Информация о возрождении культовых сооружений
статья (подготовительная группа) на тему

Мубаракшина Гузель Ахатовна

Информация о возрождении культовых сооружений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mecheti.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Мечети Татарстана

консультация для родителей

Сегодня в любом районе нашей республики можно любоваться великолепными ансамблями мечетей, красноречиво свидетельствующими о духовном возрождении народа. Храмы веры украшают наши города и сёла, зовут людей вернуться к истокам, истине, сути.

С тех пор, как в конце  18  века русский царизм разрешил своим подданным-мусульманам строить мечети, татарский мир поднялся на новую ступень развития. Открылась дверь из духовной дремучести в светлое царство истинной веры.

 Мы вправе гордиться своими мечетями, в которых отражены седая история нашего народа, его радости и горести, запечатлены важнейшие страницы его духовной жизни.

 Ислам органично связан с многовековой историей духовной культуры татарского народа.

Процесс проникновения и распространения мусульманской религии в Среднем Поволжье, по мнению ряда исследователей, начинает свой отчет на рубеже 7-8 столетий нашей эры. В 922 году союз булгарских племен признал ислам официальной религией.

 Строительство мусульманских культовых сооружений в Среднем Поволжье началось задолго до официального принятия ислама булгарами. Об этом в частности свидетельствует арабо-персидские источники 10 века.

 В период Золотой Орды монументальная архитектура булгарских городов переживает расцвет. Строятся монументальные деревянные и каменные мечети. После упадка Волжско-Камской Булгарии развитие ислама и мусульманской культовой архитектуры в регионе продолжалось в рамках Казанского ханства.

 Памятники мусульманской культовой архитектуры периода Казанского ханства не сохранились. Известны лишь письменные свидетельства о казанских мечетяхНур-Али, Отучевой, Ханской и многоминаретной мечети Кул-Шариф, разрушенных наряду с сотнями сельских мечетей русскими войсками при завоевании ханства.Монументальная культовая архитектура предков татар прекратила свое развитие. В новых условиях, когда ислам из государственной религии превратился в подавляемую, жизнеспособным оказался тип небольшой мечети, сложившийся в местных условиях на основе традиционных конструктивных решений и материалов.

 Потеря татарами государственности гибельно сказалось и на традиционных политических и религиозных институтах. Вплоть до конца 18 столетия  ислам подвергался жестоким гонениям. Антимусульманская политика Российского самодержавия, опиравшаяся на насильственную христианизацию нерусского населения, в этот период активно сочеталась с ограничениями гражданских и имущественных прав мусульманского духовенства, всей верхушки татарского общества. В последовавшем в 1593 году царском наказе казанским воеводам было строжайше приказано- «и вы б мечети татарские все велели посметати, впред татарам мечети однолично ставить не велели…»

 Краткий период ослабления религиозного преследования татар в правлении Софьи Алексеевны в конце 17 столетия, сменился в первой половине 18 века новым всплеском кампании насильственной христианизации, связанным в первую очередь с деятельностью в крае Новокрещенской конторы.

Резкую антимусульманскую и антитатарскую направленность имел опубликованный в ноябре 1742 года, сенатский указ «О недопущении в Казанской губернии строить мечети …» На практике это привело к повсеместному разрушению мечетей. За полтора года, прошедших после издания указа, в Казанском уезде и в самой  Казани было уничтожено 418  из 530 мечетей.

 Оскорбительные для чувств мусульман действия правительства вызвали в ответ резкий протест татарского населения, многочисленные жалобы и прошения о восстановлении мечетей. В 1744 году Сенат пошел на символические уступки, разрешив казанским татарам строительство двух мечетей в Татарской слободе и установив положения, жестко ограничившие условия возведения мечетей, их количество и численность прихожан. Исключалась постройка мечети в селениях, где совместно проживали мусульмане и новокрешены. Махаллю должны были составлять не менее чем 200 ревизских душ мужского пола. Эти и другие ограничения просуществовали без значительных изменений почти до конца 19 века.

 С конца 1980-х гг. строительство мечетей в Татарстане приобрело новый размах. В нем прослеживается два направления: в современных постройках используются не только традиционные объемно-планировочные схемы мечетей с минаретом на крыше или с   северного торца над входом, но и традиционные формы и декор.Второе направление в современном строительстве мечетей характеризуется: творческим поиском новых форм, возрождением в новых формах утраченного столетия назад композиционного типа многоминаретной мечети.

 Современные сельские мечети отражают, как правило, первое направление в современном культовом строительстве республики. Второе направление характерно для мечетей Казани и крупных городов Республики. В функциональной организации мечетей прослеживаются новаторские тенденции, главное из которых было появление женского молельного зала. Идет расширение функций мечетей. Помимо традиционного вестибюля и мужских молельных залов в состав помещений мечети включаются женский зал, санузлы и комнаты для омовений, комнаты отдыха, библиотека и др. Предприняты попытки создать новый образ татарской мечети в формах, отражающих мотивы восточно-мусульманской булгарской и татарской народной архитектуры. Эти мечети «Тан» в городе Менделеевске, «Абузар» в городе Набережне Челны, «Хузайфа Ибн аль-Ямани» в Казани и другие.Тенденция композиционного усложнения объемов, обогощение их пластически выразительными завершениями нашла своё воплощение в мечети «Ихлас» в городе Набережные Челны, мечети «Кул Шариф» в городе Казани. В Республике складывается своеобразная мусульманская культовая архитектура, отражающая этап становления и творческих поисков её современного лица.

 Если мы сегодня всё чаще вспоминаем мечеть, всё больше говорим о ней, значит, сильно в нас стремление к святости, добру, истине, значит, у нас есть надежда на светлое будущее.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура организации и проведения занятия по рассматриванию архитектурного сооружения

Структура организации занятия по рассматриванию с детьми старшего дошкольного возраста поможет коллегам-педагогам методически грамотно организовать рассматривание архитектурного объекта....

Презентация "Архитектурные сооружения. Мосты."

В презентации представления архитектурные сооружения - мосты - от исторических времен до наших дней....

Экскурсия по рассматриванию архитектурного сооружения в подготовительной группе.

Существует структура для рассматривания с детьми архитектурных сооружений, состоящая из 5 этапов. Поэтому для решения нужны развивающие приемы, которые я использую в экскурсии. Экскурсия по рассм...

"Архитектурное сооружение православного храма"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры, знакомство с православным храмом, его строением и значением в жизни человека....

Понятия «информация» и «научная информация». Требования, предъявляемые к научной информации. Классификация научной информации. Свойства информации

В данной презентации Вы можете ознакомится с такой темой как. "Понятия «информация» и «научная информация». Требования, предъявляемые к научной информации. Классификация научной информации. Свойства и...

Сагаалган культовый буддистский праздник

Традиции Бурятского народа Празднование Нового года по Лунному календарю.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27700447","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...