Консультации для родителей
консультация (старшая группа)

Щеголева Алевтина Владимировна

Подготовка ребенка к школьному обучению очень трудоемкий и ответственный период в жизни каждого родителя. Как быть если  сомневаешься  в успешной готовности ребенка.  Мы постарались  в нашей консультации раскрыть основные  проблемы  с которыми сталкиваются родители будущего первоклассника. А так же постарались найти оптимальные пути для разрешения некоторых из них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Январь.

"Ребенок и родители на пороге школьной жизни."

В своей публикации я хочу обратить внимание родителей на две проблемы:

- подготовка ребенка к школе;

- адаптация первоклассника к школьному обучению.

Подготовка ребенка к школе,  должна идти позитивно!  Родители ни в коем случае, не должны забывать о том, что  приорететным должно  стать развитие ребенка в целом. А это означает, что  прежде всего ребенок должен быть готов психофизиологически:

- иметь крепкое здоровье, хорошую работоспособность,

- высокий уровень развития школьно-значимых функций: пространственного и зрительного восприятия ( т.е. ребенок должен уметь  ориентироваться в пространстве и во времени, уметь зрительно обследовать объект, предмет и выявлять его особенности, анализировать изменяющиеся особенности предмета, объекта);  

- развитую координацию в системе "глаз- рука", сложнокоординированные движения пальцев и кистей рук (мелкая моторика должна быть хорошо развита - ребенок должен уметь штриховать, писать элементы букв, вырезать и многое другое);

- у него должен быть хорошо развит фонематический слух.

Следующий компонент готовности к школе - личностная готовность:

-мотивационная и эмоционально-волевая (желание учиться, приобретать новые знания, позитивный настрой на учебу, соответствующее возрасту умение регулировать свое поведение и эмоции, преодолевать посильные трудности).

- социальная готовность:  коммуникативные навыки - его умение общаться со сверстниками, строить адекватные отношения с учителем и другими взрослыми.

Иногда случается так, что взрослые комплексно готовят ребенка к школе, затрачивая силы, средства, время,  новнаячале учебы оказывается очевидным, что результат так и не достигнут. Ребенок не может адаптироваться, испытывает массу трудностей.

 Почему так просиходит? Мало, кто обэтом задумывается в начале подготовки ребенка к школе, но одна из причин неготовность самих родителей к  поступлению ребенка к школе. Это связано прежде всего с тем,  что семья не перешла с  дошкольной стадии своего жизненного цикла к школьной.

Что же делать? Прежде всего занять адекватную родительскую позицию (выбрать тактику воспитания, собственные родительские установки), закрепить в семье  четкие правила (требования к ребенку) и разумную включенность семьи в социум ( общение вне семьи).

Рекомендации:

Для оптимальной , благоприятной для развития ребенка родительской позиции характерны:

а) адекватность- принимать своего ребенка таким, какой он есть и стремиться построить  доверительные отношения;

б) динамичность - способность родителей изменять формы и методы общения и воздействия на ребенка в связи с меняющейся ситуацией;

в)прогностичность - направленность воспитательных усилий, успехов и достижений ребенка на  будущее, его дальнейшую жизнь.

Наличие в семье четких внутренних правил. Это значит,  что за полгода до поступления ребенка в школу должны быть выработаны правила, по которым вскоре будет жить семья; установлен режим дня, максимально отвечающий требованиям школы, и способы его соблюдения; по-новому распределены права и обязанности каждого члена семьи.

Разумная включенность семьи в социум.  Наличие у семей общественной жизни. Включенность ребенка в  социум - гарантирует его  коммуникативность( быстро находит друзей, взаимодействует адекватно со взрослыми).

Родители прежде всего  должны давать ребенку эмоциональную поддержку, вселять веру в собственные силы, и стремиться к развитию способностей своего ребенка, ориентировать его на будущие достижения.

Усехов Вам, родители!

С уважением педагог-психолог МДОУ ДСКВ №37 Щеголева Алевтина Владимировна.

По вопросам и консультциям обращаться:

Понедельник: с 15.30  - 17.30.



Предварительный просмотр:

D:\Рабочий стол\на печать октябрь\1641942568_2-damion-club-p-noyabr-fon-2.jpg



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в ГОН №2/ 5-6 лет

1. Итоги диагностики УАР детей. (СМ. папка- Итоги диагностики)

2. Возрастные особенности детей 5-6 лет.

3. Формирование учебного поведения   в старшем дошкольном возрасте. Зачем? До школы еще 2 года.

4. Практическая часть – «Подвижная игра» на формирование регуляции поведения.

Вступление. Здравствуйте, уважаемые родители!  Мне бы очень хотелось поблагодарить Вас за  поздравление на День дошкольного работника, я была очень тронута. Сегодня мне хочется рассказать Вам о том, что такое учебное поведение в старшем дошкольном возрасте. Всё мое сообщение имеет ознакомительный и рекомендательный характер. Спасибо, что понимаете это.

 1. Итоги диагностики УАР детей.

Вывод:

 Уровни актуального развития:

Высокий:    8               Средний:       10              Низкий:     0

Тревожные дети:  1

Агрессивные дети: 1

Расторможенные дети (ЭВС –поведение) 1

Общие проблемы развития детей:

                                          6 детей -  имеют   средний уровень развития воображения на момент обследования;

                                          10 детей – средний уровень развития логического мышления, на момент обследования;

                                          3 детей  -справились с заданием восстанови последовательность, только с активной помощью;

                                          12 детей - имеют средний уровень развития устойчивости внимания.

                                          У многих детей при обследовании выявлены проблемы с регуляцией собственного поведения:

трудно удержать инструкцию педагога;

-самостоятельно приступить к деятельности (требуется дополнительная мотивация);

-с  отсрочкой выполняют задания  к игре «Пожалуйста».

2. Возрастные особенности детей 5-6 лет.

В этом возрасте активно развивается познавательная деятельность: ребенок стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, стремится установить причинно-следственные связи между явлениями действительности. Старшему дошкольнику уже доступно принятие учебной задачи: он понимает, что выполняет какое-либо действие для того, чтобы научиться делать его правильно. К 6–7 годам ребенок уже способен использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить свой результат с образцом, увидеть расхождения. Развивается мотивация поведения. Заметно возрастает способность оценивать свою деятельность.  В возрасте 5,5–7 лет появляется произвольное запоминание: ребенок начинает сознательно многократно повторять то, что необходимо запомнить. Устойчивее становится внимание. Ребенок способен более сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять ту или иную работу, даже если она не очень нравится, но необходима. Восприятие становится все более целенаправленным, развивается наблюдательность. В воображении ребенок этого возраста способен уйти от усвоенных стандартов и создать комбинированный образ фантазии. В 5–7 лет у детей  происходит важный перелом в развитии головного мозга: повышается быстрота и прочность образования в коре больших полушарий условных нервных связей, развивается тормозящая функция коры головного мозга – вследствие этого появляется возможность управлять своим поведением. 

Ведущим типом мышления старших дошкольников является наглядно-образное мышление. Однако в затруднительных случаях они возвращаются к генетически более раннему уровню мышления – наглядно-действенному, так как иногда не могут решить поставленную задачу вне практических действий . В этом возрасте активно развивается познавательная деятельность: ребенок стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, стремится установить причинно-следственные связи между явлениями действительности. Старшему дошкольнику уже доступно принятие учебной задачи: он понимает, что выполняет какое-либо действие для того, чтобы научиться делать его правильно. К 6–7 годам ребенок уже способен использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить свой результат с образцом, увидеть расхождения. Развивается мотивация поведения. Заметно возрастает способность оценивать свою деятельность.  В возрасте 5,5–7 лет появляется произвольное запоминание: ребенок начинает сознательно многократно повторять то, что необходимо запомнить. Устойчивее становится внимание. Ребенок способен более сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять ту или иную работу, даже если она не очень нравится, но необходима. Восприятие становится все более целенаправленным, развивается наблюдательность. В воображении ребенок этого возраста способен уйти от усвоенных стандартов и создать комбинированный образ фантазии. В 5–7 лет у детей  происходит важный перелом в развитии головного мозга: повышается быстрота и прочность образования в коре больших полушарий условных нервных связей, развивается тормозящая функция коры головного мозга – вследствие этого появляется возможность управлять своим поведением. 

3. Формирование учебного поведения   в старшем дошкольном возрасте. Зачем? До школы еще 2 года.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС) включает требования к результатам освоения программы, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе выпуска из дошкольного учреждения. В качестве главной цели называется приобретение детьми представлений и начального опыта, которые позволят им в будущем стать успешными в школе и в жизни. На дошкольном уровне необходимо обеспечить предпосылки к их освоению и закреплению. Предпосылками к учебной деятельности называются определенные качества, необходимые для возникновения личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Дошкольник будет хотеть учиться, если у него будут сформированы следующие предпосылки учебной деятельности:

- К познавательным предпосылкам учебной деятельности можно отнести развитое дифференцированное восприятие; способность к концентрации внимания; аналитическое мышление; развитие памяти как возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец.

- Регулятивный аспект включает, прежде всего, целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; планирование последовательности действий и прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка и волевая саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению препятствий. Это значит, что к старшему дошкольному возрасту ребенок должен иметь отлаженный регуляторный механизм – саморегуляцию.

 По итогам диагностики мной выявлен средний уровень развития саморегуляции и контроля над собственным поведением. В результате проведенных занятий, выявлена тенденция к неспособности многих детей группы, отреагировать поведение педагога и сверстников для того, чтобы решить ту или иную учебную задачу. Т.Е.  не сформированы следующие  умения: умение учитывать позицию собеседника; умение организовывать сотрудничество с педагогом и сверстниками; умение обосновывать свое мнение; умение оформлять устное высказывание в соответствии с правилами и нормами речи, используя различные части речи и грамматические конструкции:  иметь навыки составления рассказа по сюжетной картинке, используя разнообразные предложения, устанавливая причинно-следственные связи, умение объединять события в единое целое. (Рассказать о  последовательных картинках в диагностике).

Таким образом можно говорить о недостаточной  сформированности коммуникативного аспекта учебного поведения.

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении - длительный процесс. В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется такие элементы учебной деятельности: самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном; умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата; умение осуществлять контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов; умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат. Педагогам и родителям,  в процессе формирования предпосылок к предстоящему обучению следует не забывать о самоценности данного периода детства и о том, что для дошкольников самым органичным видом деятельности являются игры: сюжетно-ролевые, коммуникативные (общение и согласование действий со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательские (изучение объектов окружающей действительности и экспериментирование с ними), конструирование из различных материалов (пластиковых наборов, бумаги, природного и иного материала), музыкальные игры (восприятие и осмысление музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), подвижные игры (овладение основными видами движений), изобразительные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация); а также прослушивание читаемых художественных и фольклорных произведений и их интерпретация .

В заключение еще раз подчеркну, развитие предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию у них психологических новообразований и способностей, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности в дальнейшей учебной деятельности и освоении предметных дисциплин на этапе начального общего образования.

4. Практическая часть – «Подвижная игра» на формирование регуляции поведения.

• Игровое упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки».

Цельразвитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции поведения, навыков произвольного поведения.

Дидактический материал:3 силуэта ладоней вырезанные из картона.

Описание заданияРебенку предлагается три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда родитель поднимает красную ладонь - «кричалку» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - «шепталка»- можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка»- синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру нужно «молчалками».

Список литературы

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: ИНТОР, 2006. 544с.

2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. М.: Просвещение, 2005. 45 с.

3. Субботина С.В. Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности / С.В. Субботина // Дошкольное воспитание, 2014. № 4. C. 108-114.



Предварительный просмотр:

Март 2023 г. Консультация для родителей: «Мотивы негативного поведения детей  старшего дошкольного возраста ».

Цель: Расширить психологическую осведомленность в области понимания негативного поведения детей  старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Рассмотреть основные причины  негативного поведения детей старшего дошкольного возраста.

2.Определить основные правила поведения родителей в вопросах профилактики  и  решения проблемных ситуаций негативного поведения ребенка.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что ребенок просто не слушается, просто не хочет понять, на самом деле причина другая, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, что она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком. Чаще всего, причины, «плохого» поведения детей кроются во внутрисемейных отношениях.

Отсюда четыре основных мотива быть непослушным:

1.     Недостаток внимания. Ребенок не получает нужного количества внимания, в котором он нуждается. Родителям часто не хватает времени и сил, чтобы пообщаться, поиграть, позаниматься с ребенком. Отсутствие тактильного контакта усугубляет ситуацию. Известный семейный терапевт, Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка  несколько раз в день. Четыре  обьятия в день просто необходимы для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми обьятий в день! И между прочим, не только ребенку, но и взрослому. Ребенку  подобные знаки безусловного принятия особенно важны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая развиваться психологически.  

2.     Борьба за самоутверждение. Непослушанием ребенок проявляет свою самостоятельность, свой выбор, протестует против чрезмерной родительской опеки. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать.

3.     Желание отомстить. Когда мы что-то пообещали, но не выполнили, несправедливо наказали , не выслушав обьяснений ребенка. И тогда он начинает действовать по принципу «Вы мне сделали плохо, а я - вам». Дети очень часто бывают обижены на нас взрослых на резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание, более внимательное отношение к младшим детям, за развод родителей, за разлуку с родителями. В глубине души ребенок переживает, страдает, а на поверхности все те же протесты.

4.     Потеря в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес  он вообще теряет уверенность в себе. Если  взрослые слишком часто повторяют ребенку, что он «тупица», « неумеха», что он в жизни ничего не добьется, - то ребенку ничего не остается делать, как только подтверждать это своим поведением.

Самое важное здесь – понять, что ребенок делает что-то «не так не вам назло». Задача взрослого – разобраться в истиной причине такого поведения. Так почему они так не разумны? Да, потому, что не знают, как это сделать иначе. Поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка–это сигнал о помощи. Все дети хотят внимания, любви, заботы, тепла, внимания, признания и уважения к своей личности. Беда «трудных» детей во – первых, в том что они страдают от не реализации этих потребностей и, во–вторых–от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.

То, как взрослый реагирует на поведение ребенка, во многом определяет степень дисциплинированности ребенка, его открытость, его спокойствие и уверенность. В большинстве случаев, когда ребенок начинает вести себя «плохо» взрослый не знает, что ему делать, как поступить. Такое поведение ребенка расценивается как преднамеренное, возможно, даже понимается взрослым как способ досадить ему. И вследствие этого, на эмоциях, взрослый может реагировать не конструктивным способом. Типичными реакциями взрослого человека на «плохое» поведение ребенка является:

  • повышение голоса, оставляет последнее слово за собой,
  • разговаривает с сарказмом,
  • использует такие позы и жесты, которые «давят»,
  • дает оценку характеру ребенка, действует с превосходством, использует физическую силу,
  • втягивает в конфликт других людей,
  • настаивает на своей правоте, читает морали,
  • оправдывается, защищается,
  • формулирует обобщения типа: «Вы все одинаковы»,
  • негодует, придирается, обижается,
  • сравнивает ребенка с другими, командует, требует.

Результатом таких реакций становиться не разрешение сложной ситуации с ребенком, а наоборот ее усугубление.

 

Может ли взрослый помочь ребенку? Может. Главное знать глубинную причину непослушания. И важно обратить внимание на собственные чувства.

Что же делать дальше?

·        Постараться не реагировать привычным образом, то есть, так как ждет от вас ребенок. Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели, и он возобновляет с новой энергией. Задача взрослого– перестать реагировать на непослушание прежним способом и тем самым разорвать заколдованный круг.

·        Запастись терпением. Вместе с супругом/ой  обсудить поведение непослушного ребенка.

·        Попробовать посмотреть  на ситуацию глазами ребенка. Восприятие мира у детей отличается от восприятия взрослых. Даже незначительные  изменения в семье  или конфликтные ситуации могут восприниматься как сверхзначимые. Возможности логического мышления еще ограничены возрастом и окрашены особенностями возрастного психологического созревания. Вам не следует идти на поводу и во всем уступать, границы и законы внутрисемейного общения будут базой социальной адаптации и успешности ребенка. Может, вы увидите в непослушном ребенке себя в этом возрасте и вспомните, как вашим родителям удавалось справляться в этих ситуациях. Хочется ли повторить опыт ваших родителей?

·        Не ищите виноватых. Если вам удасться помочь ребенку в конструктивном взаимодействии и вы найдете возможность диалога, а не войны в семье  - то вы на верном пути. Но если вам покажется, что весь мир несправедлив к вашему ребенку или он сам виноват в происходящем – это решение, к сожалению, вам ничем  не поможет в воспитании непослушного ребенка.

Правила, которые помогут ребенку и научат его слушаться:

1.     Не отменяйте требования  и распоряжения без крайней необходимости.

2.     Просьбы и распоряжения должны быть сформулированы ясно и четко.

3.     Приучайте детей сразу выполнять порученные задания и слушаться с первого слова.

4.     В присутствии в присутствии детей у родителей не должно быть разногласий,

если произошла ссора, то восстановить мир и согласие нужно также в присутствии детей.

5.     Не оставляйте  без наказания непослушание, усилия наказание при повторном непослушании.

6.     Не изменяйте требований, разрешая сегодня то, что запрещено было вчера.

7.     Не командуйте постоянно детьми и не давайте им слишком частых приказаний.

8.     Давайте ребенку посильные задания (причем слишком простые задания точно также плохи, как и сложные).

9.     Не позволять детям фамильярного к себе отношения (любовь, ласка и нежность должны сочетаться с уважением и почтением).

10. Положительный пример – лучшее, что могут  показать родители!

Литература:

1. Венгер Л.А. 1988. Психология// Учебное пособие для учащихся//

2.Аралова М.А. 2007. Психология (текст)//Справочник психолога ДОУ.// Смоленск,272 С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...