Консультация для родителей на тему «Артикуляционная гимнастика для детей»
консультация (младшая группа) на тему

Маркова Надежда Григорьевна

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему «Артикуляционная гимнастика для детей»

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.

При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки. Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6 – 10 секунд. Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед завтраком в течение 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Если детьми выполняется какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.

Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение – правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

В работе с детьми можно использовать следующие упражнения:

«Стрелочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперед.

Раз-два-три-четыре-пять,

                                              Стрелку будем выполнять.

 «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем

И в песочницу пойдем.

У меня лопаточка –

Широка да гладка.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай

Чашку доставай.

«Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Язычок вперед тяни

Да края его загни.

До чего же хороша

Наша трубочка – труба!

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к небу. Как настоящий лесной гриб, язык поднялся и прилип.

А в лесу растут грибы,

Очень вкусные они.

Язычок поставили,

Как грибок достали мы.

В лес пришли мы погулять

И грибков насобирать.

«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Ротик шире открывай,

Язычок вперед давай,

Влево, вправо,

Тик, да так,

Время точно на часах.

Шире рот мы открываем,

Язык вправо направляем.

Еще шире открываем,

Язык влево направляем

Влево-вправо, влево-вправо,

Кончик языка, поспевай за нами.

Язычок и так, и сяк,

Это часики висят.

Ходим мы» «Тик-так, тик-так».

Отбиваем каждый шаг.

Очень точно мы идем,

Никогда не отстаем.

«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

Что там на скамейке?

Это ваша змейка.

Тонкая, протяжная

И такая важная.

«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться поочередно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Мы сегодня песни пели

И качались на качели,

Язычок качался тоже.

Покажите, как? Похоже.

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Язычок, не ленись!

Подбородок доставай

И про нас не забывай!

Выше дома

Выше ели

На качелях

Мы взлетели.

«Рупор». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Зубы сомкнуты.

И что же?

Наши губы на бублик похожи.

«Спрячь конфетку». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Раз – я вижу конфетку за правой щекой,

Два – я вижу конфету за левой щекой,

Три – не вижу конфеты никакой!

Руки тянем мы к буфету,

Надо спрятать нам конфету.

«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и упирается вглубь рта.

Зовут меня катушка,

Но я вам не игрушка.

На меня мотают нитки

Зашивать вам всем штанишки.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Старательно красим: назад и вперед,

Я улыбаюсь, а язык не поймет,

Как твердое небо он выкрасит в срок?

Давайте покрасим скорей потолок!

Маляр торопился

И кисть уволок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме "Артикуляционная гимнастика"

В данном материале дано понятие,что такое "артикуляционная гимнастика",рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Приведены примеры организации артикуляционной гимнастики  в дома...

Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно».

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата раз...

Консультация для родителей на тему: Артикуляционная гимнастика.

В консультации родители знакомятся с особенностями артикуляционного аппарата. Обучаются правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики....

Консультация для родителей на тему: "Артикуляционная гимнастика и её значение в процессе формирования речи ребенка"

Данный материал адресован родителям дошкольников и содержит практические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика – это весело, полезно, интересно»

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции.Органы артикуляции (органы речи, ...

Консультация для родителей на тему "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи детей " (22.12.2022г)

Консультация будет полезна родителям (законным представителям) из которой они узнают о необходимости выполнять артикуляционную гимнастику, сроки появления разных звуков в речи детей, и что сделать что...