СЕРИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВЫПУСКОВ
консультация на тему

Непомнящая Татьяна Петровна

Предварительный просмотр:

Бесплатный телефон доверия 8-800-2000-122 для получения экстренной психологической помощи и проведения медико-психологической реабилитации

муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 99»

Серия информационных выпусков

Психолого-педагогическая консультация

«Как помочь ребенку адаптироваться к школе»

г. Иваново, 2015

Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребенку адаптироваться к школе.

В первую очередь, вам  необходимо понимать основные трудности, с которыми встретится ребенок в школе.

Для любого ребенка начало обучения в школе по-настоящему напряженный период. Ведь с самых первых дней ребенок попадает в совершенно новый для него мир, с новыми, непривычными и трудными для него правилами и критериями оценки.

  • Трудно выдерживать необычный режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а ровно через 35 минут почти неподвижного сидения за партой), обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать.
  • Трудно не отвлекаясь следить за мыслью учительницы (которая может отличаться своеобразием в подаче информации), трудно сидеть в определенной позе, особенно для подвижных и активных детей.
  • Помимо приспособления к особенностям и правилам, предлагаемым конкретным учителем, ребенку предстоит построить новые отношения в коллективе, где все для него, как правило, незнакомы. Кроме того, в школе, в гораздо большей степени, чем, например, в детском саду, на отношения между детьми влияет соперничество, вольно или невольно, но всегда возникающее в классе в связи с ситуацией оценивания ребенка самым главным взрослым в классе – учителем. При этом оценивается, как правило, успеваемость и учебное поведение  ребенка, а другие его положительные качества (например, доброта, справедливость) учителем не отмечаются.

Что делать родителям…

Важно знакомить ребенка с особенностями и правилами школьной жизни хотя бы за несколько месяцев до поступления в школу, чтобы у него была возможность не только услышать, но и обдумать полученную информацию, расспросить  о непонятных с первого раза вещах. Если есть такая возможность, лучше прийти в конкретную «настоящую» школу, чтобы увидеть своими глазами как выглядит школа, ученики, класс. Чем более понятной для ребенка будет обстановка, тем меньше психических сил будет отвлечено от непосредственно учебы на привыкание и осмысление ситуации в классе.

Не менее важна для ребенка в период адаптации эмоциональная поддержка со стороны родителей.

Не стоит хвалить или ругать ребенка только за успеваемость и учебные способности, следует помнить и о других возможных трудностях: отношениях с учителем, учениками. Если ребенок получает в школе плохие оценки или замечания, проблема не всегда в нем, учитель также может быть необъективным или несправедливым.

Обратите внимание на то, что в первые месяцы обучения в школе ваше общение с ребенком может оказаться сосредоточенным только на негативных переживаниях, связанных со школой (плохие отметки, неусидчивость, конфликты в классе), а места для взаимного удовольствия в ваших отношениях совсем не останется. Постарайтесь находить время для чего-то приятного Вам и ребенку, именно это позволит ребенку лучше адаптироваться в школе.

Запаситесь терпением, ведь каждому ребенку может понадобиться свое количество времени на адаптацию, нередки примеры, когда только в средней школе адаптация заканчивается, и ребенок начинает показывать стабильно хорошие результаты в учебе.

Учтите, что современные учебные программы являются объективно сложными и зачастую не соответствуют возможностям и особенностям современных школьников. В таких условиях ваша эмоциональная поддержка и реалистичные требования будут действительной помощью ребенку и сохранят его психическое и физическое здоровье.

Ваше внимательное и бережное отношение к психике ребенка поможет ему благополучно адаптироваться к школьному обучению!

С уважением, педагог-психолог, уполномоченный по правам ребенка в детском саду № 99 Татьяна Петровна Непомнящая.



Предварительный просмотр:

Бесплатный телефон доверия 8-800-2000-122 для получения экстренной психологической помощи и проведения медико-психологической реабилитации

муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 99»

Серия информационных выпусков

Психолого-педагогическая консультация

«Смерть в кавычках, или Важно знать, что думают дети о смерти»

г. Иваново, 2014

Сегодня мы поговорим о том, что думают дети о смерти.

У детей до 5 лет нет устойчивого представления о смерти как о чем-то необратимом. Умереть означает для ребёнка продолжать существование в какой-то другой форме. У детей этого возраста еще нет конкретного понятия о времени. Слова «навсегда» или «конец» еще полностью ими не осознаются. Дети убеждены, что смерть – это временное явление. Они твёрдо верят, что, совершив суицидальную попытку, они умрут, но «не до конца», то есть посредством «смерти» они сумеют на время избежать невыносимой жизненной ситуации или избавиться от страха и ужаса от надвигающегося наказания.

Совершая попытку самоубийства, дети надеются, что вынудят тем самым родителей перемениться, что их «смерть» будет способствовать воцарению в семье мира и любви. И когда эта самая «смерть» закончиться, можно будет продолжать жить дальше по- настоящему счастливо.

Семилетний мальчик после тяжелой попытки самоповешания говорил, что принял решение умереть, так как мать угрожала сдать его в приют за непослушание. Он исчерпал все аргументы: кричал, плакал, просил прощения - не помогало, после всякого проступка мать всё более непреклонно грозила ему этим наказанием. Тогда он решил повеситься: «Буду висеть, и смотреть, как она убивается, а потом всё у нас будет хорошо!»

Важно знать, что дети, как правило, выбирают наиболее травматичные способы совершения суицида: падение с высоты, самоудушение и самоповешание, самоутопление и т.п. Дети, в отличие от подростков совсем не боятся боли и нисколько не озабочены сохранением своей привлекательности после смерти, поэтому они не часто прибегают к наиболее распространённому у подростков способу самоубийства – отравление лекарствами.

Дети от 5 до 10 лет. Уже старший дошкольник имеет достаточно чёткое представление о смерти, часто представляет смерть в образе скелета или приведения с косой. В младшем школьном возрасте часть детей считает смерть наказанием за зло.

Подростки полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти, они могут относиться к смерти спокойно, как к естественному концу жизни.

Уважаемые родители, слова очень много значат для ребёнка. Желая остановить нежелательное поведение ребёнка, выбирайте оптимальный вариант общения с ребёнком в решении конфликта и обращайте внимание на содержание того, что вы говорите.

В А Ж Н О!

! Перестать критиковать ребёнка, оказывать на него давление.

! Проявить внимание и заботу в отношении к ребенку в сложных ситуациях взаимоотношений с ним.

! Найти вместе с ребёнком выход из ситуации. Даже малыши откликаются на это.

! Оказать действенную помощь в разрешении проблем в детском саду, школе, с друзьями, другим родителем.

! Сохраняйте контакт со своим ребенком.

Будьте счастливы!

С уважением, педагог-психолог, уполномоченный по правам ребенка в детском саду № 99 Татьяна Петровна Непомнящая.



Предварительный просмотр:

Таким образом:  признаки окончания адаптационного периода – нормализация (сон, еда, туалет, игра, взаимодействие).

Запомните! Смысл и значение процесса адаптации (подготовка к последующим расставаниям, взрослой жизни, самостоятельности – поход в школу, университет, работу и т.п.)

Ваше внимательное, бережное и стабильное отношение к психике ребенка поможет ему благополучно адаптироваться к условиям детского сада!

С уважением, педагог-психолог, уполномоченный по правам ребенка в детском саду № 99 Татьяна Петровна Непомнящая.

Бесплатный телефон доверия 8-800-2000-122 для получения экстренной психологической помощи и проведения медико-психологической реабилитации

муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 99»

Серия информационных выпусков

Психолого-педагогическая консультация

«Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду»

г. Иваново, 2015

Уважаемые родители! Сегодня мы еще раз поговорим о том, как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду и дополним наше понимание про то, что такое адаптация.

Запомните! Участники процесса адаптации – не только ребенок, но также сам родитель, воспитатели, другие дети

Запомните! Сотрудничество с воспитателями группы – это помощь в знакомстве с ребенком.

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад:

- стабильно ходить в детский сад;

- не оставлять его в дошкольном учреждении на целый день;

- приходить в сад в одно и то же время;

- не обманывать ребенка о вашем уходе;

-сообщать (ребенку и воспитателям) о том, когда и кто его забирает;

- хвалить ребенка за то, что он ходит в сад (за то, что он становится более самостоятельным и взрослым);

- проговаривать с ребенком распорядок дня;

- как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша;

- при выявленном изменении в обычном поведении ребенка, как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.

Рассмотрим фазы адаптации:

  1.  Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длиться в среднем 1 месяц), сниженному интересу к окружающим детям и взрослым, к игре.
  2.  Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического (длится 3-5 месяцев).
  3. Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития (в игре, в психических процессах и т.п.).

Обратите внимание! Признаки дезадаптации:

Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

Легкая адаптация – изменения нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного (на практике месяц, поэтому чаще всего первый месяц ясельная группа почти не выходит на прогулку);

Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца (на практике 1,5 – 2 месяца), при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки стресса (изменения сна, еды, игры);

Тяжелая адаптация – длится от 2х до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступать как физическое так и психическое истощение организма



Предварительный просмотр:

  1. На начальном этапе развития речи займитесь подражанием звуков, которые воспроизводят игрушки, машины, животные. Например: мышка - пи-пи ____, часы – тик-так ____, машина ж-ж _____, водичка бежит с-с _____, комарики звенят – з-з ________, кошечка мурлычет мур-мур ____ и так далее.
  2. Развивайте память, произвольное внимание.
  3. Повторяйте, что вы делали с утра (к примеру, умывались, завтракали, что кушали на завтрак, с какой игрушкой играли, чем занимались на прогулке)
  4. Главное: занятия должны быть регулярными, не забывайте малыша хвалить за успехи, если что-то сказал.
  5. Читайте вслух потешки, стихи, сказки, пересказывайте сказки.
  6. Игра должна присутствовать всегда: например, возьмите 3 предмета, 2 машинки, спрячьте под платок, одного оставьте – «кого не хватает?» и т. д.

Сейчас есть в продаже много развивающих книг, они помогут вам в организации речевых и дидактических игр. Выбирайте книги, соответствующие возрасту и развитию вашего малыша.

Успехов вам и терпения! С уважением, учитель-дефектолог Ольга Павловна Ютанова и педагог-психолог Татьяна Петровна Непомнящая.

С НАСТУПАЮЩИМ 2015 НОВЫМ ГОДОМ!!!

  1. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №99»

  1. СЕРИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВЫПУСКОВ
  2. Психолого-педагогическая консультация для родителей
  3. «Формирование речи ребёнка в раннем возрасте»

Иваново-2014

В данном информационном выпуске мы рассмотрим психологические основы развития речи у детей раннего возраста (до 3-х лет) и то, как и насколько важно участие родителей в этом процессе.

Запомните, что речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Важно, чтобы Вы, родители, заботились о своевременном речевом развитии ребенка, обращали внимание на ее чёткость и правильность. Ведь, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче излагать свои мысли. Ваш малыш будет увереннее в себе, своих действиях, словах в общении с друзьями. Чем правильнее речь, тем активнее происходит его всестороннее развитие. Любое нарушение речи может повлиять на развитие и поведение ребенка. Вырастая, ребенок осознает свой недостаток, становится нерешительным, молчаливым, стеснительным.

Вы можете сделать всё возможное, для своего малыша! С первых минут появления на свет ребенка, общайтесь с ним правильно, следите за своей речью, она должна быть четкой, неторопливой, спокойной. Предметы нужно называть полностью, проговаривая звуки, не искажая слова, не "сюсюкать".

У человека речь формируется постепенно, это не врожденная способность. Она формируется одновременно с общим развитием ребенка. Многие родители зачастую в недоумении: «Почему малыши плохо говорят?» Большое значение для развития речи имеет состояние его высшей нервной деятельности, т.е. психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), его физическое состояние. Также негативно отражаются на становлении речи разного рода болезни (особенно на часто болеющих детей), наследственный фактор, ухудшенная экология, скудное питание, взаимопонимание в семье и др. Они ослабевают, организм ребенка, снижают его психическую активность.

Как в домашних условиях помочь малышу , когда вас беспокоит, что он мало говорит, а по нормам возраста должен больше?

  1. Всё свободное время разговаривайте с ребенком;
  2. Привлекайте внимание к своим губам, особенно на первый звук. Выгоравивайте его отчётливо. Дайте губы потрогать. Произносите этот звук, обращая внимание на его артикуляционный уклад.
  3. Покупайте ребенку мыльные пузыри, вертушки, свистульки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, все, что с помощью ветра "играет".
  4. Так вы вырабатываете устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звука.
  5. Говорите сами выразительно и правильно, не торопливо. Речь произнесена должна быть спокойно.
  6. Комментируйте его и свои действия. Например: «Сейчас мы пойдём за одеждой и будем на прогулку одеваться. Что ты наденешь: штаны или шорты, красную или зеленую футболку?». Малыш вынужден ответить не жестом, а словом, особенно если предметы находятся на уровне глаз, на верхней полке.
  7. Побуждайте к речи! «Мы одели футболочку, штанишки, теперь будем обуваться! Принеси туфли и т. д.»
  8. Занимайтесь играми для пальчиков (частью двигательного центра в коре головного мозга является речевая зона, т. о. мышление находится на кончиках пальцев); играйте в мозаику, «лего», раскладывайте по цветам пуговицы, перебирайте фасоль, крупы , лепите из теста, пластилина любые поделки и т. п.
  9. Делайте малышу массаж рук, особенно кончики пальцев и ладошки, периодически повторяя. Будьте терпеливыми родителями, повторяйте по 5 раз и больше.
  10. Любое занятие подкрепляйте позитивными эмоциями, до того как ребенок устанет, заканчивайте упражнения. Следите за временем и занимайтесь 10-15 минут, не больше, несколько раз в день. Увлекаясь, родители затягивают занятие на 40 минут и более… Ребенок уже не концентрирует внимание, он устал. Это время – для Вас! Спустя 15 минут, отдохните, переключите его интерес, сходите погулять на свежий воздух или поиграйте.
  11. Провоцируйте речь ребенка на сильных эмоциях, к примеру, если ребенок просит что-то, сделайте вид, что не понимаете его, объясните, что нужно попросить, проговорите, как надо сказать, он повторит за вами.
  12. Если малыш не произносит начальный звук, возьмите его ладошку –произнесите первый звук четко, усилив воздушный поток на ладонь малыша. Например: слово - «СОБАКА», где в его произношении ребенок первый звук «С» не воспроизводит. Вы дуете звук С ___ в этом слове немного протяжнее на ладошку - «С___ОБАКА», Малыш почувствует этот холодный ветерок. Теперь попросите самому сказать на свою ладошку тоже с ветерком…(какой ветерок у каждого звука – подскажет логопед, проконсультируйтесь, и речь будет формироваться правильно).
  13. Расскажите вашему малышу, где «живет голосок». Посадите его себе на колени, прижмите к груди и спокойно говорите или пойте. Ребенок почувствует вибрацию голоса в вашей грудной клетке. Когда вы молчите – голоса нет, когда говорите или поёте – голос есть. Поиграйте с ребенком в игру «Включи голосок».


Предварительный просмотр:

4. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или  иные события, участником которых он был.

5. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков л, р. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

6. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.

7. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные  с  выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.

Успех вашего ребенка в жизни зависит на 90% от ваших стараний, не является исключением и развитие речи ребенка.

С уважением и наилучшими пожеланиями учитель-дефектолог Ольга Павловна Ютанова, педагог-психолог Татьяна Петровна Непомнящая.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №99»

СЕРИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВЫПУСКОВ

Психолого-педагогическая консультация для родителей

«Развитие речи ребенка от 4-х до 7 лет»

Иваново-2014

Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым — был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него все получалось.

Уважаемые родители!  Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Еще раз напоминаем: не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту — помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым. Даже самые маленькие и незначительные недостатки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она ни была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.

Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.

Уровень развития речи детей в 4 года

1. К четырем годам словарный запас ребенка достигает 2000 слов.

2. Словарный запас уже обогащен за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки

3. У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.

4. Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

6. В активной речи появляются слова второй степени обобщения.

7. В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.

Уровень развития речи детей в 5 лет

1. Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли.

2. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.

3. Свое высказывании ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.

4. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать  прилагательные с другими частями речи.

5. Резко возрастает  интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь  в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить  сходство в звучании  нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Этот говорить о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.

6. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия.

7. На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.

8. Значительно  улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.

9. большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки л, рь, р., отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.

   Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звуков.

Уровень развития речи детей в 6 лет

1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.

2. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.

3. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик - это полевые цветы и т.д.



Предварительный просмотр:

  • короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.
  • Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение: ручкой чайной ложки или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
  • Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Развитие речи ребенка позволяет ему правильно и красиво говорить, что, безусловно, влияет на уровень достижений в образовательной деятельности, общении со сверстниками и взрослыми в различных коммуникативных ситуациях. Первым базовым шагом в речевом развитии ребенка являются систематические занятия артикуляционной гимнастикой.

С уважением и наилучшими пожеланиями учитель-дефектолог Ольга Павловна Ютанова, педагог-психолог Татьяна Петровна Непомнящая.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №99»

СЕРИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВЫПУСКОВ

Психолого-педагогическая консультация для родителей

«Для чего нужна ребенку артикуляционная гимнастика»

Иваново-2015

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о том, что такое артикуляционная гимнастика, и о пользе ее использования для речевого развития ребенка.

Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Рассмотрим причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, четко и красиво.

Предлагаем ознакомиться с правилами организации и проведения артикуляционной гимнастики.

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как ребенок немного освоится, зеркало можно убрать.
  • Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
  • Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже


Предварительный просмотр:

Успех вашего ребенка в жизни зависит на 90% от ваших стараний, не является исключением и развитие памяти ребенка.

Материалы по этой теме более подробно представлены в книге «Развиваем память», автор – Сунцова А.В.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №99»

СЕРИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВЫПУСКОВ

Психолого-педагогическая консультация для родителей

«Что нужно знать о формировании и развитии памяти детей 6 -10 лет»

Иваново-2015

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о важной психической функции человека – о памяти. Устраивайтесь удобней, будет интересно!

Л. С. Выготский считал, что память в раннем детском возрасте — одна из центральных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции. Мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью. Мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать.

Детям память нужна не только для повседневной жизни, oна влияет и на их успехи в учебе. В детском саду и школе малыши обязательно должны приобрести множество знаний: уметь складывать и вычитать, красиво писать, знать стихи. Но вряд ли ребенок сумеет хорошо усвоить что-либо, если он не может удержать в памяти новую информацию или если через некоторое время он не способен вспомнить то, что учил.

Память и ее формирование напрямую связаны с уровнем умственных способностей ребенка, развитие которых происходит по мере взросления малыша и неразрывно связано с памятью.

В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание, то есть ребенок просто «зубрит», используя для запоминания простое повторение, а не понимание информации. Первые специальные действия, направленные на сознательное запоминание или припоминание, начинают отчетливо проявляться в деятельности ребенка к 5-6 годам. Примерно к 6-7 годам процесс произвольного запоминания уже можно считать достаточно зрелым, так как в этом возрасте ребенок уже стремится использовать для запоминания логические связи в материале.

Формирование тех или иных сторон памяти проходит путь от непроизвольного запоминания информации, ориентирующегося на восприятие, к произвольному запоминанию, тесно связанному с мышлением, основанному на осмыслении запоминаемого материала.

Развитие памяти идет главным образом по линии опосредствованного запоминания. Ребенок, запоминающий с помощью вспомогательных средств, строит операции в ином плане, чем ребенок, запоминающий непосредственно, потому что от того, кто уже употребляет знаки и вспомогательные операции, требуется не столько механическая память, сколько умение создать новые связи, новую структуру, то есть логическая память, богатое воображение, развитое мышление.

Приходя в школу, дети сталкиваются с необходимостью запоминать произвольно. Но сначала у них все же доминирует механическое запоминание, которое постепенно переходит к смысловому. Затем смысловая память приобретает опосредствованный, логический характер.

Для того, чтобы понимать от чего зависит эффективность памяти ребенка, мы должны знать  9 «секретов» памяти.

  1. Информация должна быть интересной и значимой для ребенка.
  2. У ребенка должна быть сильная мотивация к запоминанию информации.
  3. Память в первую очередь реагирует на яркие впечатления.
  4. Чем больше информации включено в деятельность, которую совершает ребенок, тем быстрее и прочнее она запоминается.
  5. Заучиваемый материал должен быть понятен ребенку.
  6. Середина материала запоминается хуже, чем начало и конец.
  7. Следует исключить запоминание одного материала сразу после запоминания другого.
  8. Необходимо научить ребенка «организовывать» заучиваемый материал.
  9. Память нужно «кормить» полезной для нее пищей.

В следующем выпуске мы более подробно рассмотрим «секреты» памяти. Надеемся, что информация будет для вас полезной.

С уважением и наилучшими пожеланиями, педагог-психолог Татьяна Петровна Непомнящая.



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, дорогие мои папа и мама!

Пишу Вам из будущего. Я начал ходить в детский сад, а вместе с этим моя жизнь изменилась, изменился и я. Спешу поделиться с Вами моими ощущениями и переживаниями.

Хочу Вам сказать, что здесь очень красиво, много разных интересных игрушек! Вот бы домой столько!.. Рядом с тобой, мама, я рад бы здесь просиживать целыми днями, а когда все уйдут – уйти спокойно домой. Когда мы приходили с тобой вместе, я спокойно изучал этот новый привлекательный мир. Но вдруг в один из дней ты ушла… Куда, мама?.. А как же я?.. Меня окутала сильная тревога! Что это – я потерял тебя? Ты больше не вернёшься? Я заплакал, но тётя, помнишь, мам, ты сказала, что это воспитатель, обняла меня и начала что-то тихо и нежно говорить, как ты, когда хочешь, чтобы мне стало не так грустно или больно. Потом она показала мне новые игрушки. Мамочка, ты точно такого еще не видела! Это такая штука с множеством цветных шариков, когда ты придёшь, я обязательно покажу тебе и дам поиграть. Но тебя всё не было. Я заигрывался, опять плакал, смотрел, как играют другие ребята и снова плакал, плакал, плакал, вспоминая тебя… Это время тянулось вечность. Хорошо, что тётя всегда была рядом, мне с ней спокойней вместе ждать тебя.

И вдруг в дверном проёме сверкнула твоя улыбка, я засомневался – это точно ты, моя мама? Ступор. Мне можно идти? Ты, улыбаясь, раскрыла мне свои объятия… Я за мгновенье оказался в них и сильно-пресильно заплакал. Нет, мамочка, я очень рад, что ты вернулась, но почему ты уходила?.. Боль, обида, радость – всё смешалось в единое чувство. Всю следующую неделю ты опять уходила, и я снова плакал от отчаяния. Мне было страшно, здесь неизвестность, я здесь никого не знал, а больше всего я боялся, что ты забудешь меня здесь, и я никогда не увижу тебя и папу.

Мам, ты знаешь, я научился различать время на часах! Нет, не на тех, которые висят у нас в зале и не на тех, что носит папа на руке, а на волшебных, которые есть внутри меня. За эту неделю я научился чувствовать время, когда ты придёшь за мной! Да-да! Мам, но ты не забывай, что если ты обещала придти в конкретное время, то ты должна придти, иначе я сильно расстраиваюсь и тревожусь.

Сегодня я оставался на дневной сон в детском саду. Мамочка, пожалуйста, я не хочу здесь засыпать, мне страшно, что будет, когда я усну, я ведь не дома, где есть вы с папой и любимые мной защитники моего сна – мой дом, моя кровать и мои игрушки. Проснулся, ты уже здесь, плачу… Что это, мам, ты тоже плачешь, это слёзы на твоих глазах?.. Почему, я что-то не так сделал? Мамочка, я сегодня играл, кушал, подружился с Димой и Машей, я хорошо себя вёл! Ну что же ты плачешь!.. Ночью, засыпая, я видел сквозь сон как папа пришел и обнял тебя, ты склонилась ему на грудь и долго-долго плакала и вы разговаривали обо мне и о детском саде. Я, наверное, виноват в чём-то, прости, мам.

Сегодня мы не пошли в детский сад. Странно, мне казалось, что мы должны ходить туда «как папа на работу». Или я неправильно понял вас? Меня забрала бабушка. Весь день я провел у бабушки, а ещё мы ходили гулять. Возможно, сегодня выходной и детский сад не работает… На следующий день бабушка опять забрала меня. А что я больше не пойду в детский сад? Я не справился, мам?.. А сегодня я слышал, как бабушка сказала, что у неё дела, работа и она не может больше со мной сидеть. Наверное, завтра ты или папа останетесь со мной. Ура! Утро. Мам, а куда ты судорожно собираешься? В детский сад?.. Я сильно расплакался, ведь мне казалось, что с детским садом покончено. Ты разозлилась, начала кричать! Ты разлюбила меня, мам?.. Мне стало страшно и очень-очень грустно. Мама, пожалуйста, если Вы с папой решили, что я должен ходить в детский сад, то старайся не отменять этого решения, даже если я буду очень сильно плакать. Я и должен плакать, потому что мы с тобой больше знакомы, а детский сад – место незнакомое для меня, поэтому пугает меня. Ничего, мамочка, потерпи, не расстраивайся, скоро я научусь любить детский сад! И вот ещё: придёт время, когда я буду хотеть ещё немного поиграть в детском саду, пожалуйста, не говори мне, что ты сейчас уйдёшь и оставишь меня в таком случае здесь. Это ведь будет время, когда я научусь любить детский сад, но и Вы с папой по-прежнему дороги мне!

До встречи, мо любимые мама и папа!



Предварительный просмотр:

Успешное становление личности ребенка в семье достигается, если родители:

  • Последовательно удовлетворяют базовые потребности ребенка.
  • Помогают ребенку сохранять душевное равновесие, бодрость духа, ритм активной жизни, оберегают от стрессов.
  • Внимательно относятся к тем мыслям, радостям и тревогам, которыми хочет поделиться ребенок.
  • Находят в себе силы уважать ребенка и его достоинство несмотря ни на что, не позволяют себе жестоких слов и грубых действий.
  • Признают право ребенка на самостоятельный выбор, самостоятельные решения, самостоятельные действия.
  • Помогают ему, насколько это возможно, стать счастливым от его собственных достижений в жизни, в деятельности, в общении с людьми.


Предварительный просмотр:

Современный родитель погряз в злободневных проблемах. Темп жизни заставляет нас двигаться быстрее и быстрее. Нередко наши будни превращаются в гонку: за временем, карьерой, деньгами, статусом, взрослыми отношениями, отдыхом… И даже, если дело доходит до общения с собственным ребенком мы все чаще не знаем, о чем можно поговорить, во что поиграть, какую деятельность развернуть совместно с дочерью или сыном… Если вы задавались этими вопросами, попробуйте проще взглянуть на это. Решение очень простое – вам лишь необходимо вернуться мыслями в свое детство, самому стать на время общения с детьми ребенком. Вспомните, что будоражило ваше детское воображение, какие, даже незначительные события и действия, приносили радость и восторг.

Вашему вниманию мы предлагаем 31 яркое воспоминание из детства.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Не забыть сделать для ребенка и вместе с ребенком!

  1. Пускать солнечные зайчики.
  2. Наблюдать, как прорастает трава.
  3. Смотреть на звезды.
  4. Дырявить льдинки под струей воды.
  5. Пускать «блинчики» на воде.
  6. Слушать пение птиц.
  7. Пускать щепки по течению, рыть каналы и делать запруды.
  8. Построить шалаш.
  9. Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней, и устраивать дождик.
  10. Наблюдать восход и закат.
  11. Любоваться лунной дорожкой.
  12. Смотреть на облака и придумывать, на что они похожи.
  13. Сделать флюгер и ловушку для ветра.
  14. Светить в темноте фонариком.
  15. Сходить на рыбалку.
  16. Кормить птиц.
  17. Сидеть у костра. Жарить хлеб на прутике.
  18. Запускать воздушного змея.
  19. Крутить ребенка за руки.
  20. Издавать победный клич команчей.
  21. Прыгнуть в центр лужи.
  22. Объясняться знаками.
  23. Петь хором.
  24. Пускать мыльные пузыри.
  25. Залезть на дерево.
  26. Играть в приведения.
  27. Говорить о мечтах.
  28. Выпустить в небо воздушный шар.
  29. Смотреть на мир через цветные стеклышки.
  30. Рисовать на запотевшем стекле.
  31. Надеть на ребенка свою верхнюю одежду.

Все эти незатейливые занятия сделают вас ближе к вашему ребенку. Дайте детской энергии унести вас в волшебные места, окунуть вас с головой в мир простых и ценных отношений и впечатлений. И самое прекрасное – вы лишний раз насладитесь улыбкой ребенка и улыбнетесь сами!

Будьте счастливы!

С уважением, педагог-психолог Т.П. Непомнящая

муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №99»

Серия информационных выпусков

Психолого-педагогическая консультация

«Не забыть сделать для ребенка и вместе с ребенком»

г. Иваново, 2014 г.



Предварительный просмотр:

Консультация психолога:

«Непослушный ребенок и здравый смысл родителей»

                               

Здравствуйте,

уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о детском непослушании. Очень часто и практически все родители, желая установить баланс позитивного общения, понимание в семье, задают вопрос: «Как сделать так, чтобы ребенок меня слушался?»

                               

Бывают разные варианты обращений к психологу:

  1. поиск истинных причин - «Почему ребенок меня не слушается?»;
  2. поиск эффективных практических решений - «Как сделать так, чтобы ребенок меня слушался?»;
  3. видение проблемы только в самом ребёнке - «Он стал совершенно невыносим»;
  4. перекладывание вины на кого-либо, отрицание родительских возможных недоработок в общении с ребенком, пассивность в поиске выхода из проблемной ситуации - «На моего ребенка что-то и где-то негативно влияет, после нахождения с тем-то и там-то он становится непослушным»;
  5. желание решить проблему способом «волшебной палочки» - «Он меня не слушается. Сделайте так, чтобы он стал послушным»;
  6. и другое.

Немного о роли психолога в решении проблем. Вначале хочется отметить, что в действительности решение детско-родительских проблем начинается с родительской позиции «Я – родитель, это наши с ребенком взаимоотношения, и я несу ответственность за результат». Только в таком случае психолог и педагог может помочь в решении проблем в семье.

Если же психолог пытается вступить в защиту мамы/папы и, идя на поводу у отчаявшихся родителей, «грозит ребенку пальцем», или уговаривает, достичь желаемого результата не получится. Психолог может помочь семье увидеть «подводные камни» проблемы, познакомить с психолого-педагогическими средствами решения проблемы и ПОМОЧЬ определить индивидуальные пути и способы решения для конкретных родителей и их ребенка. А родителям надо будет выбрать свой вариант решения из предложенного и применить его.

Таким образом, мы предлагаем, уважаемые родители, открыть для вас серию информационных выпусков консультаций психолога по проблеме детского непослушания. Мы рассмотрим множественные аспекты проблемы «непослушный ребенок» с правильной родительской позиции – Почему это происходит? Что лично от меня зависит? Что я могу в этой ситуации сделать? Как помочь моему ребенку понять свои ошибки и как научить его правильно выражать внутренние состояния и личную позицию? Что или кто может стать моим помощником в достижении цели? Как удержать налаженный контакт с ребенком? И другое.

Помимо этого в каждом номере мы отвечаем на ваши вопросы и комментируем ваши конкретные случаи, соблюдая принцип конфиденциальности.

От вас требуется оставить заявку на выпуски информационного буклета с консультацией по теме «Непослушный ребенок и здравый смысл родителей» и при желании получить в нём комментарии к вашей ситуации – описание своей реальной ситуации.

За дополнительной информацией просьба обращаться к: воспитателям группы «Вини Пух и компания» и педагогу-психологу МБДОУ «Детский сад № 99» Непомнящей Т.П.

С уважением, педагог-психолог Т.П. Непомнящая                                                                                                    

                               

                                     

                                     МБДОУ «Детский сад № 99»

Серия информационных выпусков

«Психолого-педагогическая консультация по проблеме детского непослушания»

Иваново, 2014г.



Предварительный просмотр:

Тревожность – это психологическая особенность, проявляющаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в разных ситуациях. Следует отличать ее от тревоги – эпизодического проявления беспокойства. Но основой тревожности является страх и тревога. Если родители своим поведением вольно или невольно провоцируют появление страха, то у малыша повышается уровень тревожности. Например, в 2 года у малыша появляется страх перед засыпанием, он боится, что родители исчезнут. Как же не допустить появление тревожности у детей? И, если она все-таки появилась, как помочь своему малышу?

Причины возникновения тревожности у детей 2-3 лет:

  • конфликты между членами семьи;
  • эмоционально неустойчивое состояние матери;
  • непоследовательность в наказании ребенка (например, наказать, а через 5 минут дать конфету);
  • авторитарный стиль воспитания;
  • насилие и др.

Необходимо внимательно следить за малышом, чтобы не пропустить симптомы:

  • при плаче у малыша вздрагивает все тело;
  • при крике синеет носогубной треугольник;
  • малыш медленнее сверстников осваивает моторные навыки, отстает в речевом развитии;
  • отказывается от общения с другими детьми, может проявлять агрессию;
  • занят однообразной деятельностью, отказывается играть в другие игры.

Как помочь ребенку при тревожности?

Работу с тревожными детьми, нужно проводить в трёх направлениях:

  1. Повышать самооценку малыша.
  2. Обучать ребенка умению управлять собой в сложных для него ситуациях.
  3. Снимать мышечное напряжение малыша.

Тревожный малыш – не уверен в себе, сомневается, что может сделать что-то сам. Он – совсем маленький и очень зависит от своих родителей, но он имеет много индивидуальных потребностей. Не мешайте малышу познавать мир. Если ему не мешать, а помогать – из ребенка формируется самостоятельная личность. А это и уверенность в собственных силах. Если родители поддерживают ребенка, то он учится сам себя поддерживать.

Нельзя тревожного ребенка заставлять играть с детьми, если он не хочет. Пусть займется привычным делом, не давите на него. Хвалите малыша даже за незначительные достижения, при этом старайтесь не давать похвале оценку (оценка дается не ему, а его действиям).

И последнее. Тревожному малышу особенно нужна любовь родителей, их ласка и внимательное отношение. Как бы ни было вам тяжело – ваша награда найдет вас со временем – счастливый спокойный ребёнок!

Рекомендации для родителей:

  1. Ведите постоянный диалог с воспитателями группы. Полное доверие и ваша откровенность с педагогами даст возможность создать максимально благоприятные условия для вашего ребёнка в детском саду. Информируйте воспитателей о сложившихся особенностях характера и поведения ребёнка, а также о вновь возникающих эмоциональных состояниях. В условиях партнерского взаимодействия «семья – детский сад» можно справиться с 90 % психологических проблем ребёнка.
  2. Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.
  3. Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Покажите ребёнку, как можно решать тревожащие его ситуации.
  4. Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.
  5. Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то.
  6. Чтобы уменьшить тревожность необходимо в любом возрасте готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.
  7. Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то беспокоит, играйте с ним. Разыграйте спектакль, в котором маленький львёнок боялся чего-то, а потом стал смелым. Дайте манипулировать в игре смелым львёнком ребёнку, он будет переносить эти ощущения на себя. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх? Читайте сказки по теме преодоления страха, тревоги. Смотрите мультфильмы по этой проблеме. Комментируйте ситуации других детей с проявлениями тревоги.
  8. Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица, проявлением настроения. Улыбайтесь чаще. Ребёнок чувствует эмоциональное состояние родителей как никто другой и отношение к себе на интуитивном уровне. Помните – ребёнок готов воспринять недовольство мамы его поступком как должное, если она уравновешивает отношения любовью. Важно также не обманывать ребёнка в своих чувствах, иначе у него возникнет недоверие к вам и как следствие к миру.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Музыкально- ритмические игры в жизни ребенка".(информационный выпуск для родителей дошкольников).

Данная призентация поможет родителям интересно, а главное с пользой проводить свободное время с ребенкм....

Серия информационных буклетов для родителей "Овощи и фрукты - полезные для здоровья продукты"

Ваш ребенок капризничает, не желает идти на контакт? Или, может, за окном дождливая погода, которая мешает  активному времяпровождению?Не стоит огорчаться, ведь лучший выход из ситуаци...

Серия информационных буклетов для родителей "Скоро в школу"

Уважаемые родители, первого  сентября  Ваш ребенок идет в первый класс.Какой информацией должны располагать  родители, чтобы первый учебный год стал для  семьи  успешным и...

Пересказ "Найдёныш" с элементами творческого рассказывания (из книги Н.В. Нищевой "Рассказываем по сериям картинок", выпуск 2)

Пересказы с элементами творческого рассказывания полезны: •Развивают память ребёнка•Развивают связную речь•Развивают словесно-логическое мышление•Совершенствуют граммати...

Информационный выпуск "Здоровые ножки идут по дорожке"

Плоскостопие — далеко не безобидный недуг. Нарушение анатомии стопы может привести к серьезным проблемам с позвоночником, нервной системой, опорно-двигательным аппаратом. Стопа ребенка растет и ...

Информационный выпуск

Игры на формирование фонематического слуха...