Главные вкладки

    Консультации для родителей на тему "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"
    консультация (старшая группа) по теме

    Степанова Людмила Юрьевна

    Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsii_dlya_roditeley.docx82.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка»

    п.Пурпе, Пуровский р-н.

    Консультации для родителей

    на тему:

    «Гендерное воспитание детей

    дошкольного возраста»

    Воспитатель:   Степанова Л.Ю.

    1 квалификационная категория

    Что такое гендерное воспитание?

    Современный, быстро меняющийся динамичный мир диктует нам свои правила. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.http://www.sad1972.ru/images/babies01.gif

    На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

    Воспитание детей с учетом гендерных особенностей задача сложная, но посильная.

    В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная идентичность. Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

    Нейропсихологии, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной идентичности обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

    Помните, что ОТЕЦ- это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость.

    МАТЬ – и это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье. Мать дает ребенку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, уверенность в своих силах. На этом должно и базироваться гендерное воспитание.


    Потребность ребенка в отцовской защите

    Ребенку нужен отец, исполняющий свою отцовскую роль. Мужественность нельзя усвоить из курса лекций. Она усваивается в обыденной жизни от отца, который служит образцом. Фрейд говорил: «У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите». С самого раннего младенчества ребенок должен знать, что у него есть отец, который может защитить его от опасности.

    Все возможные опасности можно разделить на три главные области, где требуется направляющее присутствие отца. Ребенок нуждается в защите от опасностей внешнего мира, от опасностей, связанных с его внутренними страхами, и в защите от избыточной опеки матери. Внешний мир - очень опасное место для маленького ребенка. Просто для того, чтобы выжить, он нуждается в защите от хитроумных приспособлений домашнего хозяйства и окрестных хулиганов. Среди прочего он должен научиться так, переходить улицу, чтобы его не сбила машина, и так пользоваться домашними приборами, чтобы его не ударило током.

    Отец также нужен ребенку для того, чтобы справляться с мстительными желаниями и страшными фантазиями. Каждый маленький мальчик хочет, чтобы мать находилась в его полном и нераздельном распоряжении. Он не терпит никакого соперничества и в своих снах и фантазиях избавляется от отца и братьев. Эти фантазии могут быть очень жестокими, а сны могут превратиться в кошмары. Так как ребенок в этом возрасте не способен отделить воображение от действительности, он отчаянно пугается своих фантазий. Он не может понять, что его мысли никогда не станут реальностью. В этой ситуации у отца двоякая роль: сочувственное отношение к фрустрации, ярости и страху ребенка и демонстрация невысказанной силы, которая успокаивает ребенка, давая ему знать: «Не бойся, сынок, я не позволю тебе воплотить в жизнь твои кровожадные устремления».

    Некоторые родители не понимают необходимости защитить ребенка от инцестных и разрушительных фантазий. В некоторых семьях детям разрешают заходить в спальню родителей в любое время дня и ночи. В других семьях дети словесно, а иногда и физически оскорбляют мать при полном попустительстве отца. Такую практику нельзя признать терпимой. Такой подход к воспитанию вызывает тревожность у ребенка и причиняет страдания родителям.

    Точно так же, как отец должен защищать мать от нападений и оскорбления детей, он должен защищать ребенка от избыточной материнской опеки. Я не хочу сказать, что все матери склонны к избыточной опеке, но некоторые из них склонны нянчить детей даже тогда, когда они уже вышли из младенческого возраста. Именно отцовская функция заключается в том, чтобы показать ребенку, как можно любить, не просто обеспечивая защиту, но и предоставляя свободу. Если материнская любовь показывает ребенку, что его любят, уверенная любовь отца показывает ребенку, что он компетентен. Поскольку отца, как правило, воспитывали в менее стесненной форме, чем мать, постольку ему легче, чем матери, позволить ребенку экспериментировать с независимостью. Желание отца увидеть и разрешать новые предприятия сына побуждает ребенка расти без ненужного чувства вины.

    При этом не особенно важен контекст, в котором отец оказывает ребенку доверие. Такое отношение может проявлять себя в любое время и в любом месте. Предоставление ребенку независимости и свободы необязательно требует навыков в спорте или наличия хобби. Это отношение требует способности чувствовать нужды ребенка и желание служить твердым руководителем и дружественным ангелом-хранителем.

    Источник: Х. Г. Джайнот «Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет»


    Чем отличаются мальчики и девочки?

    К 3–4 годам ребенок усваивает свою половую принадлежность. Он знает, кто он – мальчик или девочка. Но он еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

    Мы, взрослые, сознательно или бессознательно обучаем ребенка его половой роли. В соответствии общепринятыми традициями ориентируем его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам чаще, чем девочкам, прощаем проявление агрессивности и поощряем их активность, инициативность. От девочек ждем душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых через подражание ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция как мальчика (или девочки) обусловливает его ориентацию в выборе игр, интересов, мечтаний.

    Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего происходит в семье. Здесь многое определяют традиции. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь, ты не девочка. Ты – мужчина». И тот учится сдерживать слезы. С ним солидаризируется отец, старший брат: «Мы – мужчины!» И тот учится сдерживать слезы, гордится, что он принадлежит к когорте мужчин. Девочку наставляют: «Не дерись. Не лазай по заборам и деревьям. Ты – девочка». И шалунье приходится обуздывать себя, ведь она – девочка.

    В семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются представителями того же пола, что и сам ребенок, В малой семье ребенок ориентируется на родителей, причем, как правило, мальчики – на отца, а девочка – на мать. Мальчик свой выбор отца аргументирует тем, что он тоже мужчина и должен быть похож на мужчин. При этом он выражает восхищение именно мужскими достоинствами отца. Девочка свой выбор матери аргументирует тем, что она тоже женщина и должна быть похожа на женщин и выражает восхищение именно женскими достоинствами матери. В многодетных семьях дети выбирают для подражания также старших братьев или сестер (выбор опять определяет в большой мере пол самого ребенка).

    В неполной семье отсутствие отца может повлиять на характер мальчика. Могут разиться черты покорности, беспечности, изнеженности. Аналогичные, но не столь крайние формы проявляются в семьях, где отец хоть и есть, но его роль второстепенна. Поэтому одинокой маме нужно позаботиться о том, чтобы мальчик имел возможность общения со взрослыми мужчинами: дедушкой, друзьями.

    Образцы мужского и женского поведения входят в структуру самосознания ребенка, прежде всего через непосредственные проявления старшего поколения мужчин и женщин. Ребенок хочет ориентироваться на ценности своего пола. В первую очередь, однако, наш малыш обнаруживает различия между мужчиной и женщиной в одежде и манере себя вести.

    В дошкольном возрасте происходит не только эмоциональная дифференциация интересов, но и действенное проникновение в специфику мужской и женской деятельности. Мальчики уже больше знают и умеют в сфере техники, а девочки – в сфере домашнего быта. Конечно, это происходит лучше, если сами взрослые помогают ребенку увидеть, что есть «мужчина», а что есть «женщина». Осознание ребенком своей половой принадлежности имеет определяющее значение для развития его личности. У ребенка формируется чувство тождественности с другими представителями своего пола и стремление поддержать «престиж» своего пола, подчеркивание мужской и женской своей сущности. Это чувство в ребенке надо непременно поддерживать, так как оно определяет полноценность развития его личности.

    Несколько слов следует сказать и о поведении родителей в отношении сексуального развития детей. Как таковое, оно тесно связано у ребенка с развитием телесного образа или чувства тела. Повышенная чувствительность рецепторов кожи и слизистых, как и стремление к нежности, ласке, поцелуям, прижиманиям, общеизвестна. За всем этим не кроется никаких отклонений, скорее, наоборот, отсутствие подобных проявлений может указывать на недостаточно активно развивающееся чувство тела, что в свою очередь нередко обусловлено заторможенным эмоциональным развитием. Данная ситуация типична у чрезмерно серьезных принципиально-строгих и морализирующих родителей, которые часто стыдят и соблюдают эмоциональную дистанцию в отношениях с детьми. Тогда появляются напряженность, скованность, опасения выразить непосредственно свои чувства, нежность и ласку без того, чтобы не быть отвергнутыми и осужденными. Такое поведение родителей приводит к тому, что у ребенка не развиваются естественные положительные ощущения со стороны кожи и слизистых, без чего не возможно полноценное развитие чувства тела и полнота сексуальных чувств в дальнейшем.

    Разумеется, бывают и другие крайности, но рассмотренный вариант встречается чаще. Некоторые родители панически боятся онанизма у детей и потому очень строги к ним. Но как раз тогда он чаще случается, поскольку восполняет недостаток нежности и ласки. К тому же ребенок, лишенный непосредственного выражения эмоций, склонен компенсировать их в своеобразной игре с гениталиями (половыми органами) перед сном. Усилие в этом случае строгости, чрезмерного контроля и наказаний только способствуют нарастанию возбудимости и вместе с ней потребности в разрядке, отреагировании, проявлением которой и будет онанизм. Как ни странно на первый взгляд, существует связь между онанизмом, особенно у девочек, и принуждением к еде, уговорами, угрозами, кормлением с ложечки «за маму, за папу» и т.д.

    Неправильное половое воспитание приводит к тому, что дети дошкольного возраста даже не подозревают о различиях и физическом облике людей и не видят этих различий, когда смотрят на голеньких детишек.

    Нередко дети настолько «защищены» семейным бесполым воспитанием, что не видят различий у обнаженных людей. Другая часть детей рано начинает фиксировать свое внимание и испытывать сильнейшее чувство стыда при виде обнаженного тела человека, Эти дети хихикают, демонстративно отворачиваются и закрывают глаза руками или, напротив, с любопытством взирают на обнаженного человека.

    Проведенное специальное исследование показало, что в подавляющем большинстве случаев современные дети довольно рано (около 3-4 лет) усваивают характерные признаки тела мальчика и девочки. При этом многие дети усваивают и отношение взрослых к обнаженному телу, как к чему-то постыдному, чего нельзя обсуждать в разговорах. Сокрытие от малыша  человеческого природного естества, а также стыдливое молчание в ответ на его естественную любознательность, связанную с половыми особенностями животных и человека, формирует в нем с малых лет нездоровые ориентации, нездоровый дух. Однако нельзя бросаться в противоположную крайность: фиксировать внимание ребенка на половых органах людей и животных и развивать чрезмерный интерес к половой сфере.

    Отношение к обнаженному человеческому телу – результат влияния тех стереотипов поведения, которые существуют в семье ребенка и ближайшем окружении. При грамотном и умном нравственном руководстве со стороны взрослых у ребенка будет формироваться здоровое отношение к половым различиям. Дети задают родителям вопросы о различии полов, происхождении детей и т.д. Многие дети обсуждают эти вопросы между собой. Такое естественное любопытство к вопросам пола должно правильно удовлетворяться взрослыми. Поэтому полезно заранее формулировать ответы на возможные вопросы детей, отвечать спокойно, без эмоционального напряжения и чувства неловкости.

    Половое воспитание является одной из наиболее сложных сторон общего нравственного воспитания ребенка. Современные родители должны бороться с бытующими предрассудками полового воспитания детей. Стереотипы предрассудков, сказанных с половым воспитанием, берут свои корни в христианской морали, в которой телесный «низ» является источником греха и порока. Взрослый должен серьезно относиться к этой проблеме нравственного воспитания личности. Зрителям надо освободиться от чувства неловкости, понять, что стыдясь и страшась этой темы, они воспитывают такой же стыд, такой же страх у детей. «Рискованные» вопросы, особенно на первых порах, – такое же проявление любознательности, как и вопросы, не относящиеся к полу. Если родители будут иметь это в виду, то они смогут отвечать ребенку спокойно и ровно, без смущения и раздражения. Отрицательные эмоции взрослых в ответ на вопросы, связанные с полом, отталкивают ребенка и лишают его достоверных сведений, заставляют избегать вопросов вообще и кладут начало раннему отчуждению от родителей. Обсуждение с ребенком вопросов пола должно носить доверительный характер, но это не значит, что малышу нужно выложить весь свой запас сведений.

    Некоторые правила для родителей, которые необходимо помнить!

    1.  Следите за гигиеной тела ребенка, в том числе половых органов.

    2. Не перенасыщайте ребенка тонизирующей пищей (мясо, специи, сладости).

    3. Надевайте малышу нижнее белье соответствующего размера, чтобы не допускать сдавливания половых органов.

    4. Чрезмерные ласки являются стимулирующими. Не целуйте ребенка в губы.

    5. Информация о различии полов должна даваться ребенку по мере проявления его интереса к этой теме.

    6.  Нельзя подавлять любознательность ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

    Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств....

    Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

    Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»...

    Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

    Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств....

    Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Воспитание любви к природе"

    Данный материал содержит информацию для родителей по формированию у детей бережного отношения к природе, рекомендации по воспитанию экологической культуры....