Главные вкладки

    Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога в ДОУ
    статья по коррекционной педагогике

    Гильванова Гузель Кадимовна

    Особое внимание хочется уделить песочной терапии как методу коррекционно-развивающего воздействия на ребенка. Она не так давно вошла в нашу жизнь, но активно занимает ведущие позиции в психологии. Игровые занятия с песком в детском саду проводятся в разных возрастных группах, они вызывают у детей не только интерес, но и много положительных эмоций. Песок успокаивает, мягко воздействует на эмоциональное состояние ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_guzel_gilvanovoy_pesochnaya_terapiya.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Песочная терапия  в коррекционно-развивающей работе

    педагога-психолога в ДОУ

                                                                      Гильванова Гузель Кадимовна

    Россия, Республика Башкортостан, село Бураево, МАДОУ «Детский сад №3 «Солнышко» с. Бураево»

            «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, которых они не могут изменить по своему желанию… Лучшая игрушка для ребёнка та, которую он может заставить изменяться.…Для детей лучшая игрушка – куча песка»                                                                                    К.Д.Ушинский  

                                                                                                                       

    Аннотация

    Ключевые слова:  песочная терапия, дошкольный возраст, игры с песком, коррекционно-развивающая работа

     Дошкольный возраст является самым благоприятным для психологического развития ребенка. Но в последние годы всё больше внимания уделяется интеллектуальному развитию и забывается развитие эмоциональной сферы. Хотя умственное развитие ребенка тесно связано с его эмоциональным состоянием, внутренними переживаниями и чувствами. На сегодняшний день существует множество методов и средств для развития как волевой, так и личностной, интеллектуальной, коммуникативной и эмоциональной сфер: это игры и упражнения, картинки и дидактические пособия, арт - терапия, сказкотерапия, песочная терапия, релаксация. Всё это развивает высшие психические функции, а также активно воздействует на коммуникативную и эмоциональную сферу дошкольников.

    Особое внимание хочется уделить песочной терапии как методу коррекционно-развивающего воздействия на ребенка. Она не так давно вошла в нашу жизнь, но активно занимает ведущие позиции в психологии. Игровые занятия с песком в детском саду проводятся в разных возрастных группах, они вызывают у детей не только интерес, но и много положительных эмоций. Песок успокаивает, мягко воздействует на эмоциональное состояние ребенка. Здесь «маленький волшебник» может проявить себя, свою фантазию, творчество,  у него развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира.

    Занятия по песочной терапии проводятся в игровой форме. Очень важно создать благоприятный психологический настрой. Можно включить спокойную приятную музыку, взяться за руки, улыбнуться друг другу, отправится в путешествие в песочную страну, придумывать различные истории, строить замки. Использование музыки и световых эффектов на занятиях по песочной терапии дают сильнейший толчок для развития эмоциональной сферы дошкольников. А мелкие игрушки, фигурки людей, животных, помогут деткам передать свои страхи, проблемы, переживания.

    В своих занятиях по песочной терапии я использую кинетический песок и сухой песок на световом столе. Песочная фея приглашает ребят в песочную страну и предлагает им свои задания, обговаривая правила поведения:

     Здесь нельзя кусаться, драться,

    И в глаза песком кидаться!
         Стран чужих не разорять!
          Песок — мирная страна.
            Можно строить и чудить,
             Можно много сотворить.

    Дети прикасаются к песку и делятся своими ощущениями - песок рассыпчатый, мелкий, сухой. Отыскивают спрятанные предметы. Им очень нравится делать на песке рисунки, отпечатки ладошек, оставлять следы. С самыми маленькими можно показать, как бегают паучки, как скользит змея по песку, закопать ручки, а потом восторженно найти их, посыпать пальчики  песочком, обратив внимание на какой пальчик льется сухой дождик из песка. Со старшей и подготовительной группой можно рассматривать песок в лупу, проводить опыты. Также можно рисовать песком на листе цветной бумаги или подносе, делать аппликации, повторять узоры.

    В конце занятия проводится ритуал прощания, обсуждается, что интересного дети «возьмут с собой». Можно провести релаксацию.

    В ладошки наши посмотри —
    Мудрее стали ведь они!
    Спасибо, милый наш песок,
    Ты всем нам подрасти помог!
    До свиданья, песок.
    До свиданья, дружок.

    Таким образом, такие занятия помимо интереса приносят детям много пользы. Песочные игры позволяют им  воссоздать образ реального мира и преобразовать его, тем самым дети могут выплеснуть  отрицательную энергию и зарядиться положительными эмоциями.

            Предлагаю   комплекс игр и упражнений с песком, которые я использую в своей работе с дошкольниками:

    «Знакомство с песком»

    Перед детьми две песочницы – с сухим и мокрым песком. Сначала они берут в руки сухой, затем мокрый  песок и рассказывают о своих ощущениях.

    «Отпечатки рук»

    Детям предлагается оставить на влажном песке отпечатки своих рук, украсить их камушками, бусинками, пуговками.

    «Рисунок»

    Дети рисуют рисунок на световом столе, рассказывают о нем, придумывают истории.

    «Дорисуй узор»

    На световом столе или цветном картоне, подносе психолог рисует узор. Ребенок должен продолжить его.

    «Найди предмет»

    Детям предлагается найти спрятанные в песке мелкие игрушки и составить небольшие сказки.

    «Цифра спряталась»

    Пластмассовые цифры частично зарыты в песке. Детям предлагается распознать их по фрагментам и назвать.

    «Буквы, словечки»

    Необходимо написать на песке буквы, слова пальчиком. Можно использовать шнурки, палочки.

    «Откуда берется песок?»  (опыт)

    Взять два камня, постучать ими друг о друга, потереть их над  листом бумаги. Рассмотреть в лупу, что сыпется? Рассказать, как в природе появляется песок.

    «Куда исчезла вода?» (опыт)

    В стаканчик с песком налить воды, потрогать песок. Каким он стал? Куда исчезла вода?

    Список литературы:

    1. Баграмян И.В., Мишура О.Н. Проект «Волшебный песок». Справочник педагога-психолога №1, 2016г, стр.51.
    2. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб., 2010

    3.    Козуб Н.В., Осипчук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. СПб., 2011г.

    4.    Федосеева М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. Издательство «Учитель», 2019 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда

    Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....

    «Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

    «Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

    Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми логопедической группы »

    Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

    План самообразования педагога-психолога по теме "Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ"

    План самообразования педагога-психолога Багаутдиновой А.Н. по теме "Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ" на 2014-2019 гг. и 2019 - 202...

    "Cу-Джок терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ"

    Су-Джок терапия - метод точечного воздействия на кисть и стопу. Оздоровительный эффект предлагаемого метода основан на том, что на теле человека имеются системы соответствия - участки тела, куда проец...

    Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 1 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

    Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с родителями,...

    Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 2 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

    Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с р...