Взаимодействие с семьями воспитанников: традиции и инновации
презентация урока для интерактивной доски (младшая группа) по теме

В материале обощён опыт работы по вовлечению родителей в активную совместную деятельность. Описаны практическием формы взаимодействия с родителями, такими как: родительские собрания, родильский клуб, спортивные соревнования, дни открытых дверей  и многое другое. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5

Опыт работы по теме

«Взаимодействие с семьями воспитанников: традиции и инновации»

             Воспитатель

Шапкина Марина Алексеевна,

2016 год

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Поиск действенных путей сотрудничества необходим как педагогам, так и родителям. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребёнка, педагогам – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка и направить общие усилия на его развитие.

Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.

Современные родители достаточно образованы в теоретических вопросах воспитания детей, но не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь педагога ДОУ, который способен теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком. Сегодня уже не идёт речь об обмене информацией между родителями и педагогами, главной целью является создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи.  Именно данная тенденция определила направленность моей работы по методической теме, реализация которой осуществляется через решение следующих задач:

  • Создание условий для педагогической поддержки родителей с целью повышения качества семейного воспитания детей.
  • Внедрение эффективных форм сотрудничества педагога с семьёй в практику социально-делового и педагогического партнёрства.
  • Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для эффективного решения поставленной цели и  задач в своей работе определила оптимальные направления взаимодействия с семьёй, которые соответствуют:

  • моему профессиональному видению проблем в работе с детьми и их родителями на современном этапе;
  • личным предпочтениям, а именно тому, насколько я могу полноценно информировать и демонстрировать свои знания и для родителей в области воспитания и развития детей;
  •  удовлетворению интересов и потребностей при установлении взаимоотношений  родителей с педагогами группы и ДОУ.

Выявление интересов, потребностей  родителей в образовательных услугах для определения содержания работы и форм её организации

Просвещение родителей с целью повышения педагогической культуры.

Включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду

При  изучении потребностей родителей в образовательных услугах, выявлении их интересов,  для установления эмоционального контакта между мною и  родителями  использую следующие формы и методы:

Тестирование

Анкетирование

Посещение семьи

Опрос

 Данные формы и методы являются постоянными в моей работе. При первоначальном знакомстве с родительским коллективом они позволили мне в ближайшие сроки познакомиться с родителями, установить тесный контакт с семьёй, выявить условия, в которых воспитывается ребёнок, определить задачи педагогического взаимодействия с семьёй. А также по настоящее время являются значимыми для педагогической поддержки родителей с целью повышения качества семейного воспитания детей.

      Опосредованное обогащение родителей  знаниями о возрастных и психологических особенностях развития и воспитания детей, предоставление информации о педагогической деятельности группы и ДОУ  в большей степени реализуется группой наглядно - информационных форм, использование которых, отражено в следующей схеме

Тематические выставки

Информационные стенды

Папки-передвижки

Мини-газеты и стенгазеты

Педагогические журналы, газеты.

Библиотека для родителей

Фотоальбомы,

альбомы, дневники

«Шкатулка для вопросов».

Видеотека, игротека

Информационные  листы, объявления, консультации

Фотомонтажи, визитные карточки группы и ДОУ

     На современном этапе преобразования системы дошкольного образования использование данных форм работы с родителями являются традиционными, но также имеют большое значение для их педагогического просвещения и информированности.  По моим наблюдениям,  внимание родителей к наглядной информации привлекает эстетическое оформление,  удобное расположение и содержание информационного материала – данным критериям я уделяю особое внимание.  Так как возможности дошкольных учреждений за последнее время значительно расширились,  теперь родители  могут ознакомиться с жизнью детей в детском саду  с помощью технических средств, поэтому  особой популярностью пользуются видеоролики, слайд-шоу проводимых мероприятий, режимных моментов с участием воспитанников моей группы. 

        Родителей необходимо информировать не только в теоретических вопросах, но и вовлекать в практическую деятельность, способствовать активизации участия в мероприятиях группы и ДОУ. Именно участие и  общение в практических мероприятиях родителей является показателем успешного достижения поставленной цели.  

       Вовлечению родителей в активную совместную деятельность способствует использование практических форм организации родителей, отражающиеся в следующей схеме.

 

Акции

Творческая мастерская

Родительские собрания

Дни открытых дверей

Родительский клуб

Конкурсы, смотры, выставки семейного творчества.

Театральная гостиная

Спортивные мероприятия

Мастер – классы

Интерактивное общение на сайте интернета      

Совместные праздники, развлечения досуги

Проектная деятельность

Важное место в моей работе с родителями занимают родительские собрания. Практика показала, что родителям скучны и неинтересны собрания в виде лекций и назиданий, успех привлечения внимания на собрании во многом зависит от  профессиональных качеств педагога при раскрытии обсуждении темы. Учитывая данную особенность, родительские собрания провожу с использованием  разнообразных методов и приёмов таких, как анкетирование, тесты, презентации, схемы, видео-слайды, аудиозаписи детских рассуждений и многие другие. Показателем проведения таких родительских встреч являются 100%-я посещаемость родителями, а также присутствием представителей старшего поколения – бабушками и дедушками.

Интересной формой сотрудничества стало проведение совместных акций «Украсим группу к Новому году»,  «Птичья столовая», «Возложение венка к памятнику «Никто не забыт, ничто не забыто!»» - данная акция проходила в рамках празднования 70-летия Великой Победы.  Активное участие родителей в акциях является примером для детей, а также способствует патриотическому воспитанию.

Новой формой в моей практике стали встречи в «Творческой мастерской». Вместе с родителями мы учимся нехитрому мастерству изготовления развивающих игр, направленных на всестороннее развитие детей: «Кто чем питается», «Пирамидка», «Тактильные дорожки» и т.д., атрибутов к игровой деятельности: маски, чайная посуда, овощи выполненные в технике  папье-маше, костюмы для  сюжетно - ролевых игр.   Родители с удовольствием делятся  творческими идеями, проявляют свои таланты, поэтому часто сами становятся организаторами «Творческой мастерской».

Традиционными формами приобщения родителей к жизни ДОУ являются «Дни открытых дверей», когда родителям предоставляется возможность наглядно ознакомиться с оснащением развивающей среды группы; понаблюдать за своим ребёнком во время проведения организованных мероприятий, в режимных процессах, принять участие в игровой деятельности с детьми.  

Особое предпочтение отдаю совместным спортивным мероприятиям, в которых принимают участие родители со своими детьми. Моё педагогическое кредо – «Здоровая семья – здоровые дети, здоровые дети – здоровая нация». Считаю, что самым главным у человека должно быть здоровье: без хорошего здоровья человек не может быть полноценно счастлив.  Поэтому, проведение совместных спортивных мероприятий, таких как «Осенние старты», «Весёлая ватрушка», «Вместе с мамой», «Шустрый самокат», «Велокросс» способствуют воспитанию и формированию привычки детей и их родителей к здоровому образу жизни, закаливанию организма, развитию физических качеств, бодрости и здоровья.

Организация совместного проведения досугов, развлечений, праздников «Праздник для любимой мамочки», ежегодный «Новогодний карнавал», часто они организуются в группе с проведением чаепития, способствуют проявлению активности, творческих талантов и сплочённости детско-родительского коллектива.

      Участие семей в ежегодных конкурсах  «Осенняя фантазия», «Открытка для мамы», «Ёлочка», «Волшебный сундучок осени»; выставках «Военная техника», «Деревянная игрушка», «Милая мамочка», «Поздравить вас, хотим мужчины с 23 февраля»;  в ярмарке «Дар»; смотрах стенгазет «Наши увлечения», «Мир спортивных увлечений»  и т.д., в которых родители  демонстрируют свои творческие и индивидуальные способности, семейные традиции.

  Из своего практического опыта выделила  наиболее эффективную форму взаимодействия с родителями  - организация работы родительского клуба «Малыш», поставленные цели которого были направлены на эффективное сотрудничество с семьями моих воспитанников и отражали общее целеполагание работы с семьёй.  В ходе работы данного клуба  взаимодействие с родителями проходило поэтапно:

  • Разработка программы сотрудничества (содержание, форм взаимодействия с семьёй).
  • Реализация программы сотрудничества
  • Анализ полученных результатов.

Задачи работы данного клуба реализовывались через использование следующих форм организации родителей и совместного участия родительского коллектива:

  • Информационный дневник «Трёхлетний ребёнок – какой он?»
  • Устный журнал «Способности моего ребёнка»
  • Педагогическая гостиная «Крепкий малыш – здоровый малыш»
  • Семинар – практикум «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».
  • Мастер – класс «Чудесный ёжик»
  • Творческая мастерская «Развивающие игры своими руками».
  • Акция «Подарки для наших малышей», «Святая Пасха».

В  процессе работы детско-родительского клуба можно выделить следующие результаты:

  • Повышение количественного состава участников клубов.
  • Возросшие потребности у родителей в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения.
  • Инициативность и активность родителей в работе клуба.
  • Способность рефлексии (самоосознания) родителями собственных возможностей.

Приятным сюрпризом для моих воспитанников стало участие их родителей в театральной гостиной нашей группы, в которой была показана русская народная сказка «Теремок», в качестве актёров и исполнителей ролей выступали родители.

По инициативе творческой группы родителей проводятся совместные с детьми мастер-классы «Лепим из пластилина», «Открытка к 8 марта». Каждое мероприятие проводится родителем со всей группой детей под моим руководством.  Детям очень интересны такие занятия, в тоже время родителю приятен сам процесс общения с детьми.

Инновационной формой работы с семьёй в моей педагогической деятельности стало создание странички группы «Чебурашка»  в социальной сети. Это современная и интерактивная форма общения с родителями, которая позволяет скомбинировать несколько видов информационной и обратной связи.  Данная форма даёт возможность узнать педагогу потребности, интересы родителей, которые они отражают в обсуждениях на страничке,  своевременно предоставить консультационный материал по вопросам воспитания и развития ребёнка, также родители могут окунуться в мир детства своего ребёнка во время пребывания его в детском саду, с помощью видеозаписей, фотографий.

Значимым направлением в моей работе с семьёй является проектная деятельность, функция которой заключается в своевременной, и эффективной перспективе развития всех участников образовательного процесса.  Организованный мною проект к 70 – летию Победы совместил разнообразные мероприятия: создание книги памяти «Я помню! Я горжусь!», в сборник, которой вошли воспоминания родителей моей группы о подвигах своих дедов, прадедов. Родителями была подготовлена выставка для детей «Военная техника», мною подготовлена презентация «В небе Великой Отечественной», организовано участие всех родителей и детей моей группы в  пешем марше к стеле «Никто не забыт, ничто не забыто!», венок был изготовлен руками родителей. Данные мероприятия имеют огромное значение для патриотического, духовно-нравственного воспитания всех участников проекта.

Следующий проект «Наш северный край», включает в себя демонстрацию ежемесячных выставок «Овощи 2015», «Деревянная игрушка», «Ретро ёлочка», «Мамины и бабушки руки не знают скуки», «Мы тоже родом из детства»; способствует развитию кругозора детей о родном крае, своей семье и семейных традициях.

Воспитанники моей группы являются активными участниками всероссийских дистанционных интеллектуально - образовательных конкурсов «Праздник Великой Победы», «Осень рыжая подружка», «Лукошко сказок», областного  конкурса чтецов «Чудо – сказки К.И. Чуковского»,  в которых, несмотря на свой возраст, занимают призовые места.  

Вывод:  Системное использование вышеизложенных форм и методов работы с семьёй, по моему мнению, является наиболее эффективными в достижении поставленной цели.

Таким образом, результами проводимой мною работы по данной теме являются следующие показатели:

- использование в работе разнообразных форм взаимодействия с родителями моих воспитанников позволили мне установить доверительные отношения с ними;

- показателем является также отсутствие конфликтных ситуаций в родительском коллективе;

- активное участие родителей в жизни детского сада оказывает благоприятное воздействие на формирование личности детей, воспитание нравственных качеств, эмоциональное и психологическое благополучие;

-родители моей группы являются надёжными помощниками  в группе;

-проявление инициативы родителей активизирует внедрению мною новых методов и форм в работе с семьёй.

Перспективными направлениями  своей педагогической работы с родителями планирую дальнейшее  проведение и совершенствование вышеуказанных форм организации взаимодействия с родителями, а именно

  • организация проектной деятельности;
  • воспитания семейных ценностей и традиций в праздновании Дня Победы;
  • выявление и развитие физических способностей детей и их родителей, а также активизация участий в спортивных мероприятиях
  • продолжение работы  театральной гостиной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в ДОУ "Здоровьесберегающие технологии" Взаимодействие с семьями воспитанников

Взаимодействие МКДОУ «ДС КВ «Василёк» с родителями воспитанников по сохранению и укреплению здоровья Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, “здоровье — это состояние полн...

Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников: традиции и инновации

Дошкольные учереждения обязаны заниматься педагогическим просвещением родителей. Для этого существует традиционные и иновационные методы работы. Успех данной работы зависит от желания педагога и его п...

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках проекта «Родословная моей семьи»

Хочу представить Вам свой опыт работы по взаимодействию с семьями воспитанников в  рамках проекта «Родословная моей семьи».Это  условное название и оно отражает работу не только ...

«Современные модели и формы взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семьи».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а педагоги призваны помочь, поддержать, направить, допо...

Проект по взаимодействию с семьями воспитанников «Наша дружная семья»

Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка со...