Главные вкладки

    Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок
    статья на тему

    Райцева Татьяна Владимировна

    Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл teatr.docx21.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приобщение детей к истокам русской народной
    культуры с помощью театрализации русских

    народных сказок

    В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

    Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

    Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя. Материальные ценности преобладаю! над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с высокохудожественными произведениями русских народных сказок.

    Дети дошкольного возраста - благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и паны понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, вести 2-3 летнего ребёнка ещё рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст. Но вот в детском саду эту работу вести необходимо. Не только показывать детям спектакли, но и их самих привлекать к театрализации, оз простого исполнения к сложному исполнению.

    Наряду с этим существует противоречие между необходимостью
    проведения данной работы с
     детьми дошкольного возраста и тем, что в


    программе «Детство» тема «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок» практически не затрагивается.

    Изучив современную практику организации работы по данному направлению в образовательных учреждениях, соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, сочла необходимым разработать систему работы, основанной на приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок в соответствии с лучшими традициями педагогики.

    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы занятий но театрализации русских народных сказок и творческой самореализация, в игровой и театрализованной деятельности, с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых.

    Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки имеют преимущество - они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков мужчин, а из девочек- матерей.

    Работа над опытом велась в течение четырёх лег с постепенным усложнением подачи материала.

    Диапазон опыта представлен единой системой театрализованной деятельности на занятиях, в самостоятельной творческой и игровой деятельности, в посещении театров и музеев, и как заключительный этан этой деятельности — постановка спектаклей но русским народным сказкам. Вся эта работа тесно связанна е художественной деятельностью ребёнка, в которой активное участие принимают родители.

    Цель деятельности:        воспитание нравственной личности ребёнка,

    приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.

    Исходя из поставленной цели, вытекли следующие задачи:

    1. Разработать и апробировать систему занятий для воспитания нравственной личности, приобщая детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.


    1. Подбор театрализованных игр, способствующих приобщению детей к истокам русской народной культуры, направленных на нравственное воспитание личности.
    2. Организовать развивающую среду, способствующую приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок, направленную на развитие нравственной личности ребёнка.
    3. Создать условия для совместной деятельности педагогов, родителей и детей в театрализации русских народных сказок, способствующие воспитанию нравственной личности ребёнка.

    На начальном этапе мы начали работу е того, что выявили степень сформированное!!! у дошкольников нравственных чувств, знания детей о произведениях устного народного творчества, русских народных сказках. Для этого был проведен первичный мониторинг, который обозначил проблему и противоречие.

    После изучения и отбора необходимого содержания программнометодической базы, был составлен перспективный план работы для детей дошкольного возраста, определены формы и методы работы.

    Система работы но приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок является долгосрочной и рассчитана на четыре года.

    При организации предметно - развивающей среды учитывалось то, что она является основой самостоятельного творчества каждого ребёнка. При этом учитывались: индивидуальные социально-психологические особенности детей; особенности эмоционально-личностного развития детей; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.

    Итак, система работы по воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок делится на три этана:

    • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
    • освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер") ;
    • самостоятельная творческая деятельность.


    Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.) .

    Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество детей постепенно, с каждым годом усложнялось.

    Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализации русских народных сказок в группе были созданы:

    • театральная зона с различными видами кукольного театра;
    • зона уединения, в котором ребёнок может побыть один, «прорепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз посмотреть иллюстрации к сказкам;
    • костюмерная, где ребёнок может самостоятельно подобрать себе костюм для необходимой роли;
    • ширма для показа всех видов кукольного спектакля, настольный театр, театр на руке, стендовый театр, театр «живой куклы».

    Родители принимали участие в изготовлении костюмов к русским народным сказкам, декораций, несложных предметов народного быта.

    Так же взаимодействие с семьей предполагало:

    Индивидуальные беседы с родителями.

    Консультация «Развитие у детей личностных качеств», «Поиграйте с ребенком в сказку» и другие.

    Привлечение к обсуждению сценариев и распределению ролей.

    Обучение упражнениям на развитие мимики и жестов для совместной деятельности с детьми.

    Организации конкурсов рисунков по сказкам, поделок из бросового и природного материала.

    Привлечение к помощи в изготовлении костюмов для театральных постановок.

    Приглашение на развлекательные досуги, показ драматизаций и постановок.

    Классификация театрализованных игр для детей, используемых в разработан- ной системе:


    Игры в кукольный театр - настольный театр, стендовый театр, театр на руке, пальчиковый театр, напольные игры, театр «живой» куклы.

    Игры-драматизации - инсценировка потешек, инсценировка песен, инсценировка русских народных сказок, творчество детей.

    Игры-спектакли - драматический спектакль, музыкальный спектакль, фольклорный спектакль на обрядовой основе.

    Театрализация русских народных сказок - на праздниках, развлечениях.

    Мониторинг на заключительном этапе работы показал, что у большинства детей (88%) выявлен достаточный уровень сформированности нравственных качеств, знаний русских народных сказок, культуры и традиций.

    В ходе наблюдения за детьми, родителями и воспитателями было отмечено, что все дети овладели определенным уровнем актёрского мастерства в театрализации русских народных сказок; имеют знание русских народных обычаев и традиций; используют в повседневной жизни потешки, песни, прибаутки; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение; овладели навыками народно-прикладного творчества.

    Таким образом, можно сделать следующим выводам: Театрализованная деятельность направленная на воспитание нравственной личности ребёнка, приобщении его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок, даёт положительные результаты. Данную работу следует продолжать, находя новые методы, приёмы, опираясь на созданную и апробированную систему занятий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

    В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

    В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

    Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

    Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»

    Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...

    Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

    Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни....