"Архитектурное сооружение православного храма"
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему

Боровкова Галина Ильинична

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры, знакомство с православным храмом, его строением и значением в жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ Детский сад №4 Кировского района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД по художественно- эстетическому развитию в старшей группе ДОУ

 на тему: «Архитектурное сооружение православного храма»

Подготовила: воспитатель

                                                                  Боровкова Г.И.

2017 г.

СПб

Цели:

Воспитательные:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры.

Формирование толерантности и уважительного отношения к мировому полиэтничному и поликонфессиональному многообразию,  формирование духовно – нравственных ценностей.

Развивающие:

Развивать у детей навык и умение работать карандашами, красками и кистью.

Образовательные:

Сформировать у детей представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

Познакомить детей с православными храмами, расположенными в  г. Санкт-Петербурге.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

Ход:

I. Организационный момент.

Воспитатель:

Послушайте стихотворение – загадку:

  • Этот дом - не просто дом.
  • Он красивый и с крестом.
  • Золотые купола. Звонкие колокола.
  • Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин.
  • Кто-то с мамой, кто один
  • Помолиться в этот дом
  • Ходит в трепете святом
  • По утрам и вечерам...
  • Это – ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ!

Ребята, а кто из вас был в православном храме?

Ответы детей.

II. Оснавная часть.

Слайд №1 Православный храм.

     Храм – это священное сооружение, в котором собираются верующие в Бога люди, почитающие иконы и Библию, для совместных и индивидуальных молитв, служб и обрядов, а также место духовной жизни человека, где душа находит спокойствие и защиту. В храме происходит встреча каждого человека с Богом. Значит, храм – это особое место.

Храм строится по особым правилам, канонам. Люди не сами придумали, каким должен быть храм. Само здание храма строится либо в виде креста – символа Христа, либо в виде круга – символа вечности, либо в виде корабля, где люди спасаются от жизненных бурь.

     Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Завершается храм куполом, символом неба, на котором ставят главу с крестом. Крест – главный знак христианства, знак спасения людей. Христос умер на кресте, и крест над храмом – знамя Его победы над смертью.

Внешнее убранство православного храма.

 Слайд № 2-3

   

       

Слайд № 4-5

      

Слайд №6-7

      

        В русской архитектуре появились храмы с куполами различной формы – шлемовидные (такие строились  во Владимире и Пскове) и луковичные (Троице-Сергиева Лавра, храмы Ярославля и Переяславль- Залесского).

 Форма купола тоже имела смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведёт Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру».  

Слайд № 8 - 10

Число куполов всегда символично, например:

  •  Один соответствует Божиему Единству;
  • Две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе.
  • Три главы (три Лица Святой Троицы).
  • Пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов).
  • Семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов).
  • Девять глав (девять чинов Ангельских).
  • Тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).  
  • Иногда строят и большее количество глав.

Но чаще встречаются трёх и пятиглавые купола.

    Над входом в храм обычно строится колокольня - башня, на которой висят колокол. Колокольня – это образ высоты, крепости. Вначале колокола не имели определённого места и подвешивались в удобных нишах внутри храма.

Слайд № 8

      Первые колокола появились с приходом христианства на Русь, а стали распространяться в ХIV веке. Колокольный звон сопровождает молитву и сопутствует духовной жизни человека. Колокола звучали и в дни торжеств, и когда приходила беда: колокол оповещал о приближении врага, созывал воинов на битву, был призывом криком помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

     Звоны могут меняться друг за другом в зависимости от характера служб. Благовест – это колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Звон означает удары в несколько колоколов одновременно.

 Различают перезвон(перебор) и трезвон. Перезвоном называют удары попеременно в разные колокола. Трезвон – радостный звон одновременно во все колокола. А во времена бедствий звучит набат – звон большого колокола. Звонить в колокола может только звонарь.

Знаменитые православные храмы.

Слайды № 9-14

    

  

   

III. Самостоятельная работа.

На столах приготовлены листы бумаги, карандаши, краски и кисточки. Дети изображают на листах архитектурное строение проваславного храма.

IV. Заключение.

Рассматривание готовых работ. Рассмотреть и уточнить элементы внешнего строения православного храма и их символическое значение.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура организации и проведения занятия по рассматриванию архитектурного сооружения

Структура организации занятия по рассматриванию с детьми старшего дошкольного возраста поможет коллегам-педагогам методически грамотно организовать рассматривание архитектурного объекта....

Презентация "Архитектурные сооружения. Мосты."

В презентации представления архитектурные сооружения - мосты - от исторических времен до наших дней....

Экскурсия по рассматриванию архитектурного сооружения в подготовительной группе.

Существует структура для рассматривания с детьми архитектурных сооружений, состоящая из 5 этапов. Поэтому для решения нужны развивающие приемы, которые я использую в экскурсии. Экскурсия по рассм...

Архитектурные сооружения Франции

Архитектурные сооружения Франции...

Архитектурные сооружения, которые нас окружают

Описание опыта проектной деятельности по совместному педагогическому воздействию педагогов, родителей, детей в рамках классической темы "Архитектура"....