Главные вкладки

    Родительское собрание по теме "Нравственные отношения в семье и в детском саду"
    учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

    Камалова Гузель Фуатовна

    Собрание проводится в форме творческой лаборатории.

    Моя задача как заведующей вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей; провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной оценки себя и других. Все участники данного собрания должны получить опыт содержательного и конструктивного мышления.

    Подготовка

    1. Заранее проводится анкетирование детей и родителей. Вопросы связаны с темой собрания и перекликаются по содержанию у детей и взрослых. Ответы нужно проанализировать и оформить в виде диаграмм.

    Нравственные ценности

    Вопросы для детей

    1. Каким ты хочешь быть человеком?
    2. Кем ты хочешь быть?
    3. Что нужно, чтобы дома у вас было всем  хорошо?
    4. Без чего нельзя прожить человеку?
    5. Если бы ты нашел клад, то чтобы ты сделал?
    6. Если бы у тебя была волшебная палочка,
    то чтобы ты сделал?

    Вопросы для взрослых

    1. Качества необходимые вашему ребенку, как человеку…?
    2. Вы хотели, чтобы ваш ребенок стал…?
    3. В хорошей семье всегда…?
    4. Нельзя прожить без…?
    5. Если бы я нашел клад, то…?    
    6. Если бы я все мог, то…?

    2. Заранее подготовить и раздать родителям памятки “Основы нравственных отношений в семье”:

    • Проявилась заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним – подражая, он очень скоро вернет это вам.
    • Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию.
    • Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
    • Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас.
    • Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.

    3. Подготовить небольшое детское выступление для родителей.

    Чтение стихов А. Барто: “Святая ложь”, “Мы с отцом”.

    Я. Аким: “ Моя родня”.

    Театрализованная сценка из жизни детского сада.

    Вступительное слово

    Сообщаю тему, цели и задачи собрания.

    Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Софокл, древний драматург Греции, написал слова, которые остаются актуальными, и сей час:

    “Затем и молим мы богов о детях,
    Чтоб супостатов наших отражали
    И другу честь умели подавать”.

    Великий композитор Бетховен завещал потомкам: “Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье”.

    Ушинский К.Д. отмечал: “Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”.

    Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс в основе которого лежит развитие чувств. “Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания”, - писал А.В. Запорожец.

    Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Так считал В.А. Сухомлинский.

    Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

    Затем я знакомлю присутствующих родителей с результатами анкетирования, мы сравниваем итоги опроса по диаграмме, в которой отражены приоритетные ценности родителей и детей.

    Выступление психолога с сообщением о том, как моральные принципы по-разному проявляются в семье.

    Тестирование родителей
    “Мой стиль воспитания ребенка в семье”

    Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

    1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

    а) дадите ребенку другое блюдо;

    б) разрешите выйти из-за стола;

    в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

    2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

    а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;

    б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;

    в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.

    3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

    а) без слов выключите телевизор;

    б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

    в) пристыдите ребенка за несобранность.

    4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

    а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;

    б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;

    в) накажите ребенка лишением игрушек.

    5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:

    а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

    б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

    в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

    Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме. “А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей. “Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки. “В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

    Тренинг: обсуждаем проблемные ситуации.

    Предлагаю участникам обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.

    Ситуация первая.

    В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

    Вопросы:

    1.     Как дальше будет развиваться ситуация?

    2.     Кто должен уступить место?

    3.     Как вы учите вести своих детей в транспорте?

    Ситуация вторая.

    В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял опустив голову и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: “Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?”

    - Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! – прервала она дочь и отправила сына в детскую.

    Вопросы:

    1.     В чем состоит педагогический просчет матери?

    2.     Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?

    3.     Как вы поступили в таком случае?

    Ситуация третья.

    В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:

    - Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.

    Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:

    - Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.

    - Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.

    - Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец.

    Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:

    - Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

    Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

    - Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

    Вопросы:

    1.     Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?

    2.     Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?

    3.     Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости.

    После обсуждения педагогических ситуаций подводим итог, какими же должны быть нравственные отношения в семье. Это:

    • Любовь и взаимное уважение.
    • Взаимопонимание и взаимовыручка.
    • Ценность и личная значимость каждого числа семьи.
    • Участие каждого члена семьи в ее жизни – труд, отдых, учеба.
    • Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

    Выступление педагога с опытом работы, на тему: как в детском саду происходит нравственное воспитание, как у детей прививают любовь и уважение к близким (семье) и сверстникам, воспитателям.

    Подведение итогов

    Предлагаю высказать родителям свое мнение о проведенном собрании и обсудить памятку, которую они получили. Формулируются положения, которые будут внесены в решение родительского собрания.

    Подводя итоги собрания, подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать ех. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию.

    Предлагаю продолжить данный разговор и поговорить о правилах жизни ребенка в семье, что “можно” и “нельзя”.на следующем родительском собрании.

     

    Литература

    1.     Ушинский К.Д.: Избранное педагогическое сочинения, - Москва, 2000 – Т9, стр. 117-119.

    2.     Запорожец А.В.: “Эмоциональное развитие дошкольника”, - Москва, 2003, стр. 16.

    3.     Брюхова В.: “третий шаг к партнерству” журнал, директор школы № 3 – 2005, стр. 83.

    4.     Мохонева М.Д.: “Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста”. – Москва, 2004.

    5.     Арнаутова Е.П.: “Когда ребенок сводит взрослого с ума”, журнал Управление ДОУ №8 – 2005, стр. 83.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в ср.гр. "Нравственные отношения в семье и в детском саду"

    Родительское  собрание   в средней группе Тема: « Нравственные отношения в семье и в детском  саду»Форма проведения:  творческая лаборатория,Продолжительность: 1-1,5чЦели...

    Конспект родительского собрания по теме « Здоровый образ жизни дошкольника в детском саду и семье»

    Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важных проблем жизни современного общества....

    Родительское собрание. Тема: "Нравственные отношения в семье и в детском саду"

    Собрание проводится в форме творческой лаборатории....

    Родительское собрание на тему " Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду и в семье дошкольника"

    Цель собрания: провести совместное мероприятие педагогов и семей воспитанников,с целью обеспечения комйортного пребывания и развития ребенка, преемственности РППС в домашних условиях; дать родителям р...

    Конспект группового родительского собрания в группе компенсирующей направленности «Радуга» Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи по соблюдению логопедического режима ДОУ»

    Опубликовано 11.06.2020 - 12:51 - Пудовкина Ляйля ШамилевнаВведение:Родители – это очень важные люди в жизни каждого ребенка. От того, как родители строят общение с ребенком в своей семье,...