Рекомендации психолога воспитателям, психологу
статья по теме

Тарабыкина Александра Александровна

Рекомендации по вопросу взаимосвязи в работе учителя, воспитателя, логопеда, психолога. Рекомендации психолога учителям, воспитателям по коррекции и развитию личности учащихся средствами искусства. Рекомендации психолога психологу по организации психокоррекционной работы. Рекомендации по организации психокоррекционных занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рекомендации38 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по вопросу взаимосвязи в работе учителя, воспитателя, логопеда, психолога  

  1. Каждому учителю и воспитателю тщательно изучить индивидуально-типологические особенности личности учащихся.
  2. Психолог разрабатывает рекомендации для каждого класса, содержание упражнения по работе со всем классом, как то:
  1. упражнения по развитию навыков рефлексии (способность анализировать)
  2. упражнения по развитию толерантности (способность мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей)
  3. упражнения по обогащению эмоционального опыта учащихся.
  1. Психолог совместно с учителями, воспитателями, логопедом разрабатывают игры по развитию эмоционально-волевой сферы учащихся, которые необходимо проводить на уроках, самоподготовках и других режимных моментах.
  2. В учреждении планомерно, систематически должны работать психолого-педагогические семинары, на которых учителя и воспитатели знакомятся с основами теории и практики психологии.
  3. Психолог совместно с библиотекарем проводит анализ вновь приобретенной литературы и видеозаписей с целью обеспечения контактов учащихся с «высокоинформативным» искусством.

Рекомендации психолога учителям, воспитателям по коррекции и развитию личности учащихся средствами искусства.

  1. Развитие духовно-нравственной стороны личности средствами искусства:
  1. книга;
  2. сказка;
  3. народная мудрость;
  4. этикет;
  5. досуг;
  6. кино, видео;
  7. общение с прекрасным (театр, музыка, живопись);
  8. общение с природой;
  9. экскурсии, походы, путешествия.
  1. Повышение эрудиции, в потреблении духовных ценностей (чтение книг, просмотр отобранных видео, путешествия, поездки, походы).
  2. Развитие духовных сил и творческих  способностей учащегося (активная творческая деятельность: трудовая, техническая, спортивно-трудовая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).
  3. Реализация потребности в общении (клубно-кружковая работа, творческие мастерские, встречи с интересными  людьми, дни забытых игр и праздников).
  4. Повышение у учащихся критичности к любому посланию, пришедшему посредствами СМИ.
  5. Развитие личности в конструировании своей идентичности.
  6. Раскрытие творческих сторон личности учащихся, мировоззренческой, интеллектуальной, эстетической и эмоциональной.
  7. Формирование коммуникативных качеств, способность к креативному  общению.
  8. Развитие умения проникать в художественную суть произведения, умения выражать, реализовывать свое видение, свое отношение к нему.
  9. Развитие восприятия средствами кино (синтетические образы: визуальные, аудиальные, словесные образы).
  10. Использование различных каналов восприятия информации в учебно-воспитательном процессе (сопровождение устного сообщения музыкой или картинками).
  11. Введение учащихся в авторскую позицию для их полноценного литературно-художественного развития, для становления культурного читателя.
  12. Создание творческой атмосферы в коллективе.
  13. Интеграция когнитивных (познавательных) и эмоциональных процессов средствами искусства.
  14. Формирование у учащихся этнической идентичности.    
  15. Дифференцированный подход к развитию художественных способностей и творчества в процессе обучения учащихся.
  16. Развитие творческого мышления, воображения, фантазии, артистичности методики игровой драматизации.
  17. Развитие активного словаря, связанной монологической речи учащихся.
  18. Развитие умения ясно, точно  и лаконично формировать свои чувства, ощущения мысли.
  19. Развитие навыков рефлексии (способности анализировать).
  20. Формирование морально-нравственных ориентиров, развитие самосознания и отношения к себе, становление  «образа Я».
  21. Развитие навыков анализа эмоционального состояния каждым учащимся и умения выражать свое  состояние в цвете («Календарь настроения»).

Рекомендации психолога психологу по организации психокоррекционной работы

  1. Обогащение эмоционального опыта учащихся.
  2. Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки учащихся.
  3. Снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе, снятие агрессии средствами искусства.
  4. Развитие умения самовыражения через изобразительную, театральную, музыкальную, трудовую деятельности.
  5. Снижение общей напряженности, стимулирование эмоционального выплеска.
  6. Развитие навыков рефлексии (самоанализа).
  7. Развитие у учащихся умения управлять  своим настроением.
  8. Развитие умения различать  эмоциональные ощущения, определять их характер.
  9. Знакомство учащихся с различными способами выражения эмоции.
  10. Развитие умения выражать эмоции  в жестах, мимике, пантомимики.
  11. Развитие коммуникативных навыков.
  12. Обогащение словаря понятиями, обозначающими  эмоциональные состояния человека.
  13. Развитие связно развернутой монологической речи.
  14. Формирование морально-нравственных ориентиров.
  15. Развитие самосознания и отношения к себе, становления «образа Я».
  16. Организация условий снижения последствий материнской депривации (недостаток, отсутствие) у воспитанников.
  17. Создание психологической атмосферы окружение воспитанников, лишенных родительского попечения родителей, прекрасными портретами русских женщин художников XIX  века.

 

Рекомендации по организации психокоррекционных занятий

  1. Соблюдение индивидуально-психологических способностей учащихся с задержкой психического развития.
  2. Соблюдение принципа от простого к сложному, от частного к общему.
  3. Доминирование качества над  количеством.
  4. Ознакомление учащихся с темой занятия.
  5. Осуществление рефлексии (анализа) по окончании выполненного упражнения, всего занятия в целом.
  6. Проведение занятий в доступной и интересной форме.
  7. Использование методов, способствующих формированию навыков эмоциональной регуляции поведения и развития  личности в целом:
  1. игротерапия
  2. драмотерапия
  3. изотерапия
  4. музыкотерапия
  5. трудотерапия
  6. психогимнастика
  7. сказкотерапия
  8. библиотерапия
  1. Проведение бесед,  консультаций,  семинаров с учителями перед началом проведения тренингов.
  2. Поддержание контактов с педагогами на протяжении всего курса занятий.
  3. Проведение тренингов в специальном  помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.
  4. Продолжительность занятия не должна превышать 40 минут.
  5. Оптимальная периодичность встреч участников тренинга – 1-2 раза в неделю.
  6. Численность группы составляет 10 – 12 человек. Участники собираются из разных классов, но одного возраста.
  7. Создание доверительной обстановки в группе во время занятий, чтобы  каждый участник имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.
  8. Тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей. Но необходимо  соблюдать  последовательность, взаимную преемственность тем, и обязательно оставлять время на закрепление приобретенных навыков.
  9. Применение на занятиях специального оборудования: магнитофон, аудиокассеты с классической музыкой, палас или ковер на полу, мягкая игрушка, бросовый материал.                

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации психолога воспитателям по воспитанию детей с нарушениями эмоциональной сферы

Совершенствование психолого-педаогической работы по работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности...

Рекомендации педагога-психолога воспитателю старшей группы

Сентябрь Развивать восприятие детей. Расширять кругозор знаний об окружающем мире, совершенствовать представления о геометрических фигурах, цвете, форме, величине.Упражнения: «Большой ...

Рекомендации педагога-психолога воспитателю средней группы

Сентябрь Продолжать расширять представления о мире, развивать словарный запас, посредством бесед, чтения художественной литературы.Октябрь Формировать представления о цвете, форме, величине. Разв...

Рекомендации педагога-психолога воспитателю подготовительной группы

Сентябрь Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки. Для поддержания желания и совершенствования умения выражать своё настроение, предложить завести дневник «Моё настроение»....

Рекомендации педагога-психолога воспитателю младшей группы

Сентябрь Поддерживать благоприятный климат в группе в адаптационный период.Упражнения: «Дай ручку», «Привет, пока», «Лови мяч», «...

Рекомендации педагога – психолога воспитателям и родителям на тему: «Как отучить ребенка кусаться не нарушив при этом его психологическое состояние»

Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого «кусаки». Почему дети кусаются, и к...