Консультация «Роль игры в воспитании детей»
консультация (младшая группа) на тему

Маркова Надежда Григорьевна

В работе с детьми используются игры-занятия — это форма совместной игры воспитателя с детьми по заранее намеченному плану, в котором учитывается последовательное становление самостоятельной игры. В содержание игр-занятий входят программные задачи по ознакомлению с окружающим и развитию речи, лепке, рисованию, конструированию. В играх-занятиях определенным образом «моделируется» нравственная направленность поведения детей, поддерживается положительное отношение к окружающему, обеспечивается влияние на содержание деятельности самих детей. В игры-занятия включаются правила культуры поведения, которыми должны овладеть маленькие дети.

Содержание морально-этического поведения детей раннего возраста предусматривает: воспитание личной гигиены, культуры еды, взаимоотношения со взрослыми и друг с другом, культуру речи и деятельности. Весь комплекс правил, связанный с этим содержанием, дети усваивают в процессе игр-занятий с сюжетными игрушками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему «Роль игры в воспитании детей»

Ребенок первых лет жизни сталкивается с предметами. Процесс ознакомления его с окружающим можно рассматривать как процесс познания предметов. Действуя с ними, ребенок познает определенные качества: форму, величину, цвет, некоторые свойства материалов.

На втором году жизни ребенка происходит дальнейшее формирование игры. У детей полутора лет игра характеризуется переходом от простых манипуляций с предметами к игре на основе подражания, в которой отражаются действия взрослых и впечатления извне.  Педагогические приемы руководства игрой должны быть направлены на то, чтобы побуждать ребенка отображать свой личный опыт, в том числе и опыт, полученный на разных дидактических занятиях, а также в самостоятельной игровой деятельности.

Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает выполнение предметно-орудийных действий, наблюдение за окружающим и рассматривание картинок, общение со взрослыми и детьми, фрагменты сюжетно-отобразительной игры. Дальнейшее развитие сюжета заключается в том, что дети переходят к игре из 2—3 связанных по содержанию действий. Например, кормление куклы, укладывание спать, одевание и раздевание куклы.

К концу второго года жизни в игре ребенка постоянно возникает цепочка действий, где одно действие выполняется ради другого, возникает сюжет, в котором есть начало каких-то событий, постепенное их развертывание и конец.

В работе с детьми используются игры-занятия — это форма совместной игры воспитателя с детьми по заранее намеченному плану, в котором учитывается последовательное становление самостоятельной игры. В содержание игр-занятий входят программные задачи по ознакомлению с окружающим и развитию речи, лепке, рисованию, конструированию. В играх-занятиях определенным образом «моделируется» нравственная направленность поведения детей, поддерживается положительное отношение к окружающему, обеспечивается влияние на содержание деятельности самих детей. В игры-занятия включаются правила культуры поведения, которыми должны овладеть маленькие дети.

Содержание морально-этического поведения детей раннего возраста предусматривает: воспитание личной гигиены, культуры еды, взаимоотношения со взрослыми и друг с другом, культуру речи и деятельности. Весь комплекс правил, связанный с этим содержанием, дети усваивают в процессе игр-занятий с сюжетными игрушками.

Правила личной гигиены включены в игры-занятия «Умывание куклы», «Кормление куклы обедом» и др.  Необходимо учить детей быть опрятными: мыть руки, лицо; замечать неопрятность в одежде и устранять ее с помощью взрослых; пользоваться индивидуальным полотенцем, знать, где оно висит, вытирать им насухо руки; вытирать нос носовым платком; не разливать воду при умывании.

Правила культуры еды включают: умение есть правой рукой, правильно держать ложку; есть аккуратно, не обливаясь; не брать еду руками; во время еды не мешать товарищам; не выходить из-за стола, не окончив еды; благодарить за еду. Взаимоотношения со взрослыми и сверстниками регулируются такими правилами: вежливо здороваться и прощаться, благодарить; выполнять поручения; не мешать, когда взрослые разговаривают или что-то делают; не брать чужих вещей, игрушек; уметь слушать других (взрослых и товарищей); понимать слова «нельзя», «можно», «нужно».

Правила культуры деятельности нацеливают: соблюдать чистоту и порядок в игровом уголке, помещении, на площадке; не разбрасывать и не ломать игрушки, ставить их на место; играть дружно, не отнимать игрушек у товарищей, а просить у него, не мешать друг другу; переходить от действия в одиночку к действиям рядом, к кратковременному взаимодействию с другими детьми; говорить спокойно, не торопясь, выразительно, не кричать; в зависимости от обстановки, говорить громко или тихо; обращаться к взрослым на «Вы».

         Воздействие игр-занятий на эмоциональную сферу ребенка обеспечивается рядом факторов: во-первых, их содержанием, импонирующим детским интересам, учетом возрастных особенностей, во-вторых, созданием условий для сопереживания, включением ребенка в совместную игру со взрослым и товарищами. Возрастные особенности детей двух-трех лет требуют частого повторения одной и той же игры-занятия. Поэтому каждую игру-занятие следует проводить 2—4 раза. Игры-занятия с куклами, со строительным материалом лучше всего планировать в первой половине дня, некоторые — во второй, чередуя с другими видами занятий, предусмотренными программой.

         Игры-занятия рекомендуется планировать в определенном комплексе, с учетом нравственной направленности сюжетов и усложнением структуры игровой деятельности. Начальным этапом в формировании самостоятельной игры на втором году жизни детей должны быть игры-занятия со строительным материалом и различными предметами, предметами-орудиями, которые способствуют развитию самостоятельности поведения. Дальнейшее совершенствование знаний, овладение игровым опытом осуществляется в играх-занятиях с куклой, в процессе которых происходит закрепление этих знаний и творческое их воспроизведение. В играх с куклой у детей появляется стремление к проявлению добрых чувств: сочувствия, внимательности, заботы, инициативы, общения.  На третьем году жизни проводятся игра-занятия со строительным материалом, игрушками и игры-драматизации, которые ближе к играм-занятиям, чем к занятиям. Эта близость обусловлена тем, что игры-драматизации формируют у ребенка опыт игровой деятельности (сюжет, роль, игровые действия), который затем они могут использовать в игре с другими детьми.

          Основными видами игр-занятий, проводимых с детьми второго года жизни являются: игры-занятия с сюжетными игрушками; игры-занятия со строительным материалом; игры-занятия с дидактическими игрушками; игры-занятия с предметами-орудиями.

Одно из главных требований при проведении игр-занятий — обеспечить активность детей. Игры-занятия проводятся в игровой форме, но чем старше становятся дети, тем меньше используется игровая форма обучения, хотя игровые приемы сохраняются. Основные требования к проведению игр-занятий с сюжетными игрушками: положительная эмоциональная настроенность детей; учет индивидуальных особенностей детей. 

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей раннего возраста"

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмо...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Роль семейных традиций в воспитании детей»

Семейные традиции - предмет особой гордости Вашей семьи или Вы только задумываетесь об их возрождении?К сожалению, сегодня все чаще можно услышать мнение, что соблюдение семейных традиций – пережиток ...

Консультация «Роль сказки в нравственном воспитании детей»

Данная консультация адресована воспитателям ДОУ. В ней раскрывается роль сказки в системе методов и средств воспитания детей дошкольного возраста....

Консультация «Роль подвижных игр в воспитании детей»

Подвижная игра влияет на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это тот период, когда ребенок усиленно растет и развивается. Поэтому ребенку очень важно помоч...

Консультация «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Первые нравственные представления и навыки дети получают в семье. Очень рано ребенок начинает знакомиться с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образами у...

консультация "Роль родителей в физическом воспитании детей"

Не во всех семьях уровень организации физической культуры соответствует требованиям времени. К сожалению, многие родители считают занятия физическими упражнениями и спортом пустой тратой времени. Они ...