Что такое игра? Это учение? Это развлечение? Игра-дело серьезное...
консультация (подготовительная группа)

Лебедева Наталья  Витальевна

Информация данного раздела поможет вам создать благоприятные условия для развития игры, узнать подробнее об   её основных этапах, о критериях отбора материала, с которым будет взаимодейстовать ребенок.

 

"Я вижу то, чего  не видишь ты"

Цель игры. Развитие внимания, наблюдательности, реакции.

Описание игры. Ребята сидят в свободных позах. Ведущий говорит: "Я вижу то, чего не видишь ты, и оно...., например, зеленое". Участники игры угадывают, что загадал ведущий. Щсновное условие: предмет должен находиться в поле зрения игроков.

Примечание. Лучше, если первым ведущим будет взрослый. Однако, загадывая слова, надо учитывать, что дети могут еще не знать того или иного слова.

 

 

"Сборы  на ..... дачу, в поход, в путешествие"

Цель игры. Развитие памяти, внимания, речи.

Описание игры. Дети садятся в круг. Взрослый предлагает собрать чемодан (сумку, рюкзак), чтобы отправиться в поездку, и говорит: "Я кладу в .... рубашку". Сидящий слева от него ребенок должен повторить слова взрослого и прибавить, что кладет в .... он сам. Третий участник должен расказать про все, что положили в ....  до него, и добавить что-нибудт свое. 

Примечание. Можно усложнить  игру, добавив определения предметов.

 

 

"Ассоциации по темам"

Цель игры. Развитие внимания, умения играть по правилам.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ, Все участники игры получают роль одного из персонажей  сказки "Репка". Если участников больше, чем героев сказки, то может быть два деда, три бабки и т. д. Ведущий - репка - встает в одном конце игровой комнаты, а все остальные участники - в противоположном.

Ведущий рассказвыает сказку про репку. Игроки, услышав имя своего персонажа, должны сделать шаг по направлению к ведущему. Если соответствующий персонаж назван два раза, надо сделать два шага. После того, как ведущий произносит слова "...вытянули репку", все персонажи начинают его ловить.

 

 

"Что я люблю"

ЦЕЛЬ ИГРЫ. Развитие внимания к словам других людей, психологическое раскрепощение, совершенствование навыков общения.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Ребята сидят на стульчиках в кругу. Первый участник называет свое имя и говорит, что он любит. Следующий по часовой стрелке участник должен повторить то, что сказал предыдущий, а потом сообщить свое имя и пристрастие. Третьему участнику придется повторить  все, что сказали пред ним и расказать таким же образом о себе. Кто пропустит какого-либо игрока или ошибется, отдает фант.

ПРИМЕЧАНИЕ. После ошибки игра начинается заново, но с того участника, перед которым допустили ошибку.

 

"Волшебные звуки"

ЦЕЛЬ ИГРЫ. Развитие слухового внимания, освоение звуко-буквенного анализа.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ.  Взрослый договоривается с ребятами, что звуки "У" и "Н" они будут считать волшебными. Если дети услышат первый звук ("У") , они должны схватить себя за ухо, если второй ("Н") - за нос.  Просле этого взрослый рассказывает историю, в которой эти звуки  встречаются часто, или просто произносит ряд слов, а ребята внимательно слушают и выполняют нужные движения. Кто ошибся два раза, выходит из игры.

ПРИМЕЧАНИЕ. Чтобы игра была веселее, можно встать в круг и вместе спеть известную песенку, например "Жили у бабуси", соблюдая   при этом правила игры.

 

 

"ЗАПОМНИ И РАСКРАСЬ"

ЦЕЛЬ ИГРЫ. Развитие слуховой памяти, внимания.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Взрослый просит детей очень внимательго послушать рассказ, и постараться запомнить все описания, представив, будто они видят все своими глазами. Затем взрослый раздает детям картинки и просит их раскарасить в точном соответствии с описаниями из рассказа.  Выиигрывает тот, кто наберет наибольшее число баллов.

ПРИМЕЧАНИЕЗа каждый правильно выбранный цвет ребенок  получает по одному баллу.

 

 

"Что с собой берем?"

ЦЕЛЬ ИГРЫ. Развитие лексической  стороны речи, внимания, наблюдательности.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети встают в круг. У водящего в руках мяч. Участники игры идут по часовой стрелке ти говорят: "Мы  по кругу идем и с собой берем..." "Пластмассовое", - например , говорит водящий и кидает мяч любому игроку. Тот должен назвать что-нибудь пластмассовое и перекинуть мяч другому ребенкку. Этот участник тоже говорит, что может быть пластмассовым. Ребенок, после которого уже никто не может ничего назвать, становится ведущим. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_podgotovki_k_shkole.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для подготовки к школе (для ребенка 5-7 лет)

Подготовка ребенка  к школе, увы, часто сводится к тому, что детей усаживают за парты, заставляя их выполнять разного рода задания, которые, в конечном счете, сводятся к неизбежному рисованию палочек-крючочков  на листе в клеточку. В результате большинство  ребят приходит в первый класс, умея считать, читать, «печатать буквы» и даже проводить звуко-буквенный анализ слова, но, при этом,  не имея никакого желания и интереса  к обучению.

Познавательная активность таких учеников оказывается заторможенной, и детям не остается ничего другого, как десять  лет ходить в школу, исключительно повинуюсь родительскому «надо» и не испытывая при этом никакой радости.

Между тем психологами давно доказано, что развитие способностей личности возможно только в том случае,  когда оно сопровождается получением положительных эмоций! Конечно, любой родитель,  проявив определенную настойчивость, может заставить свое чадо выписывать палочки. Однако кто может  добиться того, чтобы ребенок при этом искренне радовался? Тут и педагогом не надо быть, чтобы понять, что принуждение - самый быстрый способ эту радость убить. И, в результате, получается, что прилежная ученица, в начальных классах учившаяся на одни пятерки, на самом деле все это время развивала лишь одну способность – подчиняться воле взрослых, - в то время как девочка, которую за уроки было не усадить, но невозможно было оттащить, например, от карточных игр, как раз во время занятий своим любимым делом получала все необходимое для развития интеллекта. Не стоит уточнять, у кого больше шансов добиться жизненного, а не кратковременного школьного успеха.

Что делать, чтобы воспитать полноценную личность? Не забывать о том, что для дошкольника игра выполняет не менее важную роль, чем для малыша с рождения до 5 лет. Тем более, что в 5-7 лет ребенок уже достаточно развит для того, чтобы играть в разнообразные увлекательные игры!

К сожалению, специалисты констатируют, что многие ребята сегодня просто не умеют этого делать! В первую очередь речь, конечно, идет о традиционных сюжетно-ролевых и подвижных  играх. Наверное, прежде всего это связано с утерей преемственности поколений. В те времена, когда в каждой семье было в среднем по 2-3 детей, которые свободно гуляли во дворе, они могли проходить школу игры без вмешательства взрослых. Сейчас это вряд ли возможно. Компьютерные игры и телевизор  для детей стали гораздо доступнее свободного общения друг с другом. Впрочем, каковы бы ни были причины, главным их следствием  является то, что взрослые должны сознательно учить малышей играть. Почему? Да потому, что нигде так, как в  игре, способности  малышей не разовьются! Речь идет, в том числе, и о способностях, необходимых для школьного обучения: произвольности действий, не владея которой, ребенок не сможет выполнять элементарные занятия педагога, внимании, памяти, логическом мышлении… В ситуации  игры ребенок не только прыгает и бегает, но и лучше соображает, размышляет, овладевает навыками счета и чтения. Что касается  навыка послушания, можете  смело доверить  его формирование нашей общеобразовательной системе.

Вторая трудность заключается в том, что наших детей, чуть ли не с младенчества приученных к всевозможным развивающим студиям, не проведешь  обычными  дидактическим играми, которые ребята, как правило, сразу отсекают как неинтересные, «нужные только взрослым». Что  делать в этом случае?  Во-первых, повышать свой авторитет, играя с малышом в игры,  которые он предложит сам. Во-вторых, экспериментировать  и подбирать занятия, которые ему точно понравятся. При этом не забудьте соотнести требования игр с возможностями  именно вашего ребенка. Слишком легкие задания не дадут никакого развивающего эффекта, а чересчур сложные ребенок просто откажется выполнять или постарается свести свои игровые действия к привычным и освоенным им  ранее.

 Но какие именно способности требуется развивать во время подготовки к школе?

Во-первых, для успешности обучения совершенно необходим навык произвольности поведения, подразумевающий достаточную эмоциональную зрелость. Его отсутствие можно, например, констатировать у ребенка, который вместо выполнения задания, предложенных учителем, забирается под парту и начинает кукарекать.

Как не удивительно, способность саморегулирования поведения в зависимости от ожиданий других  людей эффективнее всего формируется у детей именно в процессе  любых игр с правилами, а в особенности сюжетно-ролевых игр. Ведь в них ребенок добровольно берет на себя определенную роль, которую вынужден исполнять на всем протяжении игры. Очень полезны в этом смысле игры, основанные на определенных профессиях. Если ваш малыш не знаком с ними, предложите ему поиграть вместе в магазин, больницу, школу или, например, обыграть вашу собственную профессию. Подобное  приобщение к миру взрослых доставит ему удовольствие и принесет несомненную пользу.

Второй аспект, по которому можно судить о готовности ребенка к школе, - развитие интеллектуальных  способностей: умения концентрировать и правильно распределять внимание, памяти, логического и образного мышления, фонематического слуха, мелкой моторики.

Третий аспект – психологический. Во-первых, у ребенка должно быть  стремление учиться в школе, чтобы получать знания. Специально над этим работать не стоит.  Для здорового  ребенка  познавательная потребность к шестилетнему возрасту естественна, если только родители и педагоги ее не отбили. Во-вторых,  малыш должен иметь определенные коммуникативные навыки, в том числе и способность не теряться в толпе. Стоит зайти в любую школу на перемене, чтобы почувствовать  важность этого умения и еще раз оценить  значение такого неотъемлемого, важного элемента развития ребенка, как игра.

Не бойтесь фантазировать, предлагать ребенку игры, формирующие определенные  навыки. Для дошкольника по-прежнему крайне важны игры, направленные на общее физическое  развитие, развитие речи и мелкой моторики. Однако особое  внимание следует играм, направленным на развитие памяти и внимания!

Способность  запоминать  учебный материал зависит от того, насколько излагаемая информация интересна ребенку, и от развитости его внимания. Развитие непроизвольного внимания не требует никаких усилий со стороны ребенка, так как естественно возникает  из его интереса к определенной деятельности. Однако непроизвольное внимание формируется у детей только в результате осмысленной работы, когда у малышей появляется интерес к предмету обучения и необходимость  удерживать  внимание  силой воли исчезает.

Главная задача взрослых – подтолкнуть, стимулировать  развитие этого вида внимания с помощью интересных игр и занятий.

Всевозможные  игры и соревнования между группами  детей непроизвольно подталкивают и такое важно для каждого ребенка-дошкольника интеллектуальное развитие. В игре проще и быстрее запоминаются самые важные для будущего ученика сведения.

Вся информация данного раздела посвящена играм для старших дошкольников.  К каждой игре  дается  цель и описание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра дело серьезное

Наблюдая, как дети строят из кубиков, или играют в самолет, или прыгают через веревочку, взрослые думают, что дети просто развлекаются и что игра не имеет ничего общего с серьезными занятиями и ...

Игра-дело серьезное.

Конспект занятия по теме "Игра-дело серьезное" Цель: научить детей выслушивать сказки до конца, согласовывать действия детей с текстом сказки, совершенствовать моторику рук, проводить инсценировку ска...

Игра-дело серьезное.

Конспект занятия по теме "Игра-дело серьезное" Цель: научить детей выслушивать сказки до конца, согласовывать действия детей с текстом сказки, совершенствовать моторику рук, проводить инсценировку ска...

Консультация для родителей "Игра - дело серьезное!"

Значение игры в жизни и развитиии ребенка дошкольника...

Игра - дело серьезное

Материалы для родительского собрания...

Сценарий конкурса на лучшую авторскую дидактическую игру среди педагогов дошкольных образовательных учреждений Арского муниципального района Республики Татарстан «Игра – дело серьезное».

конкурс на лучшую авторскую дидактическую игру среди педагогов дошкольных образовательных учреждений Арского муниципального района Республики Татарстан «Игра – дело серьезное»....

Презентация игра брейн-ринг для педагогов "Игра- дело серьезное"

Деловая игра для педагогов, по формированию игравой деятельности дошкольников....