Что такое игра для дошкольника?
консультация на тему

Скоробогатова Елена Александровна

Если Вы хотите узнать чему учит игра, какие могут быть  роли взрослого в игре, какие  совместные игры  можно провести, а так же чем можно занять ребенка дома, вы можете познакомиться с данной консультацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_igra_dlya_doshkolnika.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое игра для дошкольника?

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни.                  

Игры – необходимое занятие для ребенка, в них он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия бывают связаны с чувством удовольствия, интереса.

Игра происходит по принципу «хочу», а труд – по принципу «надо» педагогическая задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку в игре безболезненно переходить от «хочу» к «надо». Каков ребенок в игре, таков он будет и в труде. Здесь начинается процесс самовоспитания.
        Дети играют, отдаваясь этому процессу с таким азартом и увлечением, с каким взрослые не всегда отдаются любимой работе. Игра для детей — не только и не столько развлечение, сколько наиболее быстрый и эффективный способ научиться взаимодействовать с другими людьми. Именно поэтому они относятся к игре очень серьезно. И нам, взрослым, тоже следует относиться к детским играм с уважением.

Игры помогают детям понять, какое место они занимают в мире, снижают их неуверенность в себе.

Игры помогают детям понять, какое место они занимают в мире, снижают их неуверенность в себе. В игре дети создают контролируемое пространство действия, в котором используют все свои навыки. В четких рамках игры они могут экспериментировать, выстраивать социальные отношения, примерять на себя разные роли, нападать или защищаться, брать инициативу на себя или передавать ее другим, выигрывать или проигрывать.

С помощью игр дети готовят себя к жизни в мире взрослых, в мире их целей и проблем.

Чему учит игра:

  • — учатся уважать правила и процедуры;
  • — учатся принимать во внимание собственные и чужие действия;
  • — становятся более терпимыми;
  • — привыкают к мысли, что могут конкурировать с другими, не рассматривая соперника как врага;
  • — получают представления о том, насколько важно быть честным и корректным.
  • Кроме того, в процессе игры дети получают отличную возможность:
  • — улучшить координацию движений, стать более сильными и гибкими;
  • — развить мышление и творческие способности, способность к концентрации;
  • — научиться следовать указаниям, принимать решения, разрешать конфликты и проблемы;
  • — легко и непринужденно общаться с другими;
  • — научиться правильно распределять время, ориентироваться в пространстве и использовать все свои ресурсы.

Роль взрослого в детской игре

 Несмотря на то, что дети сами выбирают, во что и как играть, устанавливают свои законы и правила, изменяя их в зависимости от ситуации, им нравится, когда за игрой наблюдает взрослый. В этом есть целый ряд преимуществ: участники игры чувствуют себя более уверенно, в большей степени отдаваясь игре, поскольку взрослый является гарантом общего взаимодействия и интереса к игре.

Дети любят, когда взрослые с удовольствием принимают участие в игре, потому что в этом случае они ощущают, что их воспринимают всерьез. Они интуитивно чувствуют, что играющий с ними взрослый достоин доверия, так как он делает то, что является важным для каждого ребенка — помогает ему обрести гармонию тела, чувств и ума.

  • Заводила и тренер

В этой роли ваша задача — предложить детям игру или помочь им ее выбрать, направляя обсуждение в нужное русло.

  • Арбитр

  Эта роль предполагает, что вы наблюдаете за игрой, подсчитываете очки и помогаете улаживать конфликты.

  • Игрок

 Принимая активное участие в игре, не стоит пользоваться физическим и умственным превосходством над детьми. Главное — знать правила. Это поднимет ваш авторитет в глазах детей.

Игра – фактор воспитания.

План.

  1. Что такое игра для дошкольника и младшего школьника.
    2. Какие бывают игры.
    3. Позиция взрослых в игре ребенка.



    Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни. П.Ф.Лесгафт говорил о том, что игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры – необходимое занятие для ребенка, в них он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия бывают связаны с чувством удовольствия, интереса.

    А.С.Макаренко считал, что игра в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослых имеет деятельность, работа. Он говорил, каков ребенок в игре, таков он будет и в труде.

    Игра – потребность растущего организма, его мышечных и интеллектуальных усилий. Игра происходит по принципу «хочу», а труд – по принципу «надо» педагогическая задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы помочь ребенку в игре безболезненно переходить от «хочу» к «надо». Здесь начинается процесс самовоспитания.



    Игры бывают с готовыми правилами (строительные, конструктивные, познавательные), дидактические, ритмичные, хоровые, игры – упражнения, занятия, тренировочные. Игры – шутки, забавы, подвижные, спортивные, игры без правил, которые придумывает сам ребенок, ролевые игры.


Дорогие родители!

 

Игра для вашего ребёнка - это эффективный метод развития интеллекта и   характера. Лучшее средство развития эмоций.

В игре осуществляется профилактика психических расстройств и отклонений в поведении.

 Удачи Вам и   творчества в совместных играх с детьми!

                                                       

СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ и ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ.

 

Подвижные игры .

 

Правило №1: Проводить совместно с детьми.

(Ну… конечно, если очень захочется…)

 

Оздоровительный эффект русских народных игр.

 Игра «Пятнашки» способствует: снятию эмоционального напряжения у детей и взрослых,

 преодолевает страх неожиданного воздействия; помогает отреагировать негативные переживания, связанные с наказанием в игровой, шуточной форме; развивает быстроту и гибкость мышления.

 

Игра «Прятки» способствует: преодолению страха замкнутого пространства; неожиданного воздействия; снимает мышечное напряжение, тренирует выдержку и волевой контроль.

 

Игра «Жмурки» способствует: преодолению страха темноты, замкнутого пространства, снимает мышечное напряжение.

 

   Разминка.

Все участники стоят в кругу и приветствуют друг друга с помощью мяча. Мяч пускается по кругу и при этом каждый участник называет своё имя и цвет. (Можно приветствоваться чем угодно, по желанию детей – животными, растениями, марками машин и т.д.)

 

Подвижные игры.

Дети совместно с родителями играют в «Пятнашки», «Жмурки» и «Прятки».

 

Прощание.

Участники стоят в кругу и с помощью мяча, который пускается по кругу, прощаются: по желанию детей, которые называют какой – либо предмет (см. «разминку»). Можно «прощаться», говоря друг другу комплименты. Это органично завершает занятие на миролюбивой, благотворной ноте.

 

Пояснение: прощание и разминка проводятся для того, чтобы придать вашим играм - организующее начало. Дети любят и ждут порядка во всём и в играх тоже.

 

 

Семейное рисование.

 

Правило №1: Проводить совместно с детьми.

( Ну… конечно, если очень захочется…)

 

Значение семейного рисования.

 Сплочение детско-родительских отношений через совместную деятельность, развитие интеллекта и эмоций, снятие напряжения, эстетическое развитие.

 

Разминка.

 Участники стоят в кругу и приветствуют друг друга с помощью мяча, называя своё имя либо какой-то предмет (см. занятие 1). Можно продолжить разминку подвижной игрой, полюбившейся детям с первого занятия.

 

Семейное рисование.

 

 Упражнение 1. «Диалог красками».

Один из родителей и ребёнок пытаются выстроить «диалог» на листе бумаги. При этом они по очереди рисуют друг другу различные линии, знаки, фигуры и, даже, картинки. «Диалог» красками осуществляется молча. После завершения работы, родитель и ребёнок проговариваю вслух то, что хотели выразить красками.

 

Упражнение 2. Семейная картина.

Все члены семьи на одном большом листе рисуют по - желанию любые предметы или сюжеты . Затем психолог предлагает объединить всё нарисованное одной общей темой. Часто случается, что общая тема рисунка возникает у, рисующих, сама собой. Созданную картину рассматривают вместе все участники, уточняют детали, выслушивают комментарии к ней со стороны ребенка, пожелания.

 

Упражнение 3. Оберег.

 

 Оберег – был известен ещё в Древней Руси. Его дарили близким людям для защиты от злых сил, разных недугов и несчастий. Оберег делали своими руками.

Вся семья садится за один стол. Перед каждым участником лежит, вырезанный из бумаги, круг. Задание для каждого – нарисовать в круге оберег для соседа справа (слева). Психолог не участвует в упражнении. После окончания работы, каждый участник дарит свой оберег и говорит пожелание.

 

Пояснение: после совместного рисования полезно убрать рабочее место также всем вместе, не акцентируя на этом особого внимания.  

 

 

Семейная сказкотерапия.

 

Правило №1: Проводить совместно с детьми.

 

Оздоровительный эффект русских народных сказок и сказок собственного сочинения.

В сказках ребёнок может отождествлять себя с героями и следовать их примеру, может отреагировать страхи, тревоги, свои маленькие проблемы.

 

Занятие 1. Читаем вслух.

Пояснение: читайте сказку с выражением, показывайте картинки. Если ребёнок просит повторять одну и туже сказку – это абсолютно нормально. 

 

Занятие 2. Сочиняем сказку с оптимистичным концом.

В этом занятии вы можете использовать мяч либо клубок ниток. Клубок передаётся по очереди к каждому члену семьи, при этом каждый играющий сочиняет 1-2 предложения сказки.

!

 

Пояснение: в семейной сказке родителям нельзя «увлекаться» и придумывать собственные истории. Лучше всячески помогать ребёнку, выразиться и  

 мысленно прийти к оптимистичному завершению сказки.

 

  

Как играть с детьми

Рейтинг: / 1

ХудшаяЛучшая

    как играть с детьми Дети играют, отдаваясь этому процессу с таким азартом и увлечением, с каким взрослые не всегда отдаются любимой работе. Игра для детей — не только и не столько развлечение, сколько наиболее быстрый и эффективный способ научиться взаимодействовать с другими людьми. Именно поэтому они относятся к игре очень серьезно. И нам, взрослым, тоже следует относиться к детским играм с уважением.

    Почему дети с таким удовольствием играют друг с другом

    Замученным заботами взрослым жизнь детей представляется идиллической. Но при этом мы забываем, что любой ребенок должен постоянно выполнять разные обязанности, преодолевать всевозможные трудности и избегать опасностей. Дети должны подчиняться взрослым, часто не понимая почему, и, как правило, без права голоса в принятии решения. Они должны переносить сильные психологические и физические нагрузки, которые становятся все больше по мере их взросления. Каждый день приносит новые проблемы, и дети вовсе не всегда уверены в том, что достаточно хорошо выполняют задания, соответствуют своим и чужим требованиям, правильно строят отношения с родителями, братьями, сестрами и друзьями. При всем этом им не ясно, будут ли учитываться их собственные интересы.

    Игры помогают детям понять, какое место они занимают в мире, снижают их неуверенность в себе. В игре дети создают контролируемое пространство действия, в котором используют все свои навыки. В четких рамках игры они могут экспериментировать: выстраивать социальные отношения, примерять на себя разные роли, нападать или защищаться, брать инициативу на себя или передавать ее другим, выигрывать или проигрывать.

    С помощью игр дети готовят себя к жизни в мире взрослых, в мире их целей и проблем.

    Играя, дети:

    — учатся уважать правила и процедуры;

    — учатся принимать во внимание собственные и чужие действия;

    — становятся более терпимыми;

    — привыкают к мысли, что могут конкурировать с другими, не рассматривая соперника как врага;

    — получают представления о том, насколько важно быть честным и корректным.

    Кроме того, в процессе игры дети получают отличную возможность:

    — улучшить координацию движений, стать более сильными и гибкими;

    — развить мышление и творческие способности, способность к концентрации;

    — научиться следовать указаниям, принимать решения, разрешать конфликты и проблемы;

    — легко и непринужденно общаться с другими;

    — научиться правильно распределять время, ориентироваться в пространстве и использовать все свои ресурсы.

    Устраивая игры для детей, особенно важно самим хорошо знать правила и иметь при себе все необходимое для игры. Необходимо также помочь детям создать игровую атмосферу, проследить, чтобы площадка для игр была удобной и безопасной, а игра проходила правильно. Кроме того, важно представлять, что надо делать, для того чтобы исполнить роль организатора игр как можно лучше.

    Естественно, различные игры предъявляют разные требования и развивают разные способности. Поэтому чем больше дети играют в разные игры, тем это лучше для их развития.

    Роли взрослого в детской игре

    Несмотря на то, что дети сами выбирают, во что и как играть, устанавливают свои законы и правила, изменяя их в зависимости от ситуации, им нравится, когда за игрой наблюдает взрослый. В этом есть целый ряд преимуществ: участники игры чувствуют себя более уверенно, в большей степени отдаваясь игре, поскольку взрослый является гарантом общего взаимодействия и интереса к игре. Дети любят, когда взрослые с удовольствием принимают участие в игре, потому что в этом случае они ощущают, что их воспринимают всерьез. Они интуитивно чувствуют, что играющий с ними взрослый достоин доверия, так как он делает то, что является важным для каждого ребенка — помогает ему обрести гармонию тела, чувств и ума.

    Организатор игр должен исполнять сразу три роли, подробно описанные ниже.

    Заводила и тренер

    В этой роли ваша задача — предложить детям игру или помочь им ее выбрать, направляя обсуждение в нужное русло. Необходимо убедиться в том, что правила игры поняты и приняты всеми ее участниками. Можно вносить новые предложения и подсказывать детям новые идеи. Например: «…А теперь мы можем поиграть в игру, в которой нужно прятаться…», «…А теперь мы можем поиграть в игру, где нужно разгадывать загадки».

    Вы предложили игру и объяснили ее правила. Теперь очень важно, чтобы игра проходила без осложнений. Например, если нужно разбить игроков на команды, то вы обязательно должны принимать участие в этом процессе: предложить подбросить монетку или рассчитаться на первый-второй.

    Арбитр

    Эта роль предполагает, что вы наблюдаете за игрой, подсчитываете очки и помогаете улаживать конфликты. Важно не ставить никого из участников в неловкое положение. При разрешении споров необходимо ссылаться на правила игры, а не на ваш авторитет взрослого.

    Будет хорошо, если роль судьи и ведущего возьмет на себя один из детей. Это поможет ребенку почувствовать свою значимость. Особенно эффективно этот способ действует в том случае, когда ребенок по каким-то причинам игнорирует игру. Предоставляя ему роль судьи, вы включаете его в игровой процесс.

    Игрок

    Принимая активное участие в игре, не стоит пользоваться физическим и умственным превосходством над детьми. Ваше участие в игре может стать необходимым, если требуется определенное количество игроков, а детей на одного меньше, или нужно заменить кого-то, кто не может продолжать игру. Это будет иметь огромное значение для детей и увеличит в их глазах ценность игры. Однако необходимо соблюдать правила и помнить, что вы должны поставить себя в равные условия с другими игроками.

    Главное — знать правила. Это поднимет ваш авторитет в глазах детей. Кроме того, необходимо знать общие закономерности процесса игры, уметь управлять им, подстраиваться под конкретных игроков, знать, какую игру предложить в той или иной ситуации.

    Чтобы хорошо запомнить правила различных игр, мы советуем вам время от времени перечитывать эту книгу. Она поможет освежить в памяти то, во что вы сами играли в детстве, оживит вашу фантазию, так что вы сможете самостоятельно придумать множество увлекательных игр. Но кроме того, мы советуем вам заниматься этим просто для себя, чтобы не забыть «ребенка внутри вас».

    Практические указания

    Хотелось бы дать несколько рекомендаций, которые помогут и детям, и вам получить удовольствие от игры.

    Подготовьте площадку для игры заранее, тщательно осмотрите ее. Активные игры всегда сопряжены с некоторой степенью риска, поэтому осмотр площадки является важнейшим моментом подготовки к игре. Попросите детей помочь вам оценить всевозможные препятствия, убрать мешающие предметы, обратите их внимание на то, где расположены ступеньки. Найдите сами или попросите детей указать различные источники опасности: осколки стекла, острые предметы и т.д. Примите во внимание, что шумные игры иногда мешают соседям, а самим играющим могут помешать собаки, мебель (если игра проводится в помещении), цветы в палисаднике (если игра проводится на улице) и пр. Постарайтесь выбрать игру с учетом всех этих обстоятельств. И не забудьте на всякий случай приготовить аптечку. Хорошую службу сослужит вам обычный свисток, если вдруг понадобится остановить игру или собрать всех детей вместе.

    Начать следует с игры, в которой детям будет легко познакомиться друг с другом и которая предполагает равную степень участия всех игроков. Правила игры должны быть несложными и легко объяснимыми. Когда дети перезнакомились, и на площадке возникла игровая атмосфера, можно перейти к играм более сложным и физически напряженным.

    Обратите внимание на степень активности группы. Игры принесут пользу и доставят удовольствие только тогда, когда все участники будут настроены на игру. Обязательно отметьте для себя, нет ли среди детей тех, кто боится соревнования, и дайте таким детям возможность войти в ритм игры постепенно, шаг за шагом.

    Степень сложности игры необходимо выбирать с учетом возможностей самых слабых игроков. Если вы будете ориентироваться только на сильных, это приведет к разделению играющих внутри группы на «хороших» и «плохих» игроков, что в свою очередь, отрицательно скажется на общем настрое.

    Доверьтесь своей интуиции, которая не подведет, если вы установите постоянный контакт с каждым и будете внимательно наблюдать за игрой.

    Вмешивайтесь в игру только в том случае, если иначе нельзя. На атмосфере игры плохо сказываются чрезмерные ограничения и большое количество правил. Вы должны рассчитывать на то, что одного вашего присутствия будет достаточно для создания нормальной игровой атмосферы. Но при этом быстро и решительно вмешивайтесь, если во время игры случилось нечто непредвиденное: кто-то пострадал, сильно ухудшилась погода, возникла серьезная ссора или дети потеряли интерес к игре. Своим поведением подавайте пример соблюдения правил и уважительного отношения к другим.

    При решении большинства вопросов игроки должны полагаться не на вас, а на себя, и помнить, что нужно соблюдать правила и разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. Если же вы решили, что должны вмешаться в происходящее, будьте предельно мягки и не давите на игроков. Если во время игры один или несколько игроков слишком явно диктуют условия остальным, попытайтесь изменить ситуацию, предложив детям другую игру, в которой особую роль будут играть не столько личные качества, сколько взаимодействие или все игроки будут по очереди оказываться в центре внимания.

    Сделайте все от вас зависящее, чтобы ни один ребенок не стал объектом притеснения остальных, чтобы к мнению каждого прислушивались.

    Когда дети играют в игру, которая им нравится, они, как правило, интуитивно учитывают желания и возможности других игроков, поэтому не стоит навязывать игры и правила насильно – ничего хорошего из этого не выйдет.

    Дети сами весьма часто меняют правила игры, так что вы можете спокойно поступить точно так же. Иногда целесообразно изменить правила, чтобы своевременно и точно среагировать на особенности поведения конкретной группы, учитывая время, отведенное для игры, имеющиеся у вас под рукой материалы и т.д. Игра станет от этого только интересней, поэтому не бойтесь экспериментировать. Вполне возможно, что при подготовке к празднику вам и вашим детям понравится самим придумывать игры. Изобретение игр может быть очень увлекательным занятием, и чем больше игр вы знаете, тем легче вам будет создавать свои собственные.

    Запаситесь маленькими подарками-сюрпризами для детей. Вы можете положить их у всех на виду в специальную коробку. Победитель или самый смелый, вызвавшийся играть первым участник может выбрать себе подарок. Это будет признанием смелости игрока. Иногда очень полезно награждать каждого участника игры. Если вы точно не знаете, как распределить призы среди игроков, вынесите этот вопрос на обсуждение всей группы. Некоторые игры представляют для детей ценность сами по себе, без поощрений и призов.

    Детям старше 10 лет нравится чередовать игры, рассчитанные на взаимодействие, с играми-соревнованиями. Дети от 3 до 7 лет, которым еще сложно привлекать к себе внимание и выстраивать социальные связи, предпочитают кооперативные игры.

    Из книги: Фопель К. Игры для детских вечеринок/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2008. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое игры головоломки

Игры головоломки или геометрические конструкторы известны с незапамятных времён. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти...

Что такое игра?

Консультация для родителей...

консультация для родителей "Что такое игра"

консультация для родителей в какие игры можно поиграть с детьми в дома...

Что такое игра? Зачем и как играть с детьми?

Что такое игра?  Зачем и как играть с детьми?...

Пальчиковые игры "Для чего нужны такие игры" - информация для родителей (стенд)

Пальчиковые игры –      это не только             увлекательные и эмоциональные игры,    но и очень ...

Что такое игра? Это учение? Это развлечение? Игра-дело серьезное...

Информация данного раздела поможет вам создать благоприятные условия для развития игры, узнать подробнее об   её основных этапах, о критериях отбора материала, с которым будет взаимодейстова...

Консультация для родителей "Что такое игра. Особенности игры ребёнка с РАС"

Создавать предметно - игровую среду для организации всех видов игр....