«Формируем правильную речь детей в игре».
консультация на тему
Познакомить родителей с теми играми, с помощью которых можно формировать правильную речь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровой тренинг | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
родительского собрания в форме игрового тренинга
в старшей логопедической группе.
«Формируем правильную речь детей в игре».
Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие фонематического слуха и зрительного восприятия, способствующие формированию правильной речи детей с общим недоразвитием речи.
Задачи: помочь понять родителям, что игры и упражнения развивают фонематический слух и предупреждают появление дисграфических ошибок при обучении грамоте, способствуют развитию правильной речи.
Показать на практике, как в игровой форме можно закрепить знания детей по развитию фонематического слуха и зрительного восприятия.
Участники родительского собрания: учитель-логопед и родители.
Структура родительского собрания:
1.Презентация материала собрания.
2.Игровой тренинг с родителями.
3.Проект решения.
Ход родительского собрания.
1.«Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями.
Несформированность фонематического слуха и зрительного восприятия у детей с общим недоразвитие речи отрицательно сказывается на формирование и развитие речи. Препятствует овладению знаниями. Этому необходимо обучать в форме игры.
Игра и является как раз способом обучения правильной речи детей, способствует развитию зрительного восприятия и фонематического слуха.
Зрительное восприятие является важным условием умственного развития ребёнка, оно тесно связано с мышлением, памятью, представлениями, речью. 80% окружающей информации ребёнок получает через зрение.
Зрительное восприятие детей с общим недоразвитием речи предметов окружающего мира, имеет специфическую особенность:
°Дети затрудняются по отдельно взятой части предмета назвать целый предмет.
°Не узнают предметы с недостающими деталями.
Недостаточность зрительной памяти отрицательно влияет на:
1.Формирование зрительного образа
2.Пространственное расположение элементов букв
3.Формирование правильной траектории движений при выполнении графического элемента
Из этого следует необходимость развития зрительной памяти.
Недоразвитие процессов зрительного восприятия и зрительной памяти в дошкольном возрасте задерживает переход на следующий возрастной этап.
В дальнейшем это может привести к нарушениям чтения и письма, при которых наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, их замены, смешения в процессе чтения и письма.
Направления в коррекционной работе, которые мы используем:
1.Развитие восприятия формы, цвета, размера и величины предмета или буквы.
2.Развитие запоминания формы, цвета, количества элементов в букве, количество букв в слове.
Работа в этом направлении:
- Игры на узнавание предметов по их контурам.
- Называние недорисованных предметов.
- «Запомни картинки». Ребёнку даётся для запоминания 4-5 картинок, а затем он их находит среди других 10 картинок.
- Разложить предметы (буквы) в первоначальной последовательности.
- Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?».
Формирование зрительных образов букв:
°Найди букву среди других букв
°Конструирование букв из элементов
°Сравни одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом.
Фонематический слух. К чему же приводит его нарушение?
Дефекты произношения звуков приводят к возникновению ошибок в письменной речи, поскольку влияют на формирование фонематического слуха. Его нарушение приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи: р-л, ш-с, ч-щ, ц-с, т-ть….)
Словарь ребёнка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Словарный запас ребёнка начинает значительно отставать от возрастной нормы.
Поэтому так необходимо играть с ребёнком в различные игры.
Игра позволяет естественно, тонко и ненавязчиво устранять речевые недостатки; даёт возможность многократно повторять с детьми логопедические упражнения.
В игре формируется и развивается правильная речь.
Я уверена, что только в сотрудничестве и сотворчестве можно добиться хороших результатов. Систематическая работа по сотрудничеству с родителями помогает добиваться успехов в работе.
В логопедическом кабинете имеются пособия и книги для работы с детьми. Научиться упражнениям и играм можно во время индивидуальной консультации, на которой они будут показаны именно с вашим ребёнком.
Регулярная работа с ребёнком предупреждает появление у него многих школьных проблем.
Уважаемые родители!
В союзе с учителем-логопедом Ваш ребёнок достигнет отличных результатов!
Успехов нам всем!
2. Игровой тренинг.
Игровой тренинг для родителей.
В ходе тренинга родители знакомятся и играют в игры по речевому развитию. Перед каждой игрой рассказывается о том, какие навыки формируются, закрепляются в ходе каждой игры.
- Игра «Не ошибись» - называются разные звуки, игроки поднимают соответствующий названному звуку сигнал – красный, синий, зеленый.
- Игра «Какое слово я задумала» - варианты ведущий столько раз, сколько слогов в слове – среди картинок выбирают слово с нужным количеством слогов; либо придумать слово.
- Игра «Назови первый (последний, гласный звук)».
• аист, август, ива, эхо, автобус, ухват, облако;
• дал, кот, мак, пир, кнут, мышь;
• шкаф, пол, слон, кит, нос.
Какие это звуки, почему?
- Игра «Назови лишнее слово»
• Оля, окна, аист;
• Окунь, утка, улица;
• Ива, умница, игрушки;
• Эхо, эскимо, иголка;
• Автобус, этаж, астра;
• Бак, бык, бак.
- Игра «Определи место звука» (карточка с тремя картинками и схемой – машина, сом, рамы) – поставь кружок в нужный квадратик.
- Игра «Составь предложение» ( по картинкам, опорным словам).
- Графический диктант: 4 клетки вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 3 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 3 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 5 влево.
Полученную букву заштриховать.
- Игра «Измени слово» (чтобы появился звук [ш]).
Словарный материал: хлеб, орехи, муравей, воробей, корова, горох, рыба, петух, мальчик, камень, мамы.
- Игра «Ответь на вопрос»
• Кто мелет муку?
• Кто кладет печи?
• Кто ухаживает за лесом, много шутит, управляет самолетом?
- Игра «Подбери родственное слово».
Словарный материал: лес, гора, гриб, лист.
- Игра «Замени букву» (мал – мял, лук – люк, вол – вел, мыл – мил, пол - пел).
- Игра «Внимательные ушки» - определи количество слогов в словах с опорой на цифровой ряд: уха, полка, сто, стук, машина, утро, звон, трава, ужин, кошка, грузовик.
Разработала:
Синицына М.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры для формирования правильной речи детей старшего дошкольного возраста"
В данном материале предоставлена подборка дидактических игр по формированию правильной речи у старших дошкольников....
Консультирование логопеда для воспитателей: «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».
Консультирование для воспитателей "Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи"...
Педагогический проект на тему «Развитие грамматически правильной речи детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх»
Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительност...
Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома
Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....
Интерактивная игра для старших дошкольников "Кто у кого" на формирование грамматически правильной речи детей
Интерактивная игра «Кто у кого» для старших дошкольников увеличивает лексический словарь и закрепляет понятие названий детенышей животных при помощи суффиксов. Добавлен счет для тренировки...
"Формируем правильную речь у ребенка"
Советы родителям....
Формируем правильную речь детей.
Познакомить родителей детей старшего дошкольного возраста с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия....