Главные вкладки

    Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»
    проект (подготовительная группа)

    Ткаченко Наталия Николаевна

    Творческий проект в подготовительной группе.

    Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.

    «Обычаи и традиции русского народа»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Творческий проект в подготовительной группе.

    Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.

    «Обычаи и традиции русского народа»

                                                                                         Русская изба так хороша,

    В каждом стареньком предмете

                                                                              Живёт русская душа!

    Описание работы: Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории. 

    Для  решения поставленной в проекте цели  запланированы разные виды деятельности: чтение сказок и былин, беседы, заучивание стихов и потешек, театрализованная деятельность, викторины,  игры, познавательная деятельность, продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация.  Эти формы работы проводятся как на занятиях специально организованных, так и в самостоятельной деятельности. Собранный мною и родителями материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы, развитие предметно – пространственной среды.

    Тема проекта:

    «Обычаи и традиции русского народа»

    Сроки реализации: краткосрочный (01.02.2019 - 12.02.2019г.)

    Вид проекта: творческий

    Возраст детей: подготовительная группа

    Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель группы, родители.

     Цель:

    создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста  через знакомство с историей и культурой  России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций

     Задачи:

    • способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории;
    • продолжать знакомство  детей с народным декоративно - прикладным искусством (с  предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков);
    • способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах);
    • создать условия для активации  творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми);
    • способствовать развитию памяти детей  дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок (приобщить детей  к общечеловеческим нравственным ценностям: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

    Гипотеза:

    Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.

     Направление проекта:

      Воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

    Актуальность проблемы:

    Проблема педагогическая:  одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим  детям следует  хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Я хочу, чтобы дети  выросли  любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки).  Народные игры, способствующие воспитанию  дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.

    К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой  приобщения детей к истокам русской народной культуры.

                Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных  переживаний.

    Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время

    Проблема детская: Как жили люди на Руси?

    Проект рассчитан на две недели, но  по  его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение  должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.

    Ожидаемый результат:

    Данный проект пополнит знания детей  о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

    1.Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.

    2.Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

    3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др.

    4.Научится изготавливать матрешку, дымковскую игрушку.

    5.Узнают русские народные игры: «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.

    6. Познакомятся с традициями русского народа: гостеприимство, почитание старости.

    7.Узнают русские народные пословицы, поговорки.

    8.Положительная динамика взаимодействия с родителями.

    9.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.

    10.Пополниться предметно-развивающая среда в группе.

    11. Драматизация русской народной сказки «Теремок».

    Подготовительный этап:

    - создать в группе предметно-пространственную среду для творческой, продуктивной и самостоятельной деятельности детей;

    Основной этап. Реализация проекта: (таблица №1)

    Заключительный этап.

    - Презентация проекта - оформление папки;

    - Театрализованное представление русской народной сказки «Теремок»

    -Совместное проведение занятия детей подготовительной группы и родителей «Русский праздник»

    Таблица №1. Реализация проекта (основной этап)

    Дни недели

    Совместная деятельность взрослого и детей

    Самостоятельная деятельность детей

    Взаимодействие с родителями и

    Образователь-

    ная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности

    Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

    01.02.20019г.

    Понедельник

    «Эти мудрые русские сказки».

    Беседа об истории русского народа.

    Чтение сказки «Лисичка со

    скалочкой»

    «Слава русской старине»

    Цель: закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.

    Познакомить детей с прялкой и веретеном.

    Обогащение словаря: изба, горница, печка, прялка, веретено.

    Хоровод «На горе-то калина»

    Познакомить с предметами русского быта.

    Рассматривание прялки и веретена, показ детям как пряли шерсть и как вязали носки (показывают родители).

    02.02.20019г.

    Вторник

    «В гостях у Василисы Премудрой»

    Знакомство  с произведениями        малых форм народного фольклора

    ( песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.)

    Заучивание наизусть понравившихся произведений с помощью мнемотехника. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно- речевые навыки детей при чтение.

    Загадывание загадок и рассказывание потешек. Игра: «Приглашение к столу»

    Совместное с детьми чтение книг об  обычаях и быте русской избы, о русском гостеприимстве.

    03.02.20019г.

    Среда

    «Чудо – чудное, диво – дивное».

    Рисование

    "Народная праздничная одежда"

    Беседа: "Народная праздничная одежда"

    Углубить представление о русской наряде.

    Обратить внимание детей на то, как выглядит тот или иной орнамент на сарафане.

    Цель: Учить детей, отражать  свои впечатления в речи и рисовании.

    Дети расписывают сарафан,  головной убор и кофточку Сюжетно – ролевая игра

    «Детский сад»

    Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

    Оформление выставки детских рисунков для родителей

    "Народная праздничная одежда"

    04.02.20019г.

    Четверг

    «Золотые руки мастеров».

    Изготовление макета «Русская изба» (стены-брёвна, крыша, окна). «Предметы русского быта»

    Беседа «Как строили дом на Руси» Формировать представления о строении  избы (о частях русского дома, о процессе строительства).

    Дети изготавливают из бумаги трубочки-бревна, предметы быта: кровать, печь,

     стул; плетут из ниток коврик.

    Закреплять умение, скручивать трубочки (стены – брёвна). Изготовление предметов быта.

    Подготовка консультации для родителей

    «Подготовка детей к русским посиделкам».

    «Советы для родителей, что нужно к посиделкам».

    05.02.20019г.

    Пятница

    «Русские посиделки».

    Итог  недели:  Русской изба и деревенские посиделки с русскими народными играми

    1. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери».

    Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре. Прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, говорить скороговорки, потешки, играть в народные игры.

    1. Дидактические игры:

    «Подбери мебель для избы», «Собери посуду».

    Сюжетно – ролевая игра:

    «Встречаем гостей»

    Игры - драматизации:

    «Теремок», «Заюшкина избушка».

    Обыгрывание песни «Где был Иванушка? », танец: «Кадриль»,

    Формировать культуру  проведения

    совместных мероприятий, с опорой на русские традиции,  детей  и родителей.

    Цель: Совершенствовать умение  играть в русские народные  игры.

    08.02.20019г.

    Понедельник

    «Зеленая лампа»

    Беседа об обычаях и традициях русского народа.

    Экскурсия в сельскую библиотеку и сельский дом культуры.

    Библиотекарь и работники клуба проводят с  детьми беседу о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие.

    Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр

    Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации по подготовке к проведению ярмарки.

    09.02.20019г.

    Вторник

    "Царство  Дымково"

    Лепка из соленого теста дымковской игрушки.

    Беседа о дымковской игрушке.

    Знакомство детей с народными художественными промыслами.

    Способствовать закреплению знаний о народных промыслах:

    дымковской игрушке. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

    Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки.

    Создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка).

    Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.

    Консультация для родителей «Игры детей с дымковской игрушкой»

    10.02.20019г.

    Среда

    « Весёлые матрёшки»

    Украшение узором игрушки-матрёшки.

    Беседа о русской матрешке. Рассказать ребятам о рождении русской матрёшки. Донести ясное представление о символическом значении этой игрушки,. Наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера художественного народного промысла.

    Украшение узором игрушки-матрёшки.Во время рассматривания картинок с изображением известных матрёшек (или настоящих Деревянных кукол) дети учатся сравнивать их и различать матрёшек из города Загорска и двух мест Семенова и Полеховского Майдана.

    Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.

    Консультация для родителей «Игры детей с матрешками»

    11.02.20019г.

    Четверг

    «Веселая карусель»

    Театрализованная деятельность. Показ русской народной сказки «Теремок»

    Театрализованная постановка «Теремок»

    Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.

    Задачи:Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.). Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

    1. Музыкально – ритмические  движения под музыку «Теремок».
    1. Аппликация «Теремок».

    Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

    12.02.20019 г.

    Пятница

    Итоговое занятие

    «Русский праздник»

    Итоговое занятие

    «Русский праздник»

    Итоговое занятие

    «Русский праздник»

    Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре.

    Задачи:

    Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

    разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

    прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

    Вовлекать в действие всех детей, развивая творческую и  речевую активность, коммуникативные качества.

    Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, создавая единое образовательное пространство

    «Семья – детский сад»

     Результат:

    1. Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-пространственной среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.

    2.Сплотился коллектив родителей, воспитателей и детей.

    Используемая литература:

    1. Бурухина А.Ф  «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал « Воспитатель ДОУ» 2012г.

    2. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013г.

    3. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998г.

    4. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002г.

    5. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006.

    6. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998г.

    7. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003г.

    8. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003г.

    7. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004г.

    8. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизетрейдинг», 2004г.

    9. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003г.

    Интернет - ресурсы:

    http://text.ru/rd/aHR0cDovL25zcG9ydGFsLnJ1L2RldHNraXktc2FkL2FwcGxpa2F0c2l5YS1sZXBrYS8yMDE0LzA2LzE0L3Byb2VrdC1ydXNza2F5YS1pemJh

    http://text.ru/rd/aHR0cDovL3huLS0tLS03a2NhYmxlZmNkbDRoMWF2b2JmZS54bi0tcDFhaS8%2FcD0xMjI4

    http://text.ru/rd/aHR0cDovL25zcG9ydGFsLnJ1L2RldHNraXktc2FkL2FwcGxpa2F0c2l5YS1sZXBrYS8yMDE0LzA2LzE0L3Byb2VrdC1ydXNza2F5YS1pemJh


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

    Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

    Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

    Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»

    Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...

    Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок

    Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок....