Рекомендации психолога
консультация на тему

Скоробогатова Елена Александровна

В данном материале содержатся рекомендации психолога по развитию и воспитанию ваших детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _rekomendatsii_psihologa.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации  психолога.


        Дайте своему ребенку возможность лишний раз убедиться  в том, что он любим и значим для своих родителей.

                     Для этого вы должны:

  1. Безусловно, принимать его.
  2. Активно слушать о его переживаниях и потребностях.
  3. Бывать ( читать, заниматься, играть ) вместе.
  4. Не вмешиваться в занятия, с которыми он справляется.
  5. Помогать, когда он просит.
  6. Поддерживать успехи.
  7. Делиться своими чувствами ( значит доверять ).
  8. Конструктивно разрешать конфликты.
  9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.

          Мне хорошо с тобой.

          Я рада тебя видеть.

          Мне нравиться, как ты…

          Как хорошо, что ты у нас есть.

          Я по тебе соскучилась.

          Давай сделаем вместе.

10.Обнимать не менее 4, а лучше по 8 раз в день.

Ребенку важно увидеть, что его маме и папе приятно быть   вместе с ним, что их радует общение с ним. Показывайте, что для вас важнее сам ребенок, а не его  удачи или неудачи. Не сравнивайте его с другими детьми, любите таким, какой он есть. Если вы хотите видеть в ребенке какие-либо качества, относитесь к нему так, словно они у него есть.

Помните, никакие подарки, и удовольствия не смогут заменить искренней любви, внимательного общения, нежного взгляда, теплого прикосновения.

Для  любящих  родителей.

     

  • В отношении с ребенком не полагайтесь на силу. Это ожесточает        его и приучает к тому, что считаться нужно только с силой.
  • Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Это      поколеблет веру в вас.
  • Не делайте за ребенка то, он в состоянии сделать сам.
  • Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних. Если вы  скажете спокойно с глазу на глаз, он обратит гораздо больше    внимания на замечание.
  • Не читайте ребенку нотации, не ворчите на него, иначе он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Смиритесь с тем, что ребенок любит экспериментировать.
  • Лучший способ воспитывать уверенность в себе – предоставить ребенку, самостоятельно принимать решения.
  • Поощряйте любознательность. Если вы пытаетесь отдалиться   от него, когда он задает откровенные вопросы, ребенок будет  искать ответы на стороне.
  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно, с пониманием, не перебивая.
  • Не задавайте слишком много вопросов и не устанавливайте множество правил: он перестанет обращать на вас внимание.
  • Появление малыша в семье, может вызвать кризис в жизни старшего ребенка. Относитесь к детям одинаково. Старший ребенок должен знать, что вы его любите ничуть не меньше.
  • Хороший способ прекратить ссору – сменить обстановку, отвлечься.
  • Не сравнивайте его с другим ребенком. Принимайте таким, какой он есть.

Наказывая, подумай зачем?!

                       7 правил для всех.

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать…
  • Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте. Никакой  «профилактики» , никаких наказаний  «на всякий случай!»
  • За один раз одно наказание. Даже если проступков множество, наказание может быть суровым, но одно за все сразу, а не по одному за каждый проступок. Салат из наказаний – блюдо не для детской души. Наказание не за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
  • Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного равновесия.
  • Наказан – прощен. Инцидент исчерпан, страница перевернута, как ни в чем, ни бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте жить сначала
  • Без унижения. Наказание не должно   восприниматься ребенком, как торжество силы над его слабостью, как унижение.
  • Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева, а вашего огорчения.

                 

              При дефиците любви, наказанием становится сама жизнь, и          тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

«Не обещайте ребенку оборвать руки»

                        Главнее папы только мама.

            Бесспорно, родители самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость,  правоту и справедливость родителей у детей непоколебима.  «Мама сказала», «Папа велел». Душевная жизнь человека сложна, т.к. психика состоит их 2 взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое. Взрослые способны осознавать и контролировать, многое  умеют, подвергают сомнению. Попробуйте сказать взрослому: «Не ходи туда!» Он возмутиться: «Куда хочу, туда и иду». У детей нет опыта, они не могут этого делать. Они не в состоянии поставить барьер в отношении с родителями. Поэтому многие из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяют их поведение.

                       А в мозгу  крошечный диктофончик.

Несомненно, большая часть родительских установок способствует благоприятному развитию ребенка. Но мы поговорим о «разрушительных» установках. Почему они разрушительны? А потому. И  запомните это   раз и навсегда! – ваш ребенок все воспринимает буквально, причем бессознательно. Слова, над которыми вы не слишком подумали, прежде чем произнести, навсегда записываются определенной информацией в его мозгу.

«Не живи!» «Глаза бы мои тебя не видели», «Чтобы ты сквозь землю провалился», «Такой мальчик (девочка) мне не нужен!» Неправда ли, хоть раз вы говорили такое, ребенку? А те, кто повторяет это регулярно, совершают ужасную вещь. «Я помеха в жизни» выводится в детском мозгу, и на всю жизнь, бессознательно следуя директиве, он утрачивает инстинкт самосохранения, часто

травмируя, а то и приходит к самоубийству.

        Почему ребенок не слушается?

                 Общие причины непослушания.

  • Решительный отказ ребенку в просьбе или отказ от объяснения.
  • Отсутствие у ребенка интересной деятельности.
  • Отрицательный пример взрослых.
  • Злоупотребление запрещениями, нравоучениями, наказаниями.
  • Непоследовательность, несогласованность требований взрослых  к ребенку.
  • Запугивание или захваливание ребенка.
  • Несправедливое отношение к ребенку.
  • Непосильные поручения.
  • Нарушение режима дня.
  • Непонимание ребенка.

                  Основные причины капризов.

  • Недомогание, перевозбуждение, переутомление.
  • Заласкивание или черствое отношение к ребенку.

                Основные причины упрямства.

  • Протест ребенка против несправедливого отношения, унижения его достоинства.
  • Слишком строгое отношение к ребенку.
  • Нетактичность взрослых.
  • Неразумность, ограничение самостоятельности ребенка.
  • Несодержательное и недостаточное общение с взрослым.

 

         Если ребенок капризничает, надо:

  • Отвлечь от причин, вызывающих капризы.
  • Объяснить неразумность требований.
  • Показать, что такое поведение огорчает взрослого.

   Воспитание у ребенка чувства

       собственного достоинства,   уважения к  себе и окружающим    

                      людям.

      Важной чертой формирующего самосознания ребенка является чувство собственного достоинства, которое наиболее ярко проявляется в умении соблюдать известную дистанцию между собой и окружающими.

       Достоинство выступает уже в дошкольном возрасте как ценное качество личности, которое требует поддержки и охраны. Самые маленькие дошкольники оценивают себя только положительно, как самых умных и ловких. Для маленьких детей «умный» - это, прежде всего послушный, тот, кто не шалит, не мешает и занимается. Это своеобразная форма сознания самого себя, когда он способен сознавать  других  детей лишь оценкой взрослых. Учитывая эти особенности, воспитатель не может только хвалить их. Напротив, чтобы воспитать чувство собственного достоинства необходимо указывать детям этого возраста на недостатки в их поведении и давать примеры как правильно поступать и вести себя.

       Нет иного пути воспитания у ребенка чувства собственного достоинства, кроме воздействия на него положительной оценкой, похвалой, одобрением. В повседневной воспитательной работе, во время игр, в трудовой деятельности нужно давать детям      возможность проявить свои способности, положительные качества.

          Воспитанию чувства собственного достоинства         способствуют занятия на тему: «Кто я такой?» «Я и моя семья»,

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

       Сознание у детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Дети этого возраста в осознании своих умений

проявляют некоторую скромность. Большинство из них не ставят себя на первое место. Они способны адекватно оценивать свою работу, сравнивая ее с работами других детей. Они начинают противопоставлять себя другим детям. Появляется желание похвалиться успехами в чем-либо. Неправильная оценка их

поступков и действий со стороны взрослого, может вызвать недоверие детей.

       В этом возрасте особое значение приобретают моральная направленность его сознания и самосознания. Формируя эти качества можно использовать игры: «Позови ласково», «Мое настроение», «Чьи глаза?»

        Большую роль в воспитании уважения к окружающим, играет знакомство детей с произведениями художественной литературы:

- В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

-Е.Пермяк «Как Маша стала большой»

-Е.Благинина «Мамин день»

-В.Осеева «Рассказы».

      У старших дошкольников сознание и самосознание более развито. В самооценке порой они проявляют скромность, не желая ставить себя на первое место.  Дети способны сами сравнивать свою работу с другими в значительной степени адекватно. Поэтому взрослые должны быть строгими, объективными и справедливыми и сами должны быть примером скромности и справедливости.

     В воспитании  у ребенка чувство собственного достоинства и уважения к себе и окружающим можно использовать  беседы  на тему: «Я и моя семья», «Я и мои друзья», а так же развивающие игры: «Расскажи о себе», «Комплименты», «Я хороший»,

«Пирамида любви», «Хорошо-плохо» и другие.

        В современной педагогике доказано, что семья – первый социальный институт формирования личности у ребенка, в ней закладывается фундамент нравственности, воспитание чувства собственного достоинства. Данное чувство, разрушенное и уничтоженное в детстве, вряд ли может быть возрождено или создано вновь. Дети и подростки, утратившие веру в себя, в добро и справедливость, в возможность исправиться, трудные и несчастные.

Рекомендации  родителям.

                        Делайте!

  • Радуйтесь вашему  сыну и дочке.
  • Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  • Слушайте ребенка внимательно, не перебивая.
  • Установите четкие и определенные требования к ребенку.
  • В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.
  • Будьте терпеливы.
  • Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.
  • Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
  • Чаще хвалите ребенка.
  • Поощряйте игры с другими детьми.
  • Приобретайте развивающие игрушки и игры.
  • Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится  делать ( коллекционировать, рисовать     и др. )
  • Интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду.
  •  Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые положительные впечатления, о которых он мог бы рассказать.

                               

                             Не делайте!

  • Не перебивайте ребенка.
  • Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
  • Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал и расстроен.
  • Не устраивайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.
  • Не говорите: «Нет, она не красная»;  лучше скажите: «Она синяя».
  • Не оскорбляйте ребенка.
  • Не ожидайте от  ребенка понимания всех логических правил.
  • Не ожидайте от ребенка понимания всех ваших чувств.
  • Не ожидайте от ребенка понимания абстрактных рассуждений и объяснений.
  • Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми ( братом или сестрой ).
  • Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так, переделай!»
  • Не требуйте слишком многого – пройдет немало времени, прежде чем ребенок научиться самостоятельности.
  • Не критикуйте ребенка.
  • Не запрещайте общаться с другими детьми.

Десять заповедей родителей.

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не думай, что ребенок твой: он Божий.
  3. Не требуй от ребенка платы за все, что для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, это необратимый закон благодарности.
  4. Не вымешай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
  5. Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.
  6. Не унижай!
  7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь и не делаешь.
  8. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

               

Прежде чем воспитывать ребенка.

    Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где Вам удобно, расслабьтесь и задумайтесь: зачем?

  1. Какая цель очередного Вашего воздействия: оно как интервенция или же как освобождение ребенка?
  2. Вам хочется навязчиво с ним поделиться опытом или у Вас желание скорее протянуть руку ребенку?
  3. Вам хочется еще раз подчеркнуть зависимость ребенка или вселить в него уверенность и защищенность?
  4. Вам хочется устроить малышу очередной военный совет – «убить» веру в себя?
  5. А может быть, Вам хочется вдолбить в него какие-то запреты, которые он будет нарушать, давая повод Вам, чтобы вы могли на нем все время разряжаться?
  6. А может быть, Вам хочется сделать ребенка для себя удобным, «прополоть» черты его характера, все неугодные мгновенно вырвать, как бурьян?
  7. А может быть, Вы собрались сегодня подсчитать очередные шалости ребенка?
  8. А может быть, Вы просто почему-то рассержены, разозлены, у Вас потребность критиковать, негодовать, осуждать?
  9. А может, Вы задумали устроить малышу стереотипную очередную порку?
  10.  А   может быть, Вам просто надо скрыть самих себя за ширмой и занавесью воспитания?

Откройте двери в свое детство, вспомните, какими были Вы. Конечно жили в ожидании чудес. И самой главной потребностью у Вас была потребность в одобрении, любви, которая затмевала все. Поэтому и Вам не надо разочаровывать ребенка. Дайте себе сами все ответы на вопросы, кто Вы в глазах ребенка – обличитель, диктатор, доброжелатель?  Не заставляйте ребенка вымогать любовь у Вас, дайте ее ему сами, не пользуясь каким-то шантажом. Старайтесь стать ему таким родителем, какого Вы мечтали иметь в детстве.

Секреты общения ребенка в семье.

  Принципы построения общения взрослого с ребенком.

  • Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребенком.

  • Ребенок постоянно должен чувствовать любовь близких к себе.

  • Принимать ребенка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

  • Проявите интерес к ребенку во время общения, кивком головы, одобрением и т.д.

  • Поддерживайте стремление ребенка к общению со взрослыми членами семьи.

  • Общение должно иметь положительный эмоциональный тон. Чаще улыбайтесь ребенку в процессе общения с ним.

  • Замечайте успехи и достижения ребенка, радуйтесь вместе с ним.

  • В общении с ребенком уделяйте внимание не только вербальной (речевой) стороне, но и невербальной (неречевой). Используйте жесты, мимику, взгляд.

Поощрения и наказания

ребенка в семье

  • Никогда не наказывайте сгоряча и дважды за один проступок. В гневе вы слышите только себя, и крики подливают масло в огонь. Помните, что лучше договориться с ребенком, в таком случае не придется кричать и нервничать.

  • Наказывая ребенка, используйте наказания не часто, а главное – лучше лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое!

  • Наказывайте только за грубый проступок. Не наказывайте по пустякам, за любое непослушание.

  • Никогда не приводите в пример других детей.

  • Не унижайте, не оскорбляйте ребенка, не давайте ему унизительных прозвищ.

  • Помните, что такие меры воздействия, как окрики, угрозы, приказания, малоэффективны. В этом случае ребенок чувствует давление  взрослых, иногда испытывает чувство вины или скуку, а чаще всего все вместе.

Памятка для родителей по профилактике

детской агрессивности.

  1. Сделайте так, чтобы избавить ребенка от переживаний, стрессов, конфликтов, тревоги и неуверенности в своих силах в семье.
  2. Будьте примером поведения для ребенка: не допускайте вспышек гнева, не  говорите плохо о людях, не стройте при нем планов мести.
  3. Обсуждайте с ребенком возможные варианты его поведения. Пусть он скажет, когда был не прав, и почему возникла ссора или драка.
  4. Не забывайте лишний раз пожалеть, приласкать и похвалить ребенка.
  5. Ребенок должен расти с уверенностью в том, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную минуту жизни он может прийти к Вам за помощью и поддержкой.
  6. Предложите ребенку игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление, на расширение поведенческого репертуара:

  • «Воздушный шарик» - ты шарик. Вот ты сердишься, все больше и больше (надувается шарик). Злости все больше, ты уже весь ею заполнен – вот как этот шарик, такой же надутый. Что произойдет? Еще немного злости, и шарик лопнет. А если осторожно выпускать воздух, то он останется целым, не лопнет.
  • «Брыкание» - Малыш, лежа на ковре, брыкается, как жеребеночек, как большая лошадка.
  • Прыгать, как кузнечик, козленочек, лев, кенгуру, дождевые капельки.
  • Посиди, как бабочка на цветке, бабушка в кресле, наседка на гнезде, цветок на клумбе.
  • Походи, как медведь по лесу, хитрая лиса, котенок, черепаха…
  • Поплавай, как золотая рыбка, злая акула, огромный кит, зубастый крокодил…
  • Полетай как снежинка, гуси-лебеди, Баба-яга на метле, маленький воробей, большой орел, легкое облачко, пчелка над цветами…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации психолога для родителей "Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад"

Данные рекомендации можно использовать  на родительском собрании  на тему "Идем в детский сад" для родителей детей вновь поступающих в детский сад....

рекомендации психолога воспитателям по воспитанию детей с нарушениями эмоциональной сферы

Совершенствование психолого-педаогической работы по работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности...

Рекомендации психолога

Материал разработанный психологом нашего детского сада...

Рекомендации психолога воспитателям, психологу

Рекомендации по вопросу взаимосвязи в работе учителя, воспитателя, логопеда, психолога. Рекомендации психолога учителям, воспитателям по коррекции и развитию личности учащихся средствами искусства. Ре...

Рекомендации психолога

Материалы для папок-передвижек (для родителей)...

"Домашний игровой уголок - рекомендации психолога"

В этом материале родители смогут найти доступные и полезные рекомендации психолога, как наиболее рационально, а самое главное правильно организовать личное пространство , где ребенок сможет не только ...

Рекомендации психолога по адаптации детей к условиям ДОУ

Рекомендации психолога "Подготовте ребенка к ДОУ"...