Календарный план образовательной деятельности в старшей «А» группе ДОУ Тема интегрирующая: « Народная культура и традиции» Событие недели: " Народная культура и традиции ".
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Абрахимова Роза Минзакиевна воспитатель МАДОУ "Малиновский д.сад"

Предварительный просмотр:

Календарный план образовательной деятельности в старшей «А» группе ДОУ

Тема интегрирующая: « Народная культура и традиции»

Событие недели: " Народная культура и традиции ".

Цель: создание развивающей среды для обогащения игрового опыта детей, приобщения к народной игровой культуре.  

Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности

Итоговое мероприятие: «Народные традиции и обычаи  России».

Форма проведения: игровая деятельность с математическим содержанием

День недели

Организованная образовательная деятельность  

Образовательная деятельность, осуществляемая  в ходе режимных  моментов

Самостоятельная деятельность  детей

Взаимодействие с  семьями по реализации  основной образовательной программы

Понед.

16.03

1. Мероприятие НОД:

Познавательное развитие.

Тема: «Русская народная культура и традиции»

Цель:познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к культуре, традициям и быту русского народа.

Задачи:Расширять знания о народных промыслах и ремёслах. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны.Передать свои впечатления через художественное творчество – городецкую роспись.Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями.Расширять словарный запас.

Предметы традиционного русского народного быта, чтение устного народного творчества, иллюстрации с изображением русских народных костюмов, изображение старинных изб, в которых раньше жили люди, мольберт, панно, гуашь, красного, зелёного цвета, кисти, салфетки подставки для кистей.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок. Дидактическая игра «Подбери костюмы»

2.Физическая культура по плану физ. Инструктора

3.Мероприятие НОД: Х.Э.Р. Рисование

Тема:« Русский сарафан»

Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.

Задачи:

-познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;

-вызвать интерес к жизни наших предков;

-воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.

Предварительная работа: знакомство с устным народным творчеством: чтение русских народных сказок «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», поговорок, пословиц . Знакомство с элементами русского народного костюма, русскими народными играми «Жмурки», «Ловишки».

 

1 половина дня.

Утренний сбор. Рассказ воспитателя о происхождении русской народной игрушки, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде;

 - Сформировать знания об особенностях народных игрушек. Прочитать детям: «Игрушкины частушки»: Наши руки крендельком, щеки будто яблоки. С нами издавна знаком весь народ на ярмарке. Мы игрушки расписные, хохотушки вятские — Щеголихи слободские, кумушки посадские. Дымковские барышни всех на свете краше, А гусары-баловни — кавалеры наши.

Прогулка: №

2 половина дня

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Беседа «Всех скороговорок не выговорить». Задачи. Продолжать знакомить детей с видами устного народного творчества: пословицы, скороговорки и поговорки; обратить внимание на способность русского народа подмечать и точно, ярко выражать словами замеченное. Воспитывать интерес к творчеству русского народа.

Игра «Эхо». - Совершенствовать речедвигательный аппарат детей, Закреплять произнесение звука «ж», определять место звука в слове. Воспитатель произносит слова, а дети повторяют их точно так же, как они были произнесены педагогом. Воспитатель называет слова с интонационным выделением звука «ж» в разных позициях («жжук, жжаба, рожжок, кожжа, морожженое» и т. д.).

 Рассматривание выставки «Народные игрушки» в уголке познания. Хороводная игра: «Шла коза по лесу» Учить детей выполнять игровые действия,  согласно тексту развивать координацию движении, дружеские чувства. Беседа с детьми: «Колыбельные» с рассматриванием иллюстраций. Закрепить представление о жанре «колыбельная песня», его особенности. Расширять словарный запас детей, пояснить значение слов «зыбка», «люлька», «дремота». Учить читать колыбельные т и х и м , н а п е в н ы м г о л о с о м с соответствующими интонациями. заучивание песенки «Ты, мороз, мороз, мороз» в обработке И. Карнауховой. Задачи. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, помочь запомнить песенку, формировать умение д е к л а м и р о в а т ь , и с п о л ь з у я , соответствующие содержанию средства выразительности. Развивать память, речь.

Пополнение выставки в группе народными игрушками.

Раскрашивание  раскрасок  «народные игрушки»; - закрепить умения детей закрашивать гуашевыми красками  не выходя за контур. Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа.

Дежурство по занятиям. Задачи. Учить детей определенную часть работы выполнять самостоятельно; организовывать совместную работу по уборке материалов.

1..Информационный стенд для родителей на тему

 Папка – передвижка «Русское народное творчество»

2..Индивидуальные консультации, беседы Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, чтение художественной и познавательно- энциклопедической литературы по теме: «Народная культура»

Тематическая подборка материала  «Читаем и учим вместе с детьми»

Чтение художественной литературы

Э. Успенский «Матрешки»

Я. Дубенский «Мы разные»

С. Есенин «Береза»

«Дымковская игрушка»

«Филимоновская игрушка»

«Ой, свистулечка какая…»

«Богородская игрушка»

М. Бородицкая «Глиняная свистулька»

«Чем знаменито Дымково»

Рассказы

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Волк и лиса», «Петух, кот и дрозд», «Каша из топора», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко», «Жихарка», «Айога», «Иван Царевич и серый волк».

Просмотр телепередачи «играй гармонь»

Вторн.

17.03

Мероприятие НОД:

1. Мероприятие НОД: Развитие речи

Тема: Традиции и быт русского народа 
Цель: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);

познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар, «красным» углом;

обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, активизировать в речи детей слова – сени, горница, бабий кут, ухват, чугунок и т.п.;

развивать художественно-творческие способности дошкольников в изобразительном творчестве;

воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

2ч.«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба –бах»»

Цель: учить детей дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ринвза «Шумный Ба – бах» (перевод с англ. М. Боровицкой)

2. Мероприятие НОД:

Х.Э.Р Музыкальная деятельность по плану музыкального работника

1 половина дня.

Утренний сбор. «Волшебная дудочка»- познакомить с русскими народными музыкальными инструментами: учить различать музыкальные инструменты по типу (ударные, струнные, духовые) и звучанию; развивать интерес к старинным музыкальным инструментам.

 Игра «Чем был, чем стал». Краткое содержание: воспитатель называет материал (глина, дерево, ткань), а дети подбирают предметы рукотворного мира, изготовленные из него; выигрывает ребенок, подобравший большее количество предметов

Прогулка №

2 половина дня

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Индивидуальная работа по ФЭМП: д. игра «Разложи ленточки по порядку». Задачи. Закреплять у детей умение устанавливать размерные соотношения между предметами разной ширины, располагать их в возрастающем или убывающем порядке по величине. Рассматривание игрушек. Сенсорное обследование (материал, цвет, особенности строения.) Д/и «Что за игрушка?». Цель: учить описывать игрушку по характерным признакам, по описанию узнавать их.

Рассматривание альбомов декоративно прикладного искусства.

 Д/И »Сложи игрушку из частей» -закрепить умение соотносить части с образцом, развитие памяти,координации движений.Развивать логическое мышление. закрепить знание понятия народная игрушка. Игры с пазлами,разрезными картинками:«Выложи узор», «Составь картинку» Лепка «Все они матрешечки, все они милашечки...»

П.И «Сделай фигуру». Дидактическая игра «Построим башенки». Задачи. Упражнять детей в сравнении предметов по высоте, учить комментировать свои действия, рассказывать о результатах. Развивать глазомер, связную речь.

Рекомендовать родителям обратить внимание на изменения в природе и погоде

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой

Индивидуальные беседы с родителями по их запросам

Буклет «Потешки, прибаутки»«Воспитание сказкой»

Чтение русских народных сказок: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна – лягушка», «Хаврошечка», «Сивка – бурка», «Гуси – лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты»

Среда

18.03

Мероприятие НОД:

1. Познавательное развитие ФЭМП

Тема «Народные традиции и обычаи  России».

Форма проведения: игровая деятельность с математическим содержанием. Игры с правилами.

Цель: продолжить формирование  умения ориентироваться в окружающем пространстве.

Задачи: продолжить формирование умения соотносить план руппы с реальной обстановкой в группе, упражнять в умении двигаться в указанном направлении, закрепление пространственных отношений: справа, слева, над, между  и т. д., упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги, продолжить развивать счетные навыки, порядковый и количественный счет, соотносить количество с цифрой. Развитие памяти, внимательности. Закрепление знаний о народных промыслах, традициях. Воспитание интереса к народным традициям, чувство взаимопомощи при выполнении заданий.

2.Физическая культура по плану физ. Инструктора

3. Мероприятие НОД: Х.Э.Р. Рисование "Знакомство с Полхов-Майданской росписью"
Программное содержание:

- познакомить детей с росписью Полхов - Майдана;

- обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи –  веточку с листьями и ягодами.

- развивать у детей эстетическое восприятие,  умение  выделять  специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные  элементы;

- закреплять умение рисовать гуашевыми красками.

- воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

- вызвать желание овладеть навыками в рисовании Полхов – Майдайских узоров.

Предшествующая работа:

- знакомство детей с филимоновской, дымковской, городецкой росписями;

- рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;

- чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;

-дидактические  игры: «Продолжи узор», «Обведи узор» и др.

Словарная работа: Полхов – Майдан.

Материал: картинки с изображением Полхов – Майданских изделий; картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; магнитофон; диск с записями мелодий; магнитная доска;  образцы  расписанных бочонков; бумажный силуэт бочонка; гуашевые краски (красный, черный, зеленый, фиолетовый); кисти белка № 1 и № 3; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки;, влажные салфетки.

1 половина дня.

Утренний сбор. Рассмотреть альбом «История игрушек» - познакомить с историей развития игрушек. 

Игры на развитие внимания: «Найди отличия у двух матрёшек», «Какой игрушки не стало» - развивать внимание, логическое мышление. Инд. работа с Максим, Ксения, Валерия,Саша

- Упражнение «Четвертый лишний». Цель: развивать логическое мышление.

Инд. работа  Саша, Маша, Лера, Максим- «Заштрихуй». Цель: развивать мелкую моторику. Беседа по вопросам: «Как праздники встречали на Руси? Какие русские народные праздники вы знаете? Как готовились к встрече русских народных праздников?» - воспитывать интерес к культуре русского народа.

Прогулка №

2 половина дня

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

- Беседа с рассматриванием «Какая народная игрушка больше всего нравится?»

литературы:

- поручения по поддержанию  порядка в группе.

Индивидуальная работа по ФЭМП: дидактическая игра «Кто больше назовет?» Задачи. Закреплять знания о квадрате и прямоугольнике (наличие углов, сторон, их количество, соотношение по размеру), формировать представления о том, что квадрат и прямоугольник являются четырехугольниками, упражнять в узнавании и назывании четырехугольников, учить сравнивать их между собой.

Рассматривание иллюстрации филимоновских игрушек, альбома с элементами фолимоновской росписи.

Предложить  раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы». « И г р у ш к и    д л я т е ат р а » Цель: Поупражнять в изготовлении игрушек по принципу оригами. Научить оформлять поделки аппликацией, прорисовывать мелкие детали. Научить аккуратности в процессе деятельности.

Русские посиделки-изготовление дымковской барышни и теста. Настольно печатная игра «Русские узоры» Игра-забава «Летят самолеты». Задачи: Предложить детям запустить разноцветные бумажные   самолеты, изготовленные   воспитанниками. Повышать двигательную активность, способствовать эмоциональной разрядке. С/ р и г р а « Д оч к и - м ат е р и » с использованием кукол Пеленашек формировать умение организовывать сюжетно – ролевые игры.

Поговорить с родителями о самочувствии детей

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

Четв.

19.03

1. Мероприятие НОД: Развитие речи

Тема «В гостях у Марьюшки»

Цель: Дать детям представление об особенностях русского старинного быта;Учить навыкам словообразования;Упражнять в употреблении грамматических категорий.

Коррекционное направление. Развивать интеллектуальные функции – память, внимание;Формировать речеслуховое восприятие и речедвигательные навыки; Совершенствование тонкой моторики кистей пальцев.Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

Предварительная работа:

Беседы и чтение об русском народе;Знакомство детей с русскими народными сказками, закличками, поговорками, пословицами, потешками, считалками, скороговорками;Слушание аудио записей русских народных сказок, песен, потешек;Драматизация по мотивам русских сказок; Разучивание сказок, народных игр, и т. д…. Знакомство с русским костюмом и домашней утварью.

Материал, оборудование: Декорация: русская печь, стол, лавки, сундук, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть; посуда: самовар, деревянная и глиняная посуда; русские народные костюмы,музыкальные инструменты: балалайка, трещотка, деревянные ложки, колокольчики.

2. Мероприятие НОД: Х.Э.Р Музыкальная деятельность по плану музыкального работника

3.Мероприятие НОД: Физическая культура по плану физ.инструктора (на улице)

1 половина дня. Утренний сбор. Гимнастика в стихах «Игрушки» Цель: создать веселое настроение, радость от выполняемых движений в стихотворном сопровождении, развивать умение выполнять движение, соотнося его с высказыванием.

Прогулка№

2 половина дня

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Беседа с рассматриванием презентации «Русская изба» -Рассказать  детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Разучивание поговорки «Скучен день до вечера, коли делать нечего» с  Машей, Ульяной, Вовой, Дианой – развивать речь.

Изготовление  народной тряпичной куклы . Цель: показать процесс изготовления куклы, рассказать о традициях; кукла не только игрушка, но в старину и показатель умения и мастерства, шить кукол начинали с 5-лет.

С.р игра: «Ярмарка» Цель: передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек» Учить детей использовать в игре опыт, полученный на занятиях, играть вместе с детьми. Прослушивание музыкальных произведений «Игрушки»

Деятельность детей в зоне творчества.

Д/и “ Отгадай и назови»

Пальчиковая театрализация сказки  «Заюшкина избушка»

Пятн.

20.03

1.Мероприятие НОД:

Познавательное развитие.

Тема: "Культура и традиции русского народа"

Цели:

Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями русского народа.

Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых событиях, культуре, Закрепить знание овощей.

Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.

Оборудование: географическая карта, иллюстрации с изображением природыРоссии, книги «Русские народные сказки», иллюстрации к сказкам, изделия народно-прикладного искусства, хлебные изделия, овощи.

2.Мероприятие НОД: Х.Э.Р. (Аппликация)

Тема: «Бусы для  матрешки» Цели: учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; чередовать бусинки разной формы.

2. Мероприятие НОД:

Х.Э.Р Музыкальная деятельность по плану музыкального работника

1 половина дня. Утренний сбор. Д/и «Узнай узор»- закрепление элементов росписи дымковской, Городецкой росписи. Беседа: "Русская народная игрушка" Цель: обобщить знания о глиняных игрушках - дымковских и филимоновских. Рассказать об истории богородского промысла, о сергиево-посадских игрушках и о самой популярной деревянной игрушке - матрешке. учить различать разные техники росписи матрешек. воспитывать гордость за свою страну. Чтение стихотворения С. Есенина «Бабушкины сказки»,

Прогулка №

2 половина дня

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Развлечение: Матрешки затейницы» Задачи: познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шуткиприбаутки, чистоговорки, пословицы, сказки, обогатить словарь детей за счёт понятий: шутка-прибаутка,  пословица, формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение четко проговаривать звуки в словах, развивать умение понимать образный смысл фольклорных произведений, развивать память, чувство юмора, мелкую и общую моторику, воспитывать интерес к устному народному творчеству.

рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

Показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей.

.Знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями и способами поведения в них


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с ЗПР по теме «Сравнение предметов по размеру » в рамках недели «Народная культура и традиции»

на данном занятии закрепляются знания о величине предметов . способах их сравнения. знакомятся  с народным праздником "масленица" и некоторыми масленичными забавами....

Календарный план образовательной деятельности в старшей группе дошкольного возраста "Народная культура"

Календарно-тематическое планирование в старшей группе по теме "Народная культура и традиции"...

Календарный план образовательной деятельности в первой младшей группе Тема недели: «Народная игрушка"

Задачи: Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек.Знакомить с народными игрушками: дымковской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей. Обращать вним...