"Нравственные отношения в семье и в детском саду"
методическая разработка на тему

Портнова Татьяна Андреевна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме:

"Нравственные отношения в семье и в детском саду"

Собрание проводится в форме творческой лаборатории.

Задача:

вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей; провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной оценки себя и других. Все участники данного собрания должны получить опыт содержательного и конструктивного мышления.

Подготовка

  1. Заранее проводится анкетирование детей и родителей. Вопросы связаны с темой собрания и перекликаются по содержанию у детей и взрослых. Ответы нужно проанализировать и оформить в виде диаграмм.

Нравственные ценности.

Вопросы для детей

  1. Каким ты хочешь быть человеком?
  2. Кем ты хочешь быть?
  3. Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо?
  4. Без чего нельзя прожить человеку?
  5. Если бы ты нашел клад, то чтобы ты сделал?
  6. Если бы у тебя была волшебная палочка, то чтобы ты сделал?

Вопросы для взрослых

  1. Качества необходимые вашему ребенку, как человеку...? В хорошей семье всегда...?
  2. Нельзя прожить без...?
  3. Если бы я нашел клад, то...?
  4. Если бы я все мог, то...?

2. Заранее подготовить и раздать родителям памятки "Основы нравственных отношений в семье":

Проявилась заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним - подражая, он очень скоро вернет это вам.

Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию.

Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам - это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.

Не говорите о людях неуважительно, плохо - ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас.

Поведение - это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.

3. Подготовить небольшое детское выступление для родителей. Чтение стихов А. Барто: "Святая ложь", "Мы с отцом".

Я. Аким: " Моя родня".

Театрализованная сценка из жизни детского сада.

Вступительное слово.

Сообщаю тему, цели и задачи собрания. Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Софокл, древний драматург Греции, написал слова, которые остаются актуальными, и сейчас:

"Затем и молим мы богов о детях,

Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь умели подавать".

Великий композитор Бетховен завещал потомкам: "Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье".

Ушинский К.Д. отмечал: "Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя".

Нравственное воспитание - это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. "Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания", - писал А.В. Запорожец.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Так считал В.А. Сухомлинский.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья. Затем воспитатель знакомит присутствующих родителей с результатами анкетирования, сравниваем итоги опроса по диаграмме, в которой отражены приоритетные ценности родителей и детей.

Выступление психолога с сообщением о том, как моральные принципы по- разному проявляются в семье.

Тестирование родителей

"Мой стиль воспитания ребенка в семье"

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

  1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а)        дадите ребенку другое блюдо;

б)        разрешите выйти из-за стола;

в)        не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

  1. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку - плюшевого медведя. Вы:

а)        идете во двор и ищете игрушку ребенка;

б)        погрустите вместе с ребенком о его утрате;

в)        успокоите ребенка словами: "не стоит расстраиваться из-за пустяков".

  1. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

а)        без слов выключите телевизор;

б)        спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

в)        пристыдите ребенка за несобранность.

  1. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: "пусть поскучает без них";

б)        предложите свою помощь в уборке, типа: "я вижу, что тебе скучно делать это одному...", "я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя...";

в)        накажите ребенка лишением игрушек.

5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, "тянет" время. Вы:

а)        отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

б)        говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

в)        пытаетесь сами побыстрее одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Подсчитайте, каких ответов больше - а, б, в.

Под каждой буквой прочтите резюме.

"А" - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.

"Б" - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент - научить его отвечать за себя и свои поступки.

"В" - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы - порицание и наказание.

Тренинг: обсуждаем проблемные ситуации.

Предлагается участникам обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.

 Ситуация первая.

В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

Вопросы:

Как дальше будет развиваться ситуация?

Кто должен уступить место?

Как вы учите вести своих детей в транспорте?

Ситуация вторая.

В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял, опустив голову, и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: "Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?"

- Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! - прервала она дочь и отправила сына в детскую.

Вопросы:

В чем состоит педагогический просчет матери?

Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?

Как вы поступили в таком случае?

Ситуация третья.

В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:

- Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.

Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:

  1. Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.
  2. Нет, пойдем, все равно пойдем! - кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.
  3. Доченька, подожди, дай твою руку! - внезапно скомандовал отец.

Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:

  1. Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

  1. Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

Вопросы:

Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?

Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?

Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости.

После обсуждения педагогических ситуаций подводим итог, какими же должны быть нравственные отношения в семье. Это:

Любовь и взаимное уважение.

Взаимопонимание и взаимовыручка.

Ценность и личная значимость каждого числа семьи.

Участие каждого члена семьи в ее жизни - труд, отдых, учеба.

Справедливое распределение материальных и моральных благ между Выступление педагога с опытом работы о том, как в детском саду происходит нравственное воспитание, как у детей прививают любовь и уважение к близким (семье) и сверстникам, воспитателям.

Подведение итогов.

Предлагается высказать родителям свое мнение о проведенном собрании и обсудить памятку, которую они получили. Формулируются положения, которые будут внесены в решение родительского собрания.

Подводя итоги собрания, подчеркиваем, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему - это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию.

Предлагается продолжить данный разговор и поговорить о правилах жизни ребенка в семье, что "можно" и "нельзя".на следующем родительском собрании.

Литература:

Ушинский К.Д.: Избранное педагогическое сочинения, - Москва, 1974 - T9, стр. 117-119.

Запорожец А.В.: "Эмоциональное развитие дошкольника", - Москва, 1985, стр. 16.

Брюхова В.: "Третий шаг к партнерству" журнал, директор школы № 3 - 2005, стр. 83.

Мохонева М.Д.: "Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста". - Москва, 2004.

Арнаутова Е.П.: "Когда ребенок сводит взрослого с ума", журнал Управление ДОУ №8-2005, стр. 83.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в ср.гр. "Нравственные отношения в семье и в детском саду"

Родительское  собрание   в средней группе Тема: « Нравственные отношения в семье и в детском  саду»Форма проведения:  творческая лаборатория,Продолжительность: 1-1,5чЦели...

Родительское собрание по теме "Нравственные отношения в семье и в детском саду"

Собрание проводится в форме творческой лаборатории.Моя задача как заведующей вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей; провести тренинг навыков нравственного отношения к людям ...

Консультация для родителей «Нравственные отношения в семье и в детском саду»

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет....

Консультация для родителей «Нравственные отношения в семье и в детском саду»

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на гор...

Родительское собрание. Тема: "Нравственные отношения в семье и в детском саду"

Собрание проводится в форме творческой лаборатории....