Конспект занятия с элементами квеста для студентов факультета психологии и социальной педагогики "Нужны ли знания психологии воспитателю и что входит в работу педагога-психолога в ДОУ?"
план-конспект занятия по психологии

Гавриленко Виктория Александровна (Королева)

https://drive.google.com/drive/folders/1Vdzxsturiq...

Здравствуйте, уважаемые студенты! Меня зовут Виктория Александровна Королёва. Я учусь заочно на пятом курсе, буду работать в качестве педагога-психолога и социального педагога в образовательном учреждении. Уже 5-й год работаю в городе Батайске воспитателем.

Начинала свой трудовой путь со знакомства с детьми младшей группы 3-4-х лет, потом работала в средней 4-5, старшей 5-6 и подготовительной 6-7 лет группах. В этом году я стала воспитателем в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 6 лет.

Моя работа неразрывно связана с психологией. Воспитателям очень ценно знание психологии дошкольника, чтобы учитывать в работе возрастные особенности, подбирать методы и формы работы для успешного развития детей. Воспитатели в детском саду работают не только с нормотипичными детьми, но и с детьми, имеющими особые образовательные потребности. У нас есть инклюзивные группы, и педагоги детского сада должны знать особенности работы с детьми, для которых созданы специальные условия, для их социализации в группе с нормотипичными детьми.

Сегодня мы с вами поиграем, я вам предлагаю пройти небольшой квест, в ходе которого я вас познакомлю с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, которые должен знать воспитатель.

У меня в руках волшебная карта, на ней есть точки (на точках написаны группы: младшая, средняя, старшая, подготовительная), которые мы сегодня с вами пройдем, а на другой стороне карты конверты с заданиями, которые вы будете выполнять на точках по ходу квеста. На конвертах указан возраст детей. Цвет точки соответствует цвету конверта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_vystuplenie_korolyova_red_1.docx328.58 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Здравствуйте, уважаемые студенты! Меня зовут Виктория Александровна Королёва. Я учусь заочно на пятом курсе, буду работать в качестве педагога-психолога и социального педагога в образовательном учреждении. Уже 5-й год работаю в городе Батайске воспитателем.

Начинала свой трудовой путь со знакомства с детьми младшей группы 3-4-х лет, потом работала в средней 4-5, старшей 5-6 и подготовительной 6-7 лет группах. В этом году я стала воспитателем в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 6 лет.

Моя работа неразрывно связана с психологией. Воспитателям очень ценно знание психологии дошкольника, чтобы учитывать в работе возрастные особенности, подбирать методы и формы работы для успешного развития детей. Воспитатели в детском саду работают не только с нормотипичными детьми, но и с детьми, имеющими особые образовательные потребности. У нас есть инклюзивные группы, и педагоги детского сада должны знать особенности работы с детьми, для которых созданы специальные условия, для их социализации в группе с нормотипичными детьми.

Сегодня мы с вами поиграем, я вам предлагаю пройти небольшой квест, в ходе которого я вас познакомлю с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, которые должен знать воспитатель.

У меня в руках волшебная карта, на ней есть точки (на точках написаны группы: младшая, средняя, старшая, подготовительная), которые мы сегодня с вами пройдем, а на другой стороне карты конверты с заданиями, которые вы будете выполнять на точках по ходу квеста. На конвертах указан возраст детей. Цвет точки соответствует цвету конверта.

Как вы думаете, с какой точки мы начнем? (начинается выполнение заданий с младшей группы 3-4года)

Откройте конверт и вытащите задание (ТЕСТ «СТРАХИ В ДОМИКАХ» (Захаров А.И.)). Первое наше задание- это тест «Страхи в домиках». Как вы думаете, почему такое задание?

У детей дошкольного возраста есть свои страхи, поэтому для выявления их и дальнейшей работы проводится данный тест «Страхи в домиках». Он используется для диагностики страхов у детей дошкольного возраста.

Возьмите листочки, на них нарисованы дома, красный и черный. В красный и черный дом надо расселить 26 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные? Я буду перечислять страхи, а вы записываете их номера внутри дома.

  1. нападение бандитов;
  2. заболеть, заразиться
  3. умереть;
  4. того, что умрут родители;
  5. боязнь каких-то людей;
  6. боязнь мамы или папы;
  7. того, что родители тебя накажут;
  8. опоздать в институт на учебу;
  9. страшных снов;
  10. темноты;
  11. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
  12. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
  13. бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
  14. когда очень высоко (страх высоты);
  15. когда очень глубоко (страх глубины);
  16. в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
  17. воды;
  18. огня;
  19. пожара;
  20. войны;
  21. больших улиц, площадей;
  22. врачей;
  23. крови;
  24. уколов;
  25. боли;
  26. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.

Посчитайте количество страхов в черном домике. Закройте страшный дом на замок, нарисуйте на домике замок, а ключ – выбросьте или потеряйте.

Первое задание мы выполнили. Сейчас я вас познакомлю с возрастными особенностями детей младшей группы.

Слайд 2.

Работа с младшей группой. В группе с детьми 3-4 лет воспитателю нужно знать, какие особенности психологического развития у ребенка первых 3х лет жизни, возрастные кризисы этого периода. Такие знания помогают лучше понять поведение, поступки детей. А если ты понимаешь ребенка, ты можешь успокоить и принять его, и работать намного проще и легче. Это же помогает и при адаптации детей в детском саду, найти к каждому ребёнку индивидуальный подход.

В первые три года жизни ребенка отмечаются большая ранимость, лабильность его состояния, обусловленные быстрым темпом развития организма, дети этого возраста легко заболевают, часто (даже от малозначительных причин) меняется их эмоциональное состояние, ребенок легко утомляется.

В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено, в первую очередь, развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать и др., которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта.

Существенная особенность раннего детства -это взаимосвязь и зависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу.

Для каждого здорового ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными особенностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Сенсорные потребности вызывают и высокую двигательную активность, а движение — естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию.

Слайд 3.

Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов — при кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении всестороннего его развития. Раннее формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а в дальнейшем со сверстниками — залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние на формирование познавательных способностей детей.
          Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и заражаются таким же настроением.

С раннего возраста у детей формируют самостоятельность. Выполнение действий без помощи взрослого очень рано начинает доставлять малышу удовольствие. Едва научившись говорить, он обращается к взрослому со словами «Я сам». Эту потребность малыша в проявлении активности, самоутверждении следует, насколько возможно, всячески поддерживать. Это одно из условий формирования умений и хорошего настроения малыша.

В развитии детей раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Основным развивающим видом деятельности ребенка 3-4 лет является игра, концентрировать свое внимание в этом возрасте ребенок может 15минут, а затем ему нужен перерыв, поэтому в детском саду в младшей         группе образовательная деятельность идет 15 минут, а затем перерыв и смена деятельности, вся образовательная деятельность проводится в форме игры.

С особенностями младшей группы детей 3-4 лет мы познакомились, а теперь, как вы думаете какая дальше будет точка?

Дальше мы с вами пройдем точку Средняя группа 4-5лет. Откройте конверт. Достаньте задание и прочитайте.

Игра «Конкурс хвастунов». Цель игры: развитие эмпатии, повысить уверенность ребенка в себе, способствовать получению положительных отзывов от сверстников.

Сейчас мы с вами поиграем и будем хвастаться. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться.

Задание мы с вами выполнили, сейчас я вам расскажу о возрастных особенностях детей средней группы 4-5 лет.

Слайд 4.

Работа со средней группой. Дети растут и в 4 года переходят в среднюю группу. Работая в средней группе с детьми 4-5 лет тоже нужно знать психологические особенности данного возраста.

Ближе к пяти годам у детей дошкольного возраста начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение.

Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учета этой двойственности развития.

Возросли   физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными.  Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

Слайд 5.

Основные ресурсы мозга должны быть направлены на развитие сенсорно-моторной основы интеллекта: как можно больше впечатлений для различных органов чувств, постоянное упражнение в ловкости (бегать, прыгать, ползать, лазать и т.п.).  Знание букв и цифр в этом возрасте не является признаком хорошего интеллекта, скорее говорит об «обкрадывании» тех отделов мозга, которые должны в этот момент развиваться, но находятся в дефиците из-за увлечения родителей ранним обучением.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость и слабость тормозных процессов.    

Поэтому особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми т.к.  физическая выносливость стимулирует развитие выносливости психологической.

Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка, открытию им новых граней окружающего мира.

На 5-ом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если для ребенка трех лет вполне достаточно общества кукол, то дошкольник среднего возраста нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть "рядом".  Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Они становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола.

Дети охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей: "Почему?", "Зачем?", "Для чего?" Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения.   Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.  

У детей 4-5 лет возрастает стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.                                                                  

У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни.   Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму.                                                                                                                                          

Поэтому в средней группе, как и в младшей, воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх - сюжетно-ролевых, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных и др.

У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Именно к пяти годам начинают жаловаться на детей о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. Зачастую взрослые это расценивают как "ябедничество" и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать разъяснения по поводу "границ" действия правила.                                                                                                                                                    Поэтому мы вместе с детьми анализируем его поступки и поступки литературных героев. Расширяем опыт ребенка, предлагая разные решения проблемных ситуаций. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении.

Слайд 6.

Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Особенность возраста - бурный расцвет фантазий. Ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Источники таких фантазий могут быть весьма различны: яркий сон, который ребёнок принял за действительность, или это может быть выражение его тайных желаний, или стремление справиться с какими-то страхами.  

Поэтому мы обсуждаем с детьми их фантазии, включаемся в них, предлагаем повороты сюжетной линии. Читаем и рассказываем детям волшебные сказки, в которых отчётливо выделены хорошие и плохие герои. Не спешим показывать иллюстрации к сказкам, ждем, когда дети сами представят своего сказочного героя, тем самым мы развиваем у детей такой психический процесс как воображение.

Дети 4-5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брюки, а не платья, у меня короткая причёска»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина. К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.

К 5 годам внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу - первый необходимый элемент произвольного внимания.                  

Поэтому в данном возрасте мы уже начинаем играть с детьми в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

В группе в детском саду работают два воспитателя посменно, а так как группа компенсирующей направленности, то в группе есть и учитель- логопед. Работая в средней группе с детьми 4-5лет мы со вторым воспитателем и учителем- логопедом старались быть едины в своих требованиях. Жалость к ребенку может послужить развитию самых неприятных черт характера.

Внимательное, заботливое отношение взрослого к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности -  составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей.

С возрастными особенностями двух групп дошкольного возраста мы познакомились. Как вы думаете какая точка будет дальше?

Откройте конверт, соответствующий точке старшей группы 5-6 лет.

Достаньте задание «Кто знает продолжение?». Цель игры: развитие слуховой памяти, быстроту мышления, слуховое внимание, расширение словарного запаса детей.

Нам нужно с вами назвать овощи, вы повторяете предыдущий овощ и называете свой, потом передаете мячик.

Задание мы выполнили, я вам расскажу возрастные особенности детей старшей группы 5-6 лет.

Слайд 7.

Работа со старшей группой. В 5 лет дети переходят в старшую группу. Воспитателю старшей группы нужно знать психологические особенности детей 5-6 лет.  Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

Примерно до пяти лет в образе «Я» ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях своего «Я». Ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, – не играть роли, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление «Я» идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим».

Слайд 8.

Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с 5 лет, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам. Совместная игра – важнейшая основа детских взаимоотношений – по-настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений.

Общение в форме обмена впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо сверстник не способен ни понять личные проблемы и интересы другого, ни выразить необходимое сочувствие. Да и речевые возможности детей четвертого года не позволяют полноценно осуществлять такое общение.      

 Слайд 9.

На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний.

Слайд 10.

На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру.

Дети 5-6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.

Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни детей.

Во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений.

Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных.

Слайд 11.

 К моменту по

ступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, понимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящему занятию. В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У детей появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Про три возрастные группы мы уже узнали. Как вы думаете, какая дальше точка?

Откройте конверт в соответствии с возрастом подготовительной группы. Достаньте задание. Игра «Четвертый лишний». Цель данной игры: формирование умственных действий классификация и обобщения на слух.

Я называю слова быстро, а вы говорите, что там лишнее.

Старый, дряхлый, маленький, ветхий

Храбрый, злой, смелый, отважный

Час, минута, лето, секунда

Книга, телевизор, радио, магнитофон

Автобус, дом, самолет, корабль

Картошка, капуста, кастрюля, яблоко

Мальчик, девочка, мама, бабушка

Нога, ботинки, валенки, тапочки

Задание мы выполнили.

 Сейчас я вам расскажу об особенностях детей подготовительной группы.

Слайд 12.

Работа с детьми подготовительной группы. В 6 лет дети переходят в подготовительную к школе группу. Воспитателям необходимо знать психологические особенности данного возраста.

 На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.

Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатель обогащает представления детей о здоровье, об организме и его потребностях, способах предупреждения травматизма, закаливании. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятными и аккуратными, причесываться.

Повышается общая осведомленность детей о здоровье сберегающем поведении: элементарные правила безопасности, сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, важности охраны органов чувств (зрения, слуха), некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина), правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), некоторых правилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и т. п.).

Старший дошкольный возраст — время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами.

Дети 6—7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. Часто они пытаются скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли.

У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, то есть такого поведения, для которого характерны устойчивость, не ситуативность. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: дети могут сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость.

Развивающаяся способность к соподчинению мотивов свидетельствует о формирующейся социальной направленности поведения старших дошкольников.

Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает внеситуативно - личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания ребенком себя и других людей. Дети охотно обсуждают с воспитателем поступки людей, их качества, мотивы действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений. Личностная форма общения становится способом обогащения социальных представлений, ценностных ориентации, познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, познания ребенком своего собственного внутреннего мира.

Слайд 13.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной.

В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению.

Слайд 14.

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры.

Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Как воспитатель я придерживаюсь следующих правил

Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребёнка прошлый опыт.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Моя задача как воспитателя развивать интерес к творчеству.

На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти.

Познавательное развитие каждого ребенка постоянно контролируется воспитателем.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Воспитатели старшей и подготовительной групп решают задачи становления основных компонентов школьной готовности: развития стремления к школьному обучению, самостоятельности и инициативы, коммуникативных умений, познавательной активности и общего кругозора, воображения и творчества, социально-ценностных ориентации, укрепления здоровья будущих школьников.

Задание мы с вами выполнили. У меня есть еще две точки, это точка подарок, сюрприз, но прежде чем открыть конверт, соответствующий по цвету этой точки. Я вам расскажу о работе в разновозрастной группе и о работе психолога с детьми раннего дошкольного возраста и младшей группы.

Слайд 15.

Работа в разновозрастной группе. В этом учебном году я работаю в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 6 лет. В работе мне помогают знания возрастных особенностей детей 4, 5 и 6 лет. Легче найти индивидуальный подход к каждому ребенку, способствовать познавательному развитию детей, развитию внимания, воображения, памяти, мышления и речи у детей.

У нас группа компенсирующей направленности, в ней есть особенные дети (Ребёнок с расстройством аутистического спектра и ребёнок с ЗПР с гипердинамическим синдромом). Нужно также знать возрастные особенности детей с такими нарушениями.

В своей работе воспитатель ежедневно общается с родителями малышей, а также с коллегами. С помощью психологии мы узнаем о закономерностях поведения и деятельности людей, о способах коммуникации и структуре общения, что, несомненно, облегчит нам жизнь при общении с разными людьми.

Нужно отметить, что воспитатель, благодаря знаниям психологии, может корректировать и направлять свою воспитательную и образовательную деятельность в нужном направлении.

Воспитатель, знающий детскую психологию, будет учитывать возрастные особенности развития детей для их максимального психического и умственного развития. Также знание психологии показывает педагогу механизмы, возможности и пути для собственного развития и обучения, тем самым открывает реальные перспективы значительного повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Слайд 16.

Работа психолога в группе раннего развития и во второй младшей группе. В этом учебном году я начала ещё работать в качестве педагога- психолога с детьми раннего возраста и во второй младшей группе. Педагог-психолог детского образовательного учреждения – это специалист, реализующий комплексную психологическую работу с ребенком: обучающую, развивающую, коррекционную.

В работу психолога в данных возрастных рамках входит: помощь воспитателю в адаптации детей данных групп, диагностика развития детей, индивидуальная работа с детьми по необходимости, проведение групповых занятий, направленных на развитие познавательных качеств детей (воображение, восприятие, внимание, памяти, мышления и речи). Также педагог психолог создает индивидуальный маршрут работы с детьми по необходимости. Ведёт журнал работы с педагогами, родителями, с детьми по индивидуальной работе и работе в группе.

Одним из условий результативности его труда является тесное сотрудничество с воспитателями, поскольку слаженность работы, единство требований и подходов, искренняя заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов есть основа эффективности не только их совместной деятельности, но и образовательного процесса в целом.

Слайд 17.

Совместная работа педагога-психолога и воспитателей групп призвана решать следующие задачи:

1.Выявление и развитие способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса.

2.Обеспечение индивидуального подхода к ребенку, учет его ближайшей зоны развития.

3.Сохранение психического здоровья воспитанников.

4.Создание оптимального социально-психологического климата в группе.

5.Коррекция недостатков в психическом и интеллектуальном развитии детей.

Слайд 18.

Взаимодействие педагога — психолога и воспитателей ДОУ идет по следующим направлениям:

1.Диагностическое

- диагностика познавательного развития;

-диагностика эмоциональной сферы;

-диагностика внутрисемейных отношений.

 -мониторинг готовности к обучению в школе;

-мониторинг уровня адаптированности ребенка к ДОУ;

Слайд 19.

Взаимодействие с воспитателями: Консультации (индивидуальные и групповые), составление индивидуальных программ психолого-педагогической помощи детям; совместные рекомендации родителям по развитию ребенка; составление экспертной психолого-педагогической характеристики детей группы «риска».

2.  Консультативное.

-консультации по результатам диагностики

-консультации методического и психологического характера.

Взаимодействие с воспитателями: Совместная разработка письменных и устных консультаций для родителей;

рекомендации психолога по коррекции и развитию детей;

психолого-педагогическое просвещение по вопросам возрастных потребностей детей, организации их деятельности (педагог-психолог     -     воспитатели).

3.Коррекционно-развивающее.

- Коррекция и развитие познавательной и эмоциональной сферы.

-«Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Взаимодействие с воспитателями:

Рекомендации по индивидуальной коррекционной работе с детьми; информирование об особенностях развития детей (педагог-психолог     -          воспитатели); заполнение карт индивидуальной психолого-педагогической помощи детям.

Организация воспитателями знакомства родителей с работами детей, ознакомление с рекомендациями педагога-психолога.  Закрепление изученного материала в группе.   Индивидуальная работа воспитателей с детьми по рекомендации педагога-психолога

Сложность формирования и развития коммуникативной компетенции в детском саду обусловлена, на наш взгляд, тем, что требует от педагога непрерывной работы в заданном направлении. Поскольку общение – постоянный спутник любой деятельности ребенка: режимных моментов, занятий, совместной игры, взаимодействия с окружающими. Следовательно, профессиональная деятельность по формированию коммуникативных навыков ребенка происходит в течение всего рабочего дня педагога.

Ни для кого не секрет, что практически в каждой группе детского сада есть дети, имеющие нарушения в коммуникативной сфере. Это могут быть: неумение устанавливать контакт, уход от общения, конфликты, нежелание считаться с мнением и потребностями другого. Ребенок, не умеющий адекватно общаться, не интересен окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к двум полярным группам последствий: тревожность, застенчивость, замкнутость или агрессивность.

Слайд 20.

Каков же алгоритм совместной деятельности педагога-психолога и воспитателя по формированию коммуникативной компетенции?

1.  Совместное составление психологических характеристик детей группы, на основе диагностики психолога и ежедневного педагогического наблюдения воспитателя. Этот этап способствует целесообразному составлению занятий и оптимальному распределению участников во время выполнения упражнений, гармонизации отношений воспитателя с детьми на основе индивидуального подхода.

2.  Совместное участие в занятиях, основанное на безусловном принятии ребенка таким, какой он есть (Запоминаем, что Нет трудных детей, есть дети, с которыми трудно).

3.  Контроль воспитателя за соблюдением детьми в группе правил, умений и навыков, формируемых на занятиях, способствующий более быстрому их закреплению.

Особо хочется заострить внимание роль педагога- психолога и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ.

Слайд 21.

Педагог, работающий с детьми с ОВЗ, должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Слайд 22.

I.Воспитательно-образовательному.

II.Учебно–методическому.

III.Социально–педагогическому.

Слайд 23.

I. Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

1. Осуществление целостного педагогического процесса;

2. Создание развивающей среды;

3.Обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

1. Осуществление целостного педагогического процесса.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

 -знание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.

- четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей;

- умение результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с применяемой образовательной программой.

2. Создание развивающей среды.

 Предметно – развивающая среда для каждой категории детей с ОВЗ имеет свои особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу при оборудовании группы.

Например, для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата.

1.Планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их обеспечение (на лестницах, в туалете - наличие поручней, сидение за столом, прогулки, двигательные занятия - организация помощи детям при передвижении);

2.Планируются педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми.

3.Создание специального пространства:

-организация рабочего места для занятий с ребенком: подбор мебели в соответствии с антропометрическими данными ребенка (ростом, весом) и  спецификой двигательных нарушений (спастикой или гипотонусом, наличием гиперкинезов и др.)

 – стулья с подлокотниками и перекладиной.

 - специальные приспособления и подбор специального оборудования: наличие утяжелителей, тренажеров для карандашей, кисти и карандаши крупного диаметра и

т. д.

4. Зонирование пространства группы на зоны игры, для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов.

Для детей с нарушениями когнитивной сферы – одной из особенностей предметно – развивающей среды является  наличие достаточного ассортимента игрушек, красочных, простых и, одновременно, выразительной формы, обеспечивающий возможность участия в игре всех детей.

Для детей с речевыми нарушениями – наличие разнообразного картинного материала, серии картин, альбомов с иллюстрациями, репродукциями, наборы открыток и т.д. Наличие различных видов театров.

3. Обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

 Забота о защите жизни и здоровья детей ложится на плечи педагогов с того момента, как ребенок переступает порог детского сада. Компетентный  в этом отношении педагог работает без травм на протяжении  многих лет.

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

-  направленное воспитание у детей с ОВЗ умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

-  устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

Слайд 24.

II. Учебно – методическая деятельность воспитателя в группе с детьми  ОВЗ предполагает следующие критерии компетентности:

1.Планирование воспитательно-образовательной работы;

2.Проектирование и корректировка педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

-знание образовательных программ и методик развития разных видов деятельности детей;

-умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

-владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, коррекционно - развивающей работы, обучения и воспитания детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком с ОВЗ. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Слайд 25.

III.Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

1.Консультативная помощь родителям;

2.Создание условий для социализации детей;

3.Защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

-знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

-умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами санатория.

1.Работа с родителями одно из сложнейших направлений в работе педагогов. Консультативная помощь родителям оказывается с момента поступления ребенка с ОВЗ в сад

Родители (законные представители) «особого» ребенка остро нуждаются в квалифицированной помощи. Активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей приносит свои, положительные результаты. Консультации, мастер – классы учителей – логопедов, воспитателей. Дни открытых дверей, совместные с родителями физкультурные и музыкальные развлечения и праздники. Родительские собрания, «круглые столы», посещения семей на дому - мы используем традиционные, хорошо  зарекомендовавшие себя формы и не традиционные, дающие положительный результат. Участвуя в воспитательно – образовательном и коррекционно – развивающем процессе, родители постепенно становятся активными, отношения в семьях более спокойными.

2. Педагоги должны уметь организовать такие условия, при которых ребенок с особыми образовательными потребностями  будет вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности. Вместе, развиваясь и взрослея, дети учатся адекватно принимать собственные особенности и учитывать особенности другого ребенка. Интегрированный подход к воспитанию дает возможность ребенку с особенностями развития преодолеть трудности и стать в будущем равноправным членом общества, снижая риск его социальной изоляции.

3.По поводу защиты интересов и прав. Некоторые родители, их единицы, не до конца понимают, для чего государство оказывает им материальную поддержку, используют средства не для лечения и приобретения лекарственных препаратов для ребенка. Профессиональная компетентность педагога заключается в выявлении таких семей и проведении разъяснительной работы.

Таким образом, наличие в группах массового дошкольного учреждения ребенка с особенностями развития требует особого внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности, без этого не обойтись в современных условиях работы с детьми с ОВЗ, которые вливаются в детский коллектив и требуют мобилизации у нас, педагогов всех этих качеств.

Откройте конверт, соответствующий точке подарка. (В конверте лежит картинка Схема изготовления флексагона). Флексагоны – это плоские модели из полосок бумаги, способные складываться и сгибаться определённым образом.

Мы с вами сейчас изготовим флексагон, на котором вы потом можете наклеить картинки с материалом и использовать в работе или диагностике.

Хочется вам показать видео, которое мы готовили с моим коллективом при моем участии в конкурсе «Воспитатель года» в номинации «Педагогический дебют».

У нас осталась последняя точка — это вопросительный знак. Откройте конверт. Там картинки с эмоциями, они лежат там не спроста.

 Сейчас я вас прошу показать свою эмоцию, с которой вы шли на данное мероприятие и эмоцию, которая сейчас у вас.

Расскажите, что вам понравилось или может у вас есть вопросы. 

В завершение хочется сказать, что работа психолога очень важна и нужна. Психологи необходимы в детском саду. А также знания психологии нужны и педагогам дошкольного учреждения для работы с детьми дошкольного возраста.

ТЕСТ «СТРАХИ В ДОМИКАХ»

ИГРА «КОНКУРС ХВАСТУНОВ»

«КТО ЗНАЕТ ПРОДОЛЖЕНИЕ?»

ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

https://mykaleidoscope.ru/x/uploads/posts/2022-09/1663672434_30-mykaleidoscope-ru-p-emotsii-risunki-dlya-detei-instagram-32.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ АНИМАЦИИ В СО-ВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ

Статья на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ АНИМАЦИИ В СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ...

Буклет о работе педагога-психолога, использующего в своей работе элементы пескотерапии

В буклете приведены примеры упражнений для работы, описана технология...

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: "Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога"

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: "Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога"...

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...