ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ АНИМАЦИИ В СО-ВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ
материал на тему

Статья на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ АНИМАЦИИ В СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ АНИМАЦИИ В СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ

Воспитатель МБДОУ №37 Балаба Я.В.

Педагог-психолог МБДОУ №37 Онищенко О.Н.

Принято считать, что образы художественного творчества людей отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, эмоциональные всплески и переживания. Существует несколько воздействий на эмоциональное состояние детей средствами искусства, наиболее приемлемым, в работе с дошкольниками, является рисование, и как одно из направлений - арт-терапия. Ее особенность в том, что практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Сочетание рисования и песка (песочная анимация), дает выразить не только эмоции и душевное состояние, но и является способом общения с окружающими.

Появилась песочная анимация благодаря канадскому режиссеру-мультипликатору Кэролин Лиф, именно она первая придумала мультфильмы, созданные с помощью нанесения краски на стекло, а затем начала использовать и песок. Потребность возиться с песком заложена в нас на подсознательном уровне.

В своей работе мы часто используем элементы песочной анимационной терапии на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

На занятия с детьми мы знакомим их со свойствами различных сыпучих материалов. Посредствам песка мы развиваем обе руки, так как песочная анимация предполагает работу одновременно обеими руками. Это способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга. Наши занятия строятся на основе сказок или волшебных историй, которые способствуют не только развитию фантазию и речь детей, но и более глубокому раскрытию ребенка. Когда ребенок работает с анимационной терапией, он сам придумывает и оживляет сказочные сюжеты.

Наши занятия позволяют глубже понять внутреннее состояние ребенка, помогают отреагировать на негативные переживания и снять возникшее психоэмоциональное напряжение, например: агрессию, тревожность, застенчивость.

В нашей работе мы используем основные технические элементы рисования:

Кулаком.

Ладонью.

Ребром большого пальца.

Щепотью

Мизинцами.

Одновременное использование нескольких пальцев.

Симметрично двумя руками.

Отсечение лишнего.

Насыпание из кулачка.

Наше занятие начинается с приветствия, если ребенок напряжен, мы используем релаксационные и дыхательные упражнения, для того, что бы ребенок мог активно работать и не отвлекаться на свое состояние. Для того что бы погрузить ребенка в мир песка и фантазий, мы рассказывает историю или сказку. Далее мы либо включаем расслабляющую музыку, либо продолжаем рассказ. Работа над рисунком начинается с фона. Ребенок набирает песок в кулаки, и рассыпает его равномерным слоем по стеклу (белой поверхности, можно с небольшими бортиками 1 – 2 см.). Фон может быть как светлым, т.е. без песка, так и темным - когда все засыпано сыпучим материалом. Для рисования на светлом фоне ребенок набирает немного песка в руку и, выпускает его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображает границы образов.

Совместные занятия педагога-психолога и воспитателя позволяют ребенку раскрыться, так как наша работа может вестись как индивидуально, так и в группе.

Опыт работы показывает, что использование анимационной песочной терапии дает положительные результаты:

- у детей значительно возрастает интерес к занятиям;

- воспитанники чувствуют себя более успешными;

- на занятиях нет места монотонности и скуке;

- у малышей более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

Таким образом, применение техники песочной анимации позволяет лучше понять природу ребенка и свои собственные переживания, делает работу педагогов более интересной и творческой. Каждый специалист, практикующий  анимационную песочную терапию, оказывается в пространстве творческого поиска и получает возможность постоянно совершенствовать свою работу, находить новые формы проведения занятий.

Литература

  1. Алексеенко В.В., Лощинина Я.И. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет. – М.: «ДОМ. XXI», 2008. – 218 С.
  2. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: конспект занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2010. – 80С.
  3. Киселева М.В. арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
  4. Шишова Т. Застенчивый невидимка. Как преодолеть застенчивость. М.: «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ИСКАТЕЛЬ»» 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справиться с тревожностью, переживаниями и страхами....

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога в ДОУ

Особое внимание хочется уделить песочной терапии как методу коррекционно-развивающего воздействия на ребенка. Она не так давно вошла в нашу жизнь, но активно занимает ведущие позиции в психологии. Игр...

Мастер-класс для педагогов: "Использование техник Арт-терапии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога"

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздра...

«Возможности использования элементов детской субкультуры при проектировании развивающей работы педагога-психолога»

laquo;Возможности использования элементов детской субкультуры при проектировании развивающей работы педагога-психолога»...