Сохранение добрых обычаев и традиций своего народа
консультация на тему

Тоглакпан Маргарита Маадыр-ооловна

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Тувинский народ испокон веков хранит обычаи, традиции, а в целом, культуру своих предков. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_sohranenie.docx228.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида «Сайзанак»

с.Хайыракан Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва

Музыкальный руководитель:

Тоглакпан Маргарита Маадыр-ооловна

с.Хайыракан-2013г

Консультация для родителей.

«Сохранение добрых обычаев и традиций своего народа»

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Тувинский народ испокон веков хранит обычаи, традиции, а в целом, культуру своих предков. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Как не вспомнить слова пушкинской Татьяны из романа в стихах «Евгений Онегин»: «Мне скучно, поговорим о старине».

Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась

жить в играх, песнях, танцах, воспоминаниях, - сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить

Родину – такой, какая она есть…

«Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка.

В большинстве тувинских народных сказок главный герой – богатырь (маадыр), заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами (Чылбыга, Шулбус и т.д.) и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, предметам обихода, к хозяевам воды, земли, тайги и т.п..

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках. Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком (кокай келди), таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием вкуснятиной, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной

мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию. Особенно игры с припевками.

В играх используются «считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто « водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.

Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами – возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.

В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие – и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.

От взрослых в детский быт перешли и разного рода приговорки –обращение к жуку – «донгур-чучуу», гадание по полёту «божьей коровке», разные приговорки о корове, телёнке, о птицах – журавлях, воробьях, воронах и т.д. Перед нырянием просили «Оршээ, Хайыракан!» простить за неведомые прегрешения. Бросали собаке выпавший молочный зуб, обернув в кусочек хлеба, с просьбой  дать красивый зуб.

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои тувинского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Шагаа, Наадым. Оваа дагылгазы, Кожээ дагылгазы , Аржаан дагылгазы и т.д..

Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была

тесно связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность ребенка. Чтобы все это было донесено до родителей, мы всю информацию вывешиваем в уголке для родителей, используем различные ширмы, папки – передвижки. Приглашаем родителей на дни открытых дверей, утренники, дни развлечений. Используем в образовательной деятельности скороговорки, поговорки, заклички, загадки, читаем сказки. Даем задание на выполнение игрушек из ниток, лыка, тряпочек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

«Современный фольклорный театр в дошкольном учреждении как средство сохранения и поддержания обычаев и традиций русского народа»

Формирование у детей эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной из важнейших задач воспитательного процесса. Театральная деятельность – это одна из форм активного приобще...