конспект родительского собрания "О любви к живому"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Жанна Аркадьевна Агудалина

Воспитание добрых чувств у детей через природу, бережное отношение к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_roditelskogo_sobraniya_o_lyubvi_k_zhivomu.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 17 «Шатлык» муниципального района

Мелеузовский район Республики Башкортостан.

Конспект родительского собрания

Тема: «О любви к живому».

Составила:

воспитатель  Агудалина Ж.А

г. Мелеуз

2015 г.

Цель: о воспитании добрых чувств у детей через природу, бережное отношение к ней.

Заранее договориться об участии семей в конкурсе поделок из природного материала. Желающим принять участие предложить книги и журналы с иллюстрациями и разъяснениями, которые подобрали члены родительского комитета. Объявить конкурс на лучший номер художественной самодеятельности на тему «Природа и мы», цель которого – выявление талантов не только у учеников класса, но и у членов семей.

Для этого предложить подготовить сценку по рассказу В.А.Сухомлинского «В лесу», танец зайчат, исполнение на металлофоне мелодии песни «Во поле береза стояла», гимнастические упражнения с ленточками, песни по теме.

Говоря о проведении конкурса, напомнить родителям о том, что стихи и песни желательно инсценировать, приготовить несложные костюмы.

Победителей конкурса наградить грамотами и памятными лентами, участников отметить ценными подарками: книжками, наборами открыток о природе. Лучшие номера художественной самодеятельности позже можно показать  другим группам в детском саду.

Каждой семье предстоит заранее осмыслить значимость поднятой темы, отвечая на вопросы анкеты:

1) Был ли у Вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?

2) Что, по Вашему больше всего помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому? Что удается Вам в воспитании своего ребенка?

3) Приходилось ли Вам вместе с ребенком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц, кормить их, собирать лекарственные травы?

4) Что полезного могла бы сделать Ваша семья по охране природы?

5) С кем Вы хотели бы встретиться на собрании (заведующей, психологом)

6) Ваши вопросы, предложения по работе с детьми в этом направлении?

Посильное участие в подготовке собрания принимают дети. Ответы на ниже приведенные вопросы записываются на магнитофон:

1) Приходилось ли вам сажать деревья вместе с родителями?

2) Какую пользу приносят птицы?

3) Кому из вас приходилось собирать корм для птиц?

4) Чем кормите вы птиц зимой? Как часто?

В период подготовки собрания взрослые вместе с детьми заняты подготовкой номеров художественной самодеятельности, изготовлением кормушек, поделок из природного материала, костюмов и масок, составлением приглашений, рисованием и чтением книг о природе. Эти встречи, проводимые по очереди в семьях, завершаются чаепитием с участием детей в приготовлении сладких блюд, конкурсами загадок, пословиц, стихов, разгадыванием ребусов о природе.

Выезды на природу вместе с родителями, экскурсии в лес с целью подкормки птиц и животных, лечения деревьев, сбора природного материала.

Участие детей дает возможность каждому ребенку почувствовать причастность к общему делу, что ведет к успеху собрания.

Родительский комитет берет на себя вопросы подготовки (некоторые):

подбор музыкальных номеров по теме, материалов для номеров художественной самодеятельности, оформление выставки кормушек и корма для птиц. К этой выставке заранее подготовить семена арбуза, дыни, тыквы, конопли, овса, кедровых шишек, лебеды, крапивы, репейника, конского щавеля, ягоды рябины, клюквы, калины, желуди, сережки березы, ясены, клена, ольхи. Рядом выставить рисунки птиц – любителей определенного вида корма.

В ходе подготовки собрания воспитатель должен подобрать книги и журналы, составить список литературы в соответствии с возрастом детей. Список литературы для чтения детям отпечатать на листе бумаги размером с записную книжку для каждой семьи.

Некоторые вопросы подготовки решаются индивидуально с родителями, так нужна будет помощь тех, кто владеет музыкальными инструментами, кинокамерой, фотоаппаратом, кто умеет рисовать и печатать.

На стены группой комнаты повесить плакаты со словами известных писателей: «Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного растения» (М.Пришвин); «Все человеческое в человеке должно быть воспитано» (А.С.Макаренко).

За несколько дней до проведения собрания родители получают приглашения в виде аппликации белочки, держащей в лапках листок с текстом.

В назначенный день первыми приходят члены родительского комитета. Они оформляют выставки, накрывают столы, которые расставляют по кругу.

Под тихое звучание песен «Беловежская пуща», «Наедине со всеми», музыкальных пьес П.И.Чайковского из цикла «Времена года», Ф.Листа «Шум леса», Э.Грига «Утро» собираются родители. Они участвуют в определении лучших рисунков и поделок из природного материала, рассматривают книги и журналы, стенд с фотографиями, плакаты, рисунки цветов из Красной книги и предстоящего конкурса «Что бы это значило?».

Всё в классе способствует созданию атмосферы воспитания добрых чувств через любовь и бережное отношение ко всему живому, настраивает на тему дискуссии, на взаимопонимание.

В первых словах воспитателя, произнесенных под аккорды гитары на мотив знакомой песни «Наедине со всеми», звучит боль, горечь признания в том, что у наших детей нередко отсутствует чувство сострадания. Причины этого явления кроются в равнодушном, потребительском, а иногда и варварском отношении к природе и обитателям леса. Впоследствии это приводит к такому же отношению к человеку.

Первые вопросы дискуссии предлагают родителям задуматься над причинами зарождения у детей бездушия.

- Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие нет?

- Как научить ребенка бережно относиться к природе, ко всему живому?

Зачитав некоторые ответы анкеты, и выслушав мнение родителей, подводим итог сказанному; в большей степени воспитывает пример взрослых, их неравнодушное отношение ко всему, что окружает нас в природе.

Взрослым нужно не только эмоциональное воздействие: умение увидеть и пожалеть поломанный сук у дерева, разоренный муравейник, но и помочь природе в беде.

А кто из детей детского сада был участником добрых дел, расскажут ответы детей, записанные на магнитофон.

После музыкальной паузы родителям зачитывается ситуация: «Прогулка по лугу дарит возможность увидеть множество полевых цветов, порою очень редких. Вам повстречались синеглазые колокольчики. Их так много, что луг как бы тихонечко звенит от их покачивающихся головок. Рука ребенка тянется сорвать цветок, другой. Каким будет ваше слово?» Вывод из этой ситуации ясен: нужно довести до ума и сердца ребенка мысль о том, что на лугу цветы выглядят красивее, чем в букете. Желательно рассказать также о пользе этих редких цветов, о том, как по ночам и в плохую погоду они становятся шалашиками для насекомых, укрывая их от дождя и холода.

Важным дополнением к сказанному является показ рисунков и рассказ о цветах, занесенных в Красную книгу, чтение стихотворения В.Викторова «Цветок»:

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем –

Объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял.

А сколько бы он на лугу простоял…

На фоне записи пения птиц вниманию родителей предлагается необычная ситуация. Сынишка подходит к матери, которая стирает белье:

- Мамочка, поехали сегодня в лес, там птичкам есть нечего. Мы им корм отвезем.

- Займись чем-нибудь, сынок, ты видишь - я занята, - отвечает она.

Представьте, если ребенок обратился к вам с такой просьбой в тот момент, когда  вы заняты. Как вы поступите? Различные подходы к решению этой ситуации выявляют степень внимательного отношения взрослых к просьбам детей. И хотя, как утверждают многие, мать по-житейски права, таким, на первый взгляд, пустяковым случаем преподносится первый урок черствости, равнодушия.

А теперь представим себе ответ, когда мать, отложив дела, согласна ехать с сыном в лес. И вот уже все вместе думаем над тем, какой должна быть эта поездка. Что и как рассказать детям о птицах и других обитателях леса? Ответы обобщает приглашенная на собрание библиотекарь. Она же знакомит родителей с книгами для чтения в семье, способствующими обогащению знаниями по этой теме.

Разговор о воспитании добрых чувств  у детей продолжается:

- Был ли у вашего ребенка поступок доброго отношения к природе? Какой?

Зачитываются ответы из анкет. Наступает время рассказать о хороших поступках детей, о большой работе детского сада в этом направлении. Полезных дел на их счету немало: это и изготовление кормушек, и сбор корма для зимующих птиц, и лечение деревьев, и сбор природного материала, лекарственных трав, и подкормка птиц, экскурсии в лес и многое другое.

Отметив труд родителей в совместной работе с детьми, вручаем поощрения тем, кто особое внимание уделяет воспитанию добрых чувств через природу.

Далее выступает психолог. Её рассказ – о жестокости повзрослевших детей, попавших на скамью подсудимых из-за того, что с малых лет в их душах не были посеяны семена доброты. Очень важный вопрос надо решить всем присутствующим взрослым: все ли живое в природе требует сочувствия? Например, надо ли жалеть муху, как это делает К.Чуковский, которая, как мы знаем, разносит болезни. Ответы на эти вопросы помогают еще раз убедиться: в воспитании нет мелочей, все значимо и важно.

Родители внимательно выслушали высказывания детей, записанные на магнитофон по вопросу: «Какой поступок ты считаешь плохим по отношению к природе?» После этого родителям предлагается прочитать отпечатанные на листочках «Правила поведения в лесу». Но вначале звучит призыв учителя: «Уважаемые родители, обучите, пожалуйста, этим правилам ребенка. А правила эти такие:

1) Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей;

2) Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей и им тоже будет приятно видеть цветы;

3) Не ломай зря деревьев, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают;

4) Не лови ради забавы бабочек, муравьев и других животных;

5) Не сори в лесу. Убирай за собой мусор в стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Надеемся, с вашей помощью ребенок усвоит эти правила.

По памяткам проводится обсуждение, в ходе которого родители говорят о своем отношении к природе, о том, какая работа уже велась в этом направлении с ребенком, в чем трудности выполнения правил, какими способами можно добиться результатов. Некоторые советы по достижению успехов сообщаются родителям. Среди них такой: избегать скучных нотаций и поучений, ибо это приносит больше вреда, чем пользы. Лучше вместе с детьми, не давая прямых ответов, обдумывать решения: как перейти клеверное поле, помочь березке выжить, поймать ли бабочку для коллекции.

Заключительное слово о роли взрослых в воспитании добрых чувств ко всему живому берет педагог:

- Чувством любви к природе, утверждают психологи, наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мамы, папы, бабушки и дедушки! Вы первые проводники детей в природу. Под сенью леса постарайтесь преподнести им уроки доброты, честности, мужества.

И вот зачитывается решение родительского собрания. В нем содержится конкретное предложение: сделать вместе с детьми кормушки и скворечники на участок детского сада; для поездки в лес собрать корм птицам, приучить детей подкармливать их каждый день; читать и обсуждать в кругу семьи и в группе книги о природе. Перед Новым годом нарядить угощениями для зверей и птиц елку в лесу; оформить альбомы «Птицы – наши друзья», «Интересное из жизни обитателей леса» (участие в оформлении принимают по очереди команды детей). Провести с помощью родителей занятие клуба «Почемучки» по интересующим детей вопросам о жизни животных.

На вторую часть собрания приходят дети. На этот раз они в масках и костюмах зверей и птиц, которые шили и мастерили с помощью родителей.

Разделившись условно на две команды, взрослые и дети приняли участие в конкурсе «Кто последний назовет и покажет цветок, занесенный в Красную книгу», ответит, чего нельзя делать в лесу, загадает загадки о животных. Предоставляется возможность испытывать себя на ловкость в аттракционе «Сбор грибов с закрытыми глазами».

Под музыку в группу входит царь лесов и полей. Свое выступление он начинает с важной новости, которую принесла ему в лесное царство сорока на хвосте. Оказывается, сорока рассказала о детях этого детского сада, о том, что многие из них заботятся о птицах, спасают деревья. Царь вручил призы победителям конкурсов, поблагодарил всех его участников. А потом под его руководством дети вошли в круг для исполнения веселого танца. Одновременно проводится и смотр костюмов. Жюри – все родители. Дети поощряются вкусными подарками: орехами, яблоками, арбузом, а они, в свою очередь, угощают царя и родителей кулинарными изделиями своего приготовления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»

1) объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей старшего возраста к познанию своего города Усть-Лабинска и Краснодарского  края; 2) распространение педагогических знаний о ...

КОНСПЕКТ Родительского собрания на тему « День семьи,любви и верности.» для детей старшей группы.

Цель: Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним. Учить детей вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание заботиться о близких людях. Формировать у детей пре...

Конспект родительского собрания в старшей группе ОН на тему: "Воспитание любви к малой Родине в детском саду и в семье"

Конспект родительского собрания  в старшей группе ОН на тему: "Воспитание любви к малой Родине в детском саду и в семье"...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему : " Воспитание любви к природе в семье и в детском саду"

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: " Воспитание любви к природе в семье и в детском саду"...

Конспект родительского собрания "Воспитание любви к родному городу в ДОУ и семье"

laquo;Воспитание любви к родному городу и природе в детском саду и семье». (родительское собрание)         В группе оформлена выставка, посвященная вопро...