«Роль родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей»
план-конспект урока на тему

Абрамова Наталья Геннадиевна

Доклад на родительском собрании

Тема: «Роль родителей в воспитании

правиль­ного звукопроизношения у детей»

 

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать детям, неправильно произносящим ту или иную группу звуков. В семье проводить занятия с детьми нужно ежедневно или через день в форме игры. С детьми пяти лет и старше занятия проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность движений артикуляционного аппарата. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо произносит. Если и при систематических занятиях дома, проводимых в течение двух-трех месяцев, нужная группа звуков не появится, следует обратиться к логопеду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_roditeley_v_vospitanii.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на родительском собрании

Тема: «Роль родителей в воспитании

правильного звукопроизношения у детей»

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ

в воспитаний правильного звукопроизношения у детей.

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать детям, неправильно произносящим ту или иную группу звуков. В семье проводить занятия с детьми нужно ежедневно или через день в форме игры. С детьми пяти лет и старше занятия проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность движений артикуляционного аппарата. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо произносит. Если и при систематических занятиях дома, проводимых в течение двух-трех месяцев, нужная группа звуков не появится, следует обратиться к логопеду.

Работая с детьми дома, родителям следует помнить:

1. Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок.  Если он искажает все группы звуков, то начинать надо с того комплекса упражнений, который ему лучше удается. Или для свистящих звуков, или для шипящих, но не  одновременно. Они разные. Я обычно начинаю со свистящих звуков, потом берусь за шипящие звуки и, когда артикуляционный аппарат уже лучше подготовлен, перехожу к сонорным звукам, как наиболее сложным в произношении.        

2. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка.

3. На одном занятии не следует давать больше двух-трех упражнений.

4. К         последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.

5. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.

6. Некоторые упражнения выполняются под счет, который равномерно ведут взрослые. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.

7. При проведении упражнений не всегда у ребенка сразу может все хорошо получаться и это иногда вызывает отказ от дальнейшей работы. В таком случае не надо фиксировать внимание ребенка на том, что у него не получается, надо подбодрить ребенка, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что раньше это тоже не получалось, а теперь он уже научился.

8. Если у ребенка появятся звуки, надо их постепенно вводить в речь ребенка, т.е. научить его правильно употреблять этот звук сначала в слогах, затем в односложных, двусложных и т.д. словах, затем во фразовой речи, т.е. в предложениях.

9. Разумеется, всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители должны согласовывать с воспитателями и логопедом, обращаться к ним при всех возникающих затруднениях.

10. Начинать работу по дифференциации звуков с детьми можно лишь после того, как ребенок научился произносить эти звуки в отдельности правильно, но в речи их еще смешивает, т.е. вместо одного звука употребляет другой (с-ш, з-ж, б-п, л-р).

Начинать работу по любому комплексу необходимо с артикуляционной гимнастики.

О роли родителей в развитии речи ребенка.

— Ты, посмотри, вот Лика, соседская девочка, как говорит хорошо, не остановишь!

А мой, хоть ей и ровесник, а говорит так, словно каша во рту!

Достаточно часто приходится слышать от родителей подобного рода высказывания с нотками неудовольствия и раздражения. А откуда берётся «каша во рту»? Как самостоятельно помочь малышу овладеть правильной речью? На что следует обратить внимание? На эти вопросы мы и попытаемся сегодня ответить.

«Каша во рту» может быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы это предупредить, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы и вовремя обращаться за консультацией к стоматологу. Так же искажённое звукопроизношение может быть следствием нарушенного мышечного тонуса артикуляционного аппарата. И тут уже необходима консультация учителя-логопеда и психоневролога.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном  усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно их лечить.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Так же вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно произносить звуки [ш], [ж], [р]), читать художественные произведения, предназначенные детям более старшего возраста.        

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного звукопроизношения является подражание ребенком неправильной речи взрослых, старших братьев, сестер, сверстников, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля», «ням-ням» и т.д.) Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс становления и автоматизации не закончен.

Некоторые нарушения детской речи возможно скорригировать только при помощи специалистов,  учителей-логопедов. Но ряд недостатков возможно исправить и в домашних условиях. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно  произносит тот или иной звук, слово, но под час делают это с насмешкой или раздражением. К исправлению речевых ошибок надо подходить весьма  осторожно. Ни в коём случае не ругайте малыша за его  плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребёнок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово, лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. В том случае, если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Порой на них трудно сразу найти правильный ответ. Но отмахиваться от вопросов ребенка не стоит. В этом случае можно пообещать дать ответ позже, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т.п.), за это время вы сможете подготовиться к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице родителей, интересного для себя собеседника и будет стремиться к общению.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Примером создания такой обстановки может послужить полный или хотя бы частичный отказ от просмотра телефильмов и телепередач в присутствии ребенка, исключение, пожалуй, может составлять детская передача «Спокойной ночи малыши» и только в качестве подготовки ко сну. И как замечают сами родители, общение с ребенком становится более длительным, осознанным и наполненным развивающими играми, занятиями, совместным творчеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в коррекции звукопроизношения у дошкольников с ФФНР

Материал предназначен учителям-логопедам и родителям....

Роль родителей в коррекции звукопроизношения у дошкольников с ФФНР

В последнее время очень многие родители вовремя не обращают внимания на проблему, считают что плохая речь исправится с возрастом сама. В дошкольных учреждениях всё более актуальной становится проб...

«Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей»

В детском саду вашего ребёнка зачислили в группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, где систематически проводятся занятия. К моему сожалению, многие родители считают,...

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Успешная коррекция речи зависит от взаимодействия между собой участников коррекционного процесса:...