Развитие речи ребенка и мелкая моторика руки.
консультация (младшая группа) на тему

Дмитриева Алина Рашитовна

Развитие речи ребенка и мелкая моторика руки.Развивающие упражнения на развитие мускулатуры рук и мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_motoriki.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка и мелкая моторика руки.

В последнее время популярность пальчиковых игр заметна возросла. Подобные игры — не новомодное увлечение современных родителей. Они существовали у разных народов с давних времен. И немудрено, ведь пальчиковые игры замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего — либо, найти контакт с любым малышом. Но это не самое главное достоинство пальчиковых игр. Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».  С Василием Александровичем трудно не согласиться — двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она.

А вот моторику руки раньше специально не развивали, потому что дети с ранних лет были задействованы в домашнем труде. А значит, моторика руки развивалась в процессе работы. Если ребенку 5-6 лет надо было вместе с мамой или бабушкой лепить пельмени, катать тесто, делать булочки или печенье, то тут специальные упражнения уже были не нужны.

Условия жизни изменились в лучшую сторону, максимум автоматизации избавляют нас от необходимости стирать, лепить, шить руками. Эти удобства жизни вынуждают специально заниматься развитием руки ребенка. К сожалению, сейчас многие дети даже в школе не могут завязывать шнурки. Настолько плохо развиты у них руки и координация, что такое простое дело становится целой наукой. В такой ситуации, задача родителей – обратить пристальное внимание на развитие мелкой моторики руки и помочь ребенку в этом нелегком деле.

Начинать работу по развитию моторики надо уже в младенческом возрасте. Конечно, шнурки завязывать в год не будем. А вот множество пальчиковых игр и потешек, гимнастика для пальчиков, игры с песочком будут очень полезны.

В дошкольном возрасте развитие руки становится необходимым занятием. Таким образом, мы развиваем речь ребенка и готовим руку к письму.

В начальной школе, особенно в 1-2 классе пальчиковую гимнастику необходимо делать не только в школе, но и дома. Большая нагрузка на пальцы вызывает переутомление, что может вызвать даже стрессовую ситуацию. Поэтому, выполняя задания дома, не забывайте делать разминку для пальчиков. Тем более, что дети и сами все знают и могут, только надо напомнить им об этом, попросить, чтобы показали Вам, как делают зарядку для пальчиков. В такой ситуации ни один ребенок не откажется научить маму или папу.

Хочу обратить внимание, что координация движений и мелкой моторики зависит от зрелости структур головного мозга, которые управляют работой руки. Поэтому, если что-то у ребенка не получается или выходит плохо, не стоит ругать его за это, а надо больше внимания обратить на развитие руки и подобрать специальные игры или упражнения.

Очень важно, чтобы развитие мелкой моторики руки ребенку было интересно и доставляло удовольствие, тогда и результат будет хороший и быстрый. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное — для того, чтобы играть с ребенком, не нужно ничего специально покупать. У нас есть все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, тряпочки, бумага.

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Развивающие упражнения на развитие мускулатуры рук и мелкой моторики:

  1. «Собираем ягоды (грибы, камешки)»

Цели: развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки (большого, указательного и среднего); закрепление знания цветов; развитие речи.

Материал: шарики, поролоновые кусочки, камешки, корзинка.

Описание:

  1. разложить на полу материал и предложить ребенку собрать все ягоды (грибы, камешки). Показать, как брать: тремя пальцами правой (левой)  руки; по одному класть в корзинку;
  2. разложить по цветам, по величине в разные корзинки.
  1. «Открой - закрой»

Цели: развитие мелкой моторики; развитие мускулатуры рук; закрепление знания цветов; развитие речи.

Материал: набор баночек с крышками.

Описание: предложить открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследить, чтобы ребенок крутил крышку, а не банку.

  1. «Чудесный мешочек»

Цели: развитие тактильных ощущений и чувства объёма; расширение словарного запаса.

Материал: мешочек, в котором лежат маленькие предметы (камешек, карандаш, шишка, тряпочка, бутылочка и др.).

Описание:

  1. педагог или родитель засовывает руку в мешочек, нащупывает предмет, называет его, достает из мешка и показывает ребенку. Ребенок повторяет упражнение.
  2. два мешочка, в которых лежат одинаковые предметы. Педагог или родитель также нащупывает предмет, называет его, достает из мешка и показывает  ребенку.  Затем просит ребенка достать такой же предмет из своего мешочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через тренировку мелкой моторики рук.

В работе по развитию м/м рук и координации движений кистей рук можно использовать игры, сделанные своими руками- игры с пробками. Эти игры построены по одному принципу- закручивание пробки на горлышко...

Конспект НОД по развитию речи под средством мелкой моторики рук в различных видах деятельности с использованием художественной литературы в старшей группе.

Конспект НОД по развитию речи под средством мелкой моторики рук в различных видах деятельности с использованием художественной литературы в старшей группе....

Конспект по развитию речи с элементами мелкой моторики «Новогодние подарки»

Конспект по развитию речи с элементами мелкой моторики   «Новогодние подарки»...

Конспект занятия по развитию речи с помощью мелкой моторики рук в средней группе «Путешествие в сказку»

развитие мелкой моторики руки через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику...

"Массажный мячик - эффективное средство для развития речи, внимания и мелкой моторики ребенка."

 Для развития речи, внимания и мелкой моторики рекомендуется регулярно делать массаж ладошек малыша и играть с ним в пальчиковые игры. Очень полезны в таких играх массажные мячи. Кроме сво...