Главные вкладки

    Родительское собрание "Роль чтения художественной литературы для детей дошкольного возраста"
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    Гусева Екатерина Александровна

    Разработка родительского собрания в средней группе 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Родительское собрание50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание на тему:

    «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»

     Цель: Содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книге,  помочь        родителям понять значимость литературного воспитания детей.

    Задачи:

    1. Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
    2. Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
    3. Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.

    План проведения:

    1. Вступительное слово воспитателя.

    2.Чтение стихов детей о книгах

    3.Викторина  «Мы — читающая семья»

    4.Выступление библиотекаря.

    5. Предоставление памяток родителям «Роль книги в жизни ребенка»

    6. Вручение грамот за активное участие детей и родителей в рисовании рисунков «Мой любимый герой из сказки»

    7. Подведение итогов собрания. Принятие решения

    Ход собрания:

    1. Выступление воспитателя. Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Эпиграф нашего собрания, слова,  принадлежащие Антону Павловичу Чехову: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления  о прекрасном. Однако, в нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о  художественных ценностях, о русских традициях. Наши дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение, в том числе и мы с вами. Их сегодняшними любимыми героями становятся Барби, бетманы,  роботы, Винкс и вообще непонятно кто. И это очень печально:  ведь в наших сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми,  не боятся трудностей и всегда идти вперёд к поставленной цели. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки.    Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, т.е. всё то,  что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.  По  программе новых  ФГТ ознакомление с художеств. литературой  в  ДОУ проводится ежедневно,  в эту область входят – чтение, обсуждение и разучивание. По мнению многих психологов  (О.Никифоровой,  Л. Выготского) именно дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя. Но надо помнить, что эту работу нужно проводить и дома – это  семейное чтение книг, беседы по содержанию, зарисовки понравившихся сюжетов, заучивание стихов. Сегодня, когда наши дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке! Об этом не следует забывать, Нам взрослым.   Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Очень хорошо просматривать с детьми диафильмы. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой.   И помните,  книги – это наши друзья и верные помощники. Мы – дети и взрослые - любим книгу. Она помогает нам лучше узнать и  понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве, откуда все мы  родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой  жизни был не таким тернистым. Детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда…  

    2. А сейчас я предлагаю вашему вниманию, послушать выступление детей.

    Стихи «Книги лучшие друзья»

    Свежий ветер напевает,        
    Дальних странствий голоса,
    Он страницы раздувает,
    Словно чудо-паруса!
    Посреди любой страницы, 
    Оживают чудеса,
    Не слипаются ресницы,
    Разбегаются глаза!

    Но читая дни и ночи
    И плывя по морю строчек,
    Курса верного держись!
    И тогда откроют книжки –
    Замечательные книжки –
    Замечательную жизнь! (Даша. Б)

    С книжками мы все дружны:
    И ты, и я – читатели.
    И, конечно, знаем мы,
    Что пишут их писатели.
    Писателем не просто стать,
    Как и музыкантом –
    Непременно обладать
    Надо тут талантом.
    Как в профессии любой,
    Здесь свои секреты:
    В книге действует герой
    Строго по сюжету.
    Сочиняет свой сюжет
    Автор, сидя в кресле.
    Выдумке предела нет –
    Лишь бы интересней.
    Он Незнайку на Луну,
    Словно маг, отправит,
    И волшебную страну
    Полюбить заставит.
    Из нее приходят к нам:
    Винни-Пух, Мальвина,
    Айболит, Гиппопотам,
    Храбрый Чипполино.
    Здесь, за письменным столом,
    Место их рожденья,
    Оживают под пером
    Все их приключенья.
    Вот дописана строка,
    И готова книжка…
    Прочтут ее наверняка
    Девчонки и мальчишки!(Злата.Г)
     

    Я с детства с книгами дружу,
    По строчкам пальчиком вожу,
    И целый мир за это
    Мне выдает секреты.(Артем.К)

    Мама мне читает книжку

    Про зайчишку и лисёнка...

    Я б послушал про войнушку,

    Только мама ведь – девчонка.

    Будет ей, наверно, скучно,

    Так, что даже зазевает.

    Ладно, завтра про войнушку

    На ночь папа почитает. 

    А сегодня про зайчишку

    И про плюшевого мишку.

    Хоть про мышку, хоть про шишку –

    Всё равно, была бы книжка!(Тимофей.Б)

        Если хочешь много знать, 
       Вслушайся в советы. 
       Научись распознавать 
       Книжные секреты.
       В каждой книжке — свой секрет, 
       И ненужных книжек нет.
       Если быстрый самолет 
       В небо устремился, 
       Знает свой секрет пилот. 
       Он ему учился.
       В каждой книжке — свой секрет, 
       И ненужных книжек нет.
       Если мама на обед 
       Варит щи и кашу, 
       У нее есть свой секрет, 
       Тоже очень важный.
       Знайте, все девчонки,

       
    Знайте, все мальчишки:
       В каждой книжке — свой секрет!
       Все читайте книжки!(Даниил.Д)

    3. А теперь, дорогие родители, проявите и вы свои умения и знания в викторине «Мы - читающая семья».

        Литературная викторина:

    Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки Кто герои этой сказки? {Три медведя.)

    Летела стрела и попала в болото, А в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, простившись с зеленою кожей, Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)

    Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. II однажды из болота Вытащил он бегемота. Он известен, знаменит Это... (доктор Айболит).

    С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? (Буратино.)

    На сметане" мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок, Покатился... (Колобок).

    Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка.)

    Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью" (Емеля.)

    Он весел и незлобен, Этот милый чудачек. С ним хозяин,  мальчик Робин, и приятель Пятачок. Для него прогулка праздник. И на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник, медвежонок… (Вини - Пух)

    Многим долго неизвестный стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик – луковка знаком. Очень просто, хоть и длинно, он зовётся… (Чиполлино)

    4.  Предоставляю слово гостю нашего собрания библиотекарю Яшиной Людмиле Петровне.

    Выступление библиотекаря «Для чего нужны нам книжки»

    5. Вручение памяток родителям

    6. Вручение грамот за активное участие детей и родителей в составление альбома «Мой любимый герой из сказки»

    7. Решения родительского собрания:

    1. Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.

    2. Каждой семье организовать вечера семейного чтения.

    3. Включить в круг детского семейного чтения стихи, рассказы, пословицы, поговорки.  

    4. Обновить и пополнить книжный уголок в детском саду.

     

     

    .

    Приложение 1

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    • Наполните день ребенку потешками, прибаутками, приговорками;
    • Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом;
    • Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду;
    • Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить уход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.
    • Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
    • Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день. Такое чтение « с продолжением» развивает память и внимательность, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.

    КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ КНИГИ

    • Не делать в книге пометок, подписей, рисунков;
    • Не читать во время еды;
    • Не загибать листы пользоваться закладкой;
    • Класть книгу только на чистый стол;
    • Не разбрасывать книги,хранить их в одном месте;
    • Своевременно оказывать «скорую помощь» «заболевшим книгам».

    КАК ОБСУЖДАТЬ С РЕБЕНКОМ ПРОЧИТАННУЮ КНИГУ

    • Объясните перед чтением или во время его трудные слова;
    • Спросите, понравилось ли произведение? Чем?
    • Что нового интересного узнал?
    • Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии рассказа, сказки, стихотворения;
    • Как описана природа?
    • Какие слова и выражения запомнились?
    • Чему научила книга?
    • Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок и разыграйте его, изображая голосом персонажей произведения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте»

    Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочи...

    Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте.

    Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной ...

    ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...

    Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.

    Как привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет л...

    Консультация для родителей на тему: "Использование метода мнемотехники в обучении пересказа художественной литературы у детей дошкольного возраста".

    Консультация для родителей на тему: "Использование метода мнемотехники в обучении пересказа художественной литературы у детей дошкольного возраста"....

    Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте.

    Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочит...