Консультация для родителей на тему: "Гендерные особенности в игре"
консультация (старшая группа) на тему

Аристарина Вера Викторовна

      Одной из основных задач дошкольного образования является социализация вос­питанников, в процессе которой созда­ются условия для эффективного развития личности ребенка. Существенное влияние на будущее воспитанников оказывает ген­дерная (полоролевая) социализация, под которой понимается процесс создания у мальчиков и девочек представлений о мужественности и женственности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_gendernye_osobennosti_v_igre.docx506.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Возрастные и гендерные особенности игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте»

Игра – это эмоциональный заряд, способ скрыться от страхов и неприятностей. Важно помнить, что такого периода жизни, когда воображение завладевает всей нашей деятельностью, больше никогда не будет. Развитие ребенка в дошкольный период – это очень важно, но еще важнее – не перегрузить ребенка, дать ему эмоциональный багаж и заряд сил идти дальше. Именно поэтому нужно не только позволять, но и учить ребенка играть.  

      Одной из основных задач дошкольного образования является социализация воспитанников, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности ребенка. Существенное влияние на будущее воспитанников оказывает гендерная (полоролевая) социализация, под которой понимается процесс создания у мальчиков и девочек представлений о мужественности и женственности.

Девочке покупают одежду ярких тонов, платьица, на длинные волосы повязывают бантики. Мальчик обычно носит короткую стрижку, одежду сдержанных оттенков, брючки, ботинки.     Родители также поощряют гендерно нормированное поведение детей: у девочек - нерешительность, аккуратность, эмоциональность; у мальчиков - активность, сдержанность, умение постоять за себя. Помимо детско-родительских отношений на формирование гендерной идентичности большое влияние оказывают отношения между детьми в семье. Так, некоторые ученые утверждают, что если пол младшего ребенка совпадает с полом старшего, то традиционные полоролевые особенности у младшего обычно выражены сильнее. Так, младшая сестра девочки будет содержать в себе больше «девчоночьего», чем младшая сестра мальчика. http://pictures.ucoz.ru/_ph/3/2/187720142.jpghttp://galerey-room.ru/images/0_51487_f2a7dda6_orig.png

  В формировании будущего мужчины и будущей женщины большое значение имеют игры и игрушки. С их помощью ребенок овладевает нормами и правилами жизни в обществе. В сюжетно-ролевой игре дети моделируют взаимоотношения взрослых, они выбирают те социальные и профессиональные роли, которые им, возможно, предстоит играть в своей жизни. Мальчики играют в путешествия, войны с игрушечными солдатиками, строят башни и орудия, водят машинки. Девочки играют в школу, парикмахерскую, магазин, больницу. Мальчик скорее предпочтет пистолет, ножик, легковую машинку, а девочка - куклу, посуду, мебель. Выбор ребенком игрушек хорошо диагностирует, как идет половая идентификация, считают психологи. Если мальчик выбирает куклу и мебель, то нужно посмотреть, в чем же дело. Если он подражает старшей сестре, то следует заинтересовать его игрушками для мальчиков.  В игровой деятельности мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя или матери. Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность, игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих группах меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры более доверительные и интимные. Кроме того, мальчики и девочки имеют различное игровое пространство. Мальчики ориентированы на освоение вертикального пространства и широкого горизонтального: заборы, чердаки, деревья, подвалы, рвы. При этом их игры отличаются динамичностью, шумностью. Игры девочек происходят в ограниченном, четко обозначенном пространстве статистического характера. Мальчики, занимая в десять раз больше места на игровом поле, гораздо чаще вмешиваются в девчоночьи игры. Девочки же, если и делают что-либо подобное, то обычно просят разрешения. Особо следует отметить важную роль матери в процессе идентификации девочки.  Идеал превосходной матери начинает формироваться у ребенка на первом году жизни. Для всех женщин первичная и преобладающая модель - это их мать. С этим женским идеалом матери женщина в дальнейшем себя сравнивает и оценивает. Мальчик должен уйти от матери, чтобы ощутить себя мужчиной, а девочка должна полюбить отца, чтобы почувствовать себя женщиной.http://fem-factory.com/wp-content/uploads/2014/04/wpid-osvoenie_detmi_v_rolevyh_igrah_2-600x450.jpg

       Следует отметить, что для мальчиков, чаще всего, поведение, присущее противоположному полу, является неприемлемым, а для девочек - вполне допустимым: «маменькины сыночки» зачастую подвергаются насмешкам, а к девчонкам-сорванцам относятся весьма благосклонно. Мальчиков, которые не соответствуют критериям мужественности, другие мальчики дразнят, высмеивают и избегают, считая их женоподобными. Девочки же, если они преуспевают в делах, которые в мире мальчиков считаются главными, например, в спорте. Такие девочки-сорванцы благодаря играм с мальчиками пользуются большим авторитетом у других девочек. Очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, здесь  ребенок часто не осознает роли, отведенной его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего «родителем» является мать-одиночка или бабушка.

   У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребенок, наоборот, становится черствым и жестким.  Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики, в этом возрасте, и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведенных родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и мужскому полу вообще.

Образ отца также чрезвычайно важен для становления тендерной идентичности ребенка. Неясный, неяркий пример отца из-за его отсутствия или недостаточного влияния осложняет процесс приобщения мальчика к мужской субкультуре. Отец оказывает влияние и на формирование эталона будущего мужа у дочери. Ей очень важно понаблюдать и усвоить способы поведения матери по отношению к отцу, отца - к матери. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребенок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребенком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/11/00215161.jpg

                    Памятка для родителей

        «Взрослому в детской игре можно и нельзя»

Взрослому в детской игре можно и нужно

1. Уделять ребенку внимание. Родители часто надеются, что ребенок будет играть сам и оставит папу или маму в покое. Каково же их разочарование, когда малыш полутора-двух лет проявляет интерес к игрушкам не более пяти минут. А все дело в том, что взрослые не помогли ему расширить границы познания и не показали, как играть. Ребенку постарше требуется еще больше внимания, ведь черпать сюжеты для игры он будет в рамках информации, которую получает от взрослых.

2. Создать пространство для творчества. Ребенку важно иметь: свой закуток, в котором главный – он, а не взрослые; некоторое количество игрового материала вроде веревочек, коробочек, камешков, конструкторов и других игрушек (главное, не переусердствовать с количеством).

3. Мягко предлагать свой вариант игры, никогда его не навязывая. Ребенка сначала нужно заинтересовать поиграть «по-вашему»

4. Развивать игру в полезном направлении. Если ребенок терзает игрушеч-ную собачку, то не стоит говорить, что он безобразничает. Гораздо эффектив нее рассказать, что это за песик, какой он хороший, как он кушает, гуляет и играет – игра сама собой перетечет в иное русло.

5. Быть с ребенком на равных. Ведь только в игре, он может почувствовать себя таким, как взрослые.

6. Хвалить. И делать это искренне. Дети отлично чувствуют фальшь, даже если не показывают этого. И не перехваливать, чтобы у ребенка оставался стимул развиваться.

Нельзя:

1. Игнорировать ребёнка. Он не понимает, что папа или мама устали, или заняты, и все негативные эмоции взрослых связывает с собой.

2. Постоянно забавлять его. Если ребенка не научили играть самостоятельно, то у него и не будет такой потребности, что в будущем может обернуться пассивным отношением к любой деятельности.

3. Грубо останавливать игру. Понятно, что когда Саша бьет Женю по голове, то речь идет о жизненной необходимости, во всех же иных случаях взрослым лучше вмешиваться в игру только в рамках правил, установленных детьми. Если они играют в автопарк, то конфликт между водителями столкнувшихся автобусов гораздо эффективнее автодиспетчер, в роли которого выступает мама, нежели мама в роли самой себя.

4. Критиковать игру. Ребенку в игре хочется самоутвердиться, а от родителей ему нужно одобрение. Критика же «в лоб» разрушает не только волшебство игры, но и подрывает доверие к взрослым.

5. Навязывать игру или ту или иную роль в ней ребенку. У каждого ребенка в игре есть свои потребности, и лучше принять их, чем заменять их на свои собственные.

6. Проявлять с верх опеку. Все хорошо в меру. Стремление родителей к безопасности и успешности чад не должно подавлять собственное Я ребенка.http://www.maam.ru/upload/blogs/a3a595c0022cb52182009fbe9a2075fb.jpg.jpg

Даже у самых маленьких есть потребность в самостоятельности и независимости, если ее постоянно подавлять, то можно вырастить безвольную либо скрытную личность. По большому счету, игра для ребенка – отражение окружающего мира. Поэтому если в будущем что-то пойдет не так, причина наверняка будет не в кукле или автомате, как бы ни хотелось в это верить родителям. На то, какую модель поведения ребенок изберет в будущем гораздо сильнее игр влияет обстановка в семье и поведение первых мужчин и женщин, с которыми он сталкивается – то есть мамы и папы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: «Гендерное воспитание ребенка в семье»

Консультация для родителейпо теме:«Гендерное воспитание ребенка в семье» Цель:  Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при в...

Консультации для родителей по теме "Гендерное воспитание"

Консультации для родителей по теме "Гендерное воспитание"...

Консультации для родителей на тему "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...

Консультация для родителей на тему "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"

         Гендерное воспитание детей дошкольного возраста.      Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих ...

Консультация для родителей на тему: «Гендерное воспитание ребенка в семье»

Консультация для родителей на тему: «Гендерное воспитание ребенка в семье»...

Консультация для родителей на тему: «Гендерное воспитание ребенка в семье»

: Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье....