РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА
консультация на тему

Пономарева Надежда Леонидовна

Ученые доказали, что 85% всей информации, получаемой человеком за свою жизнь, он усваивает в первые три года жизни, т.е. те годы когда его воспитанием занимается только семья. Отсюда вытекает вся важность семейного воспитания в жизни человека. Подборка игровых упражнений для развития речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_kons.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                     
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА

Человек родился. Теперь несколько лет его воспитанием занимаются только самые близкие ему люди – мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры – его семья. Ученые доказали, что 85% всей информации, получаемой человеком за свою жизнь, он усваивает в первые три года жизни, т.е. те годы когда его воспитанием занимается только семья. Отсюда вытекает вся важность семейного воспитания в жизни человека.

Все важнейшие навыки ребенок приобретает в семье, в том числе и навык правильной речи. Бытует мнение, что произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, что ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением. В действительности, невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в ее развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста в качестве примера слышал правильную, отчетливую, хорошо интонированную речь. При общении с малышом необходимо соблюдать одно важное правило: не заменяйте часто употребляемые слова на детские упрощенные варианты. Исключите из своего лексикона такие слова, как «бибика» (машина), «коко» (яйцо), «ня» (на, возьми) и т.д. Помните, что если окружающие взрослые будут использовать «сюсюкающие» детские слова, то в будущем вашему малышу будет очень трудно овладеть полноценной речью. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.

Приучайте малыша смотреть прямо на говорящего – так ему легче будет перенимать артикуляцию взрослых и воспринимать большее количество информации.

   

                                                                                              Чем бы вы не занимались с ребенком, разговаривайте с ним, не оставляйте незамеченной каждую его попытку поговорить, учите не только различать и называть предметы в ближайшем окружении, но и строить простые предложения.

Старайтесь расширять круг впечатлений ребенка, говорите ему о занятиях взрослых, в доступной форме рассказывайте о явлениях природы. Очень полезным занятием является чтение детям сказок и совместное разучивание детских стихов.

Даже зная нужные слова и умея строить несложные фразы, некоторые дети мало и несвязно говорят. Чаще всего это происходит потому, что взрослые не побуждают детей к высказываниям, сами договаривают за них фразы, выполняют их просьбы по первому слову, а иногда и жесту. Для того чтобы активизировать речь ребенка, необходимо ставить его в такие ситуации, в которых он должен спросить о чем-то или попросить что-либо, самостоятельно составив вопрос или предложение. Наберитесь терпения, и результат не заставит себя ждать.

Если же в речевом развитии ребенка вас настораживает та или иная его сторона (понимание обращенной речи, звукопроизношение, словарный запас, грамматическое оформление речи или способность к связному высказыванию), стоит своевременно обратиться к специалисту – логопеду. Чем раньше будет начата коррекционно-развивающая работа с вашим ребенком, тем благоприятнее прогноз его дальнейшего речевого развития

                                                                     

                                          

                                                                    игры на кухне                                            игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук)     «Помогаю маме» большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. малыш крутится возле вас. предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.                                                                    "Волшебные палочки" Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.                                                                    Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью), а может укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

  Очень красивые картинки  получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.

  "Давайте искать на кухне слова" Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

  "Угощаю". "Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга". Ребенок называет "вкусное" слово и "кладет" вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не "съедите". Можно поиграть в "сладкие», "кислые", "соленые", "горькие" слова.

 Можно поиграть целью развития грамматического строя речи.

  "Приготовим сок". Из яблок сок:(яблочный), из груш: (грушевый), из слив:(сливовый), из вишни:(вишневый), т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего?

                                                                                                                 Игровое упражнение на слоговую структуру слов.   "Перепутаница". "Жили - были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр."

Игра на обогащение словаря ребенка.

  "Доскажи словечко". Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей...... (чирикает). Сова летает, а заяц..... (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади.... (жеребенок) и т.п.

Игра на развитие грамматического строя речи.

  "Упрямые слова". Расскажи ребенку, что есть на свете "упрямые" слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). "Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.п.". Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях - ответах.

"Подвижные игры".

  "Игры с мячом". "Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда а слове услышишь звук "ж". Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга..."

  "Лягушка". Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. "Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь "а", на другие звуки опускаешь низко руки". По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важная роль семьи в развитии речи ребенка

Речь ребенка формируется на примере речи, звучащей в его семье....

Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детск...

Роль семьи в развитии речи ребенка

Консультация для родителей....

Роль семьи в развитии речи ребенка.

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности....

родителькое собрание "Развитие речи детей. Роль семьи в развитии речи ребенка"

Предлагаю конспект родителького собрания по теме "Речевое развитие детей". Родители остались довольными: "Любовь Анатольевна! Вы всегда придумаете что-нибудь интересное для нас. Выдумщица!" на собрани...

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...