6. Формировать навыки самоконтроля.

«Собери посылку».

1. Закреплять умение детей описывать предмет, определять его качество.

2. Развивать память, мышления, слухового внимание и восприятие.

3. Развивать умение образовывать прилагательные от существительных.

4. Формирование навыков построения последовательного, связного монологического высказывания.

5. Обогащение словарного запаса.

6. Воспитывать уважение к товарищам.

«Почта»

1. Закреплять умение детей описывать предмет.

2. Развивать память, слухового внимание и восприятие.

3. Развивать умение образовывать прилагательные от существительных.

4. Формирование навыков построения последовательного, связного монологического высказывания.

5. Обогащение словарного запаса.

6. Воспитывать терпеливость.

В старшем дошкольном возрасте по развитию связной речи планируется 3-4 занятия в месяц. На занятиях и в свободной деятельности дети учатся логично и последовательно, грамматически правильно, точно образно выражать свои мысли. Обучая пересказыванию надо формировать умение свободно, последовательно, выразительно передавать содержание небольших сказок и рассказов без помощи вопросов воспитателя.

Трудный и ответственный этап занятия – беседы по содержанию произведения, т.к. при минимуме вопросов (не более 5 - 6) необходимо создать эмоционально – положительный настрой на произведение, обеспечить понимание и запоминание текста. Знакомя детей с произведениями детской художественной литературы, мы расширяем кругозор детей, обогащаем их активный и пассивный словари. А развитие связной речи дошкольников – важнейшее условие разностороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

Развитие связной речи старших дошкольников посредством ТРИЗ-технологий

Для развития связной речи старших дошкольников мною была выбрана технология ТРИЗ. Элементы технологий ТРИЗ содержат огромной потенциал, который позволит изменить процесс речевого развития детей дошкол...

Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...

Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является   развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...