Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ
консультация

Александра Шиманская

В этой статье рассказывается , что необходимо выполнять с ребенком. что бы добиться правильного звучания звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_may1.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ»

В детском саду вашего ребёнка зачислили на логопедический пункт, и логопед проводит с ним занятия 2-3 раза в неделю. К моему сожалению, многие родители считают, что без особых усилий с их стороны у ребёнка встанут все звуки, он научится правильно говорить, ведь с ним же занимается логопед. Специалист всё сделает сам! Вы сильно ошибаетесь! Степень влияния домашней работы родителей с детьми на качество и время коррекции речи ребенка очень велика! Именно сейчас вам нужно приложить все усилия, всё своё внимание для скорейшего достижения поставленной цели. Но к сожалению у родителей нет представления о самом процессе обучения. Родители недостаточно понимают, что большую часть своей жизни ребенок проводит с родителями. И именно они являются главными "учителями".

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не нужно думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная, кропотливая коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

• не ругать ребенка за неправильную речь;

• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Родители должны подготовит ребёнка к предстоящей работе. Объяснить значение, необходимость этих занятий. Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.

Коррекция звукопроизношения происходит поэтапно и состоит из 4 этапов:

1. Подготовительный. Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности. Формирование заинтересованности в занятиях.

2. Постановка звуков. Добиться правильного звучания изолированного звука.

3. Автоматизация звуков. Добиться правильного произношения во фразовой речи.

4. Дифференциация звуков. Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Уважаемые родители!

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. И от контроля произношения данных звуков в "домашней речи". В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 10-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

Что же это –Автоматизация звука в речи?

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Последовательность автоматизации звуков:

-автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); автоматизация звука в словах (в начале слова,середине,конце); автоматизация звука в предложениях;

-автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

-автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если хорошо усвоен предыдущий.

Проведение занятий дома.

Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они не новые, а родителями должны быть прочитаны до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать,в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, готовил руку к письму. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Правила работы в домашних тетрадях:

• тетради забираются домой, и возвращаются в дни занятий;

• не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься за несколько раз по 15-20мин. ;

• задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т. д.) выполняются только карандашами;

• весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого произношения ребенком задания,пусть даже путём заучивания;

• Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка (дома);

• артикуляционную гимнастику следует делать вместе с ребенком, сидя перед зеркалом;

• все задания выполняются медленно, качественно, осознанно и до конца;

Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте ребёнка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Помните, что только совместная работа родителей, ребёнка и логопеда позволит добиться желаемого результата! Всего вам хорошего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в коррекции звукопроизношения у дошкольников с ФФНР

Материал предназначен учителям-логопедам и родителям....

Роль родителей в коррекции звукопроизношения у дошкольников с ФФНР

В последнее время очень многие родители вовремя не обращают внимания на проблему, считают что плохая речь исправится с возрастом сама. В дошкольных учреждениях всё более актуальной становится проб...

«Роль родителей в коррекции звукопроизношения у детей»

В детском саду вашего ребёнка зачислили в группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, где систематически проводятся занятия. К моему сожалению, многие родители считают,...

Роль родителей в коррекции звукопроизношения у дошкольников

Роль родителей в коррекции звукопроизношения у дошкольников...