Одаренные дети
консультация на тему

Скоробогатова Елена Александровна

Что такое одаренность, когда она проявляется и каких детей называют одаренными вы сможете узнать из данной консультации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _odarennye_deti.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Одаренные дети

         

         У каждого нормального ребенка есть огромные возможности развития. Многие способности, которыми наделяет нас природа, остаются неразвитыми, а значит нереализованными. А ведь в самом естестве человека заложено желание  узнавать, привносить и создавать. Вопрос гармоничного развития и творческой самореализации становится, чуть ли не самым главным вопросом для современного человека.

         Что же такое способности, одаренность, задатки?

Что касается способности, то на сегодняшний день принято считать следующее: от природы никаких способностей нет, это как говорят ученые, только «прижизненные формирования».  Не развили способности у ребенка – увы, их и не будет. Задатки – это реальные особенности мозга, которые развиваясь, превращаются в способности. Неспособные дети есть, и их очень много;  это те, у которых задатки так и не стали способностями. Задатки надо развивать, превращать в способности в определенное время. Если это время упустить, то потом способности развить трудно, а иногда и практически невозможно.

      Развивает способности только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Если много заниматься с ребенком, то его можно чему-то научить, можно даже добиться хороших отметок, но чтобы развивались его дарования, нужно, чтобы ему самому нравилось это делать. Для развития способностей необходимы познавательные потребности. Умственная работа, выполняемая не в результате долга, не для отметки, не для того, чтобы победить на конкурсе, а потому, что хочется самому, т.е. по потребности, обязательно связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций.

        Словом «одаренность» обозначает высокий уровень способностей. В психологии принято различать общие и специальные способности. Общие, или общие умственные, интеллектуальные способности проявляются во многих видах, областях деятельности, в том числе и в учении.  Специальные способности – это способности к отдельным видам деятельности. Например, художественная одаренность подразделяется на литературную, музыкальную, хореографическую и т.д.

         Социальная одаренность включает в себя способности к правовой деятельности, педагогические способности, относящиеся к организаторской деятельности в различных сферах жизни общества.

         Все типы и виды одаренности не изолированы друг от друга. Так, человек может обладать какой – либо одной специальной способностью, а может  быть одаренным в отношении целой группы родственных (например: художественных и спортивных). Все типы одаренности обязательно предполагают определенный уровень развития умственных способностей.

          Существует такое понятие. Как социальный интеллект. Под этим термином подразумевается способность разбираться в людях и устанавливать с ними эффективные деловые взаимоотношения. Конечно, тут много значат соответствующие навыки, вырабатываемые воспитанием, а также и специальной тренировкой. Однако,  несомненно и то, что немаловажную роль играют соответствующие способности.

        Как и всякая способность, социальная одаренность формируется на базе определенных задатков. Есть дети, которые не интересуются индивидуально-психологическими особенностями людей вплоть до юношеского возраста. А есть такие,  которые уже в дошкольном возрасте обнаруживают исключительную наблюдательность в этой сфере.

           Эмпатия (способность к сопереживанию), активная созидательная доброта – стержень социального интеллекта. И поскольку речь идет о психологической способности, существуют люди, которые обладают ей в большей или меньшей мере. Духовность, активная доброта произрастают из соответствующих задатков, и конечно же, проявляются уже в детстве.

         Эти дети в современном мире кажется «белыми» воронами, а так хочется, чтобы их было больше. О дефиците доброты говорил еще Б.Пастернак: «Талантов много, духа нет». Одаренность духовности – вот качество, которое должно культивироваться в нашем обществе наряду с другими способностями.

         Способности следует выявлять как можно раньше, чтобы эффективнее их развивать. Уже в дошкольный период ребенка знакомят с музыкой. У него должны быть цветные карандаши, краски, пластилин, разнообразные конструктивные игрушки. Его знакомят с компьютером, шашками и шахматами. Он играет с мячом, своевременно получает коньки и лыжи. Все это необходимо каждому ребенку для полноценного развития и позволяет рано заметить особые способности.

          Художественные, музыкальные, артистические, спортивные   способности у детей выявляются достаточно рано. Все дарования и способности реализуются в творчестве. Для выявления творческих способностей есть специальные тесты.

          Также важно сохранить детям детство! Ведь дети, которых слишком рьяно обучают в детстве, лишая их детских игр, свободного развития, становятся заурядными людьми. Ведь кто не пережил период «шалостей», тот не знал свободы, без которой умирает творческое начало. Дело в том, что у одаренных  инстинкт свободы выражен особенно сильно. «Шалости» - проявление инстинкта свободы, а подавить инстинкт свободы – значит подавить одаренность!

Одаренность

         

      Одаренность – с какого возраста? Когда мы можем назвать ребенка одаренным – не в качестве «обещания на будущее», а уже проявившейся реальности?

      Одаренность может начать проявлять себя уже с самого раннего, едва ли не с младенческого возраста. Но это может происходить и в более зрелом возрасте (например,  после 50 лет). Более того, есть так называемая возрастная одаренность, когда на протяжении нескольких лет ребенок показывает признаки одаренности (например в 4 -6 классах, но затем они пропадают, и к 10 классу он уже ничем от других сверстников не отличается. То ли утратил свою необычность, то ли другие его догнали. Кроме этого, различают одаренность явную и скрытую. Поэтому следует избегать термина «одаренные дети», а говорить лучше «дети с признаками одаренности».

    Существуют так называемые мифы об одаренности:

  •  Талантам, т.е. одаренным детям, помогать не надо, если талант есть, то он сам пробьется. Оказывается, нет: кто-то пробьется, а кто-то и не пробьется, зачахнет, погаснет.
  • Если ребенок показал свою одаренность, то она сохранится у него на всю оставшуюся жизнь. Оказывается, не всегда. Так называемая возрастная одаренность, постепенно исчезает.
  • Если ребенок плохо учится, то о какой одаренности может идти речь? Оказывается не всегда. По результатам исследования около 30% детей, отчисленных из школы за неуспеваемость,  были детьми одаренными.
  • Если ребенок одаренный, то ему нужно давать больше учебного материала, да потруднее и задача его обучения и развития будет решена. Оказывается,  нет, потому что есть категория одаренных детей, которые с энтузиазмом  впитывают все, что им предлагают, но умением     самостоятельно учиться они не обладают и преодолевать  

    возникающие трудности не умеют.

  • Для выявления одаренности, достаточно воспользоваться тестами. Оказывается, нет. Ни один тест не дает гарантии, что вы не проглядели одаренного ребенка. В лучшем случае тесты могут помочь оценить признаки одаренности, соответствующие тому или иному тесту.

Все дети талантливы – эта формула часто повторяется.

Есть ли в этом хоть  доля правды?

Да, есть. Поскольку каждый ребенок есть продукт творения природы, то он несет в себе способность к саморазвитию, к творению окружающего мира в своем восприятии, мышлении, эмоциональных переживаниях и поведении. И посредством этого, к творению самого себя, всякий раз нового.

     Но есть проблема. Какой должна быть развивающая и образовательная среда, чтобы возможность превратилась бы в действительность.

    Родителям естественно хочется считать своего ребенка хоть в чем-то превосходящим других. С другой стороны, если они открывают, что ребенок не только не первый, а в чем-то отстающий, это вызывает горечь и неверие в его жизненные перспективы. И в свою очередь угнетают его активность и уверенность в себе. Как тут быть?

    Родители детей, имеющих признаки одаренности, - это особая проблема. Здесь различаются родители, которые осуществляют гиперопеку над таким ребенком и по сути дела кладут свою жизнь на алтарь социальной реализации и признания этих признаков как особой исключительности именно их ребенка. И бывает, что они прав, а бывает, что нет.

    Есть родители, действующие по принципу гипоопеки: ребенок явно одарен и талантлив, а родители этого не видят или не хотят видеть.

    Другая проблема – так называемая диссинхрония в развитии разных сфер психики ребенка: по интеллектуальному развитию он на уровне более старших детей, а по физическому и эмоциональному на уровне одноклассников. Здесь нужна как индивидуальная, так и групповая работа.

    С детьми одаренными должны заниматься специалисты. Потому что, у одаренных детей есть свои психологические особенности и трудности развития. Поэтому работать с ними может не каждый учитель и психолог.

        Современная концепция развивающего обучения – против принципа оценки разных детей между собой. Сравнивать надо не  с другими сегодняшними, а с  собой вчерашним. Продвинулся ты или нет по сравнению с вчерашним днем.

     Каждый ребенок самоценен, независимо от того, проявил ли он уже свою одаренность или пока еще нет. Он самоценен потому, что пришел в этот мир как уникальность. И в какой мере эта уникальность будет стерта до личностного и профессионального однообразия, зависит не столько от природных задатков, но и от нас взрослых. Если бы  все соблюдали принцип «Не навреди!», и создавая условия, способствующие проявлению и развитию  личности. Помните, что определять ребенка как «одаренного» либо «неодаренного» - значит искусственно вмешиваться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания.

        Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся  в неадекватности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует таланта взрослого человека.

 И далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве,  как одаренный ребенок.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»

 Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Информация для родителей "Одаренные дети - признаки одаренности".

Как понять, что твой ребенок не такой , как другие дети. Чем он отличается от них? Какие у него необычные способности? Как помочь одареному ребенку  реализовать свои способности?...

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"

Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»

Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...