Воспитание правильного звукопроизношения у детей трех – четырех лет
консультация на тему

Шилан Татьяна Александровна

предлагаются упражнения для развития артикуляционного аппарата

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл звукопроизношение18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание правильного звукопроизношения

у детей трех – четырех  лет

 

   Произношение ребенком каждого звука речи требует точной, слаженной работы  артикуляторного аппарата.

   У большинства детей трех лет  встречаются возрастные недостатки произношения, они носят непостоянный, временный характер. У ребенка трех лет еще несовершенны движения речевых органов, звуки еще не всегда точно различаются на слух.

   Одним из важнейших условий правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляции, умение ребенка владеть ими. Поэтому, начиная с 3 лет, можно тренировать у детей основные движения языка, губ, нижней челюсти. Делать это нужно в игровой форме, т.к. ведущий вид деятельности ребенка – игра. Можно использовать следующие упражнения:

  Упражнения для языка:

 -Пение гласных  И, Э   - эти гласные будут базой для звуков С, З, Ц. Кончик языка при этом упирается  в «бугорки» за нижними зубами. Можно назвать это упражнение «горочка»

  Упражнения для губ:

- Пение гласных О, У – губки вытягиваем вперед – «трубочкой» ( база для звуков Ш, Ж, Ч, Щ)

- Пение гласных И, Э -  «улыбка» - губы улыбаются, видны и верхние и нижние зубки (база для звуков С, З, Ц)

- Плотно, но без напряжения смыкать губки  - произносить звуки М, П, Б

(для четкости речи)

-Опускать нижнюю губку вниз, обнажая нижние зубки. Уточнять и произносить звук Ф – «как ежик фыркает?», звук В (база для звуков С, З, Ц, Л)

Упражнения для нижней челюсти:

-Уточнить и произносить звук А (для четкости и ясности речи)

   Можно рассказывать ребенку сказку «О веселом язычке» и  пропевать звуки, на основе которых возникнут звуки более сложной артикуляции.

                                  Сказка о Веселом язычке.

Жил – был на свете веселый язычок. Он жил в своем домике – ротике.

Веселый язычок очень любил петь разные песенки. Однажды он встал рано утром и запел: А- а-а-а…(пропеть звук  4 - 5 раз). Мама дала ему бублик, он  сделал губки овалом и запел: О-о-о…, а потом вытянул губки  «трубочкой» и

снова запел: У-у-у… Потом он пошел на улицу, увидел горку (язычок упирается в нижние «бугорки» – альвеолы) и запел: И-и-и…, Э-э-э…

Мимо пробегал ежик, он фыркал и наш язычок тоже стал фыркать: Ф-ф-ф… 

Вдруг веселый язычок услышал: В-в-в…(произносим звук звонко: нижняя губка приближается к верхним зубкам) – это был волчок – серый бочок. На него упала холодная снежинка, он стал ее сдувать: П - п - п..(тихо, как ветерок подуть на снежинку, она должна слегка отклоняться).

  Эту сказку можно рассказывать ребенку постепенно, каждый раз уточняя артикуляцию звуков.

 Таким образом, добиваясь ясного произношения гласных и простых по артикуляции согласных, можно создать у ребенка базу для появления звуков, более сложных по артикуляции. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Воспитание правильного звукопроизношения у детей"

Представленный материал может быть использован при подготовке как группового, так и общего родительского собрания по теме "Воспитание правильного звукопроизношения у детей". Имеется теоретический мате...

«Роль родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей»

Доклад на родительском собранииТема: «Роль родителей в воспитанииправиль­ного звукопроизношения у детей» Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у дете...

Помощь родителям в воспитании правильного звукопроизношения у детей

Помощь родителям и логопедом при коррекции звукопроизношения...

Воспитание правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи через использование игровых приемов

Как показывает практика, большое количество детей поступает в школу  с нарушениями речи, что в последующем может  вызвать  проблемы с  письменной речью и  общую неуспеваемость...

Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Данный материал поможет родителям и педагогам правильно организовать работу по  развитию речевых навыков дошкольников....