«Формируем правильную речь детей в игре».
консультация на тему

Познакомить родителей с теми играми, с помощью которых можно формировать правильную речь детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровой тренинг 18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

родительского собрания в форме игрового тренинга

в старшей  логопедической  группе.

«Формируем правильную речь детей в игре».

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие  фонематического слуха и зрительного восприятия, способствующие формированию правильной речи детей с общим недоразвитием речи.  

Задачи: помочь понять родителям, что игры и упражнения развивают фонематический слух и предупреждают появление дисграфических ошибок при обучении грамоте, способствуют развитию правильной речи.

Показать на практике, как в игровой форме можно закрепить знания детей по развитию фонематического слуха и зрительного восприятия.

Участники родительского собрания: учитель-логопед и родители.

Структура родительского собрания:

1.Презентация материала собрания.

2.Игровой тренинг с родителями.

3.Проект решения.

Ход родительского собрания.

1.«Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями.

Несформированность фонематического слуха и зрительного восприятия у детей с общим недоразвитие речи отрицательно сказывается на формирование и развитие речи. Препятствует овладению знаниями. Этому необходимо обучать в форме игры.

Игра и является как раз способом обучения правильной  речи детей, способствует развитию зрительного восприятия и фонематического слуха.

Зрительное восприятие является важным условием умственного  развития ребёнка, оно тесно связано с мышлением, памятью, представлениями, речью. 80% окружающей информации ребёнок получает через зрение.

Зрительное восприятие детей с общим недоразвитием речи предметов окружающего мира, имеет специфическую особенность:

°Дети затрудняются по отдельно взятой части предмета назвать целый предмет.

°Не узнают предметы с недостающими деталями.

Недостаточность зрительной памяти отрицательно влияет на:

1.Формирование зрительного образа

2.Пространственное расположение элементов букв

3.Формирование правильной траектории движений при выполнении графического элемента

Из этого следует необходимость развития зрительной памяти.

Недоразвитие процессов зрительного восприятия и зрительной памяти в дошкольном возрасте задерживает переход на следующий возрастной этап.

В дальнейшем это может привести к нарушениям чтения и письма, при которых наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, их замены, смешения в процессе чтения и письма.

Направления в коррекционной работе, которые мы используем:

1.Развитие восприятия формы, цвета, размера и величины предмета или буквы.

2.Развитие запоминания формы, цвета, количества элементов в букве, количество букв в слове.

Работа в этом направлении:

  1. Игры на узнавание предметов по их контурам.
  2. Называние недорисованных предметов.
  3. «Запомни картинки». Ребёнку даётся для запоминания 4-5 картинок, а затем он их находит среди других  10 картинок.
  4. Разложить предметы (буквы) в первоначальной последовательности.
  5. Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?».

Формирование зрительных образов букв:

°Найди букву среди других букв

°Конструирование букв из элементов

°Сравни одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом.

Фонематический слух. К чему же приводит его нарушение?

Дефекты произношения звуков приводят к возникновению ошибок в письменной речи, поскольку влияют на формирование фонематического слуха. Его нарушение приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи: р-л, ш-с, ч-щ, ц-с, т-ть….)

Словарь ребёнка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Словарный запас ребёнка начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Поэтому так необходимо играть с ребёнком в различные игры.

Игра позволяет естественно, тонко и ненавязчиво устранять речевые недостатки; даёт возможность многократно повторять с детьми логопедические упражнения.

В игре формируется и развивается правильная речь.

Я уверена, что только в сотрудничестве и сотворчестве можно добиться хороших результатов. Систематическая работа по сотрудничеству с родителями помогает добиваться успехов в работе.

В логопедическом кабинете имеются пособия и книги для работы с детьми. Научиться упражнениям и играм можно во время индивидуальной консультации, на которой они будут показаны именно с вашим ребёнком.

Регулярная работа с ребёнком предупреждает появление у него многих школьных проблем.

Уважаемые родители!

В союзе с учителем-логопедом Ваш ребёнок достигнет отличных результатов!

Успехов нам всем!

2. Игровой тренинг.

Игровой тренинг для родителей.

В ходе тренинга родители знакомятся и играют в игры по речевому развитию. Перед каждой игрой рассказывается о том, какие навыки формируются, закрепляются в ходе каждой игры.


Игра «Не ошибись» - называются разные звуки, игроки поднимают соответствующий названному звуку сигнал – красный, синий, зеленый.


Игра «Какое слово я задумала» - варианты ведущий столько раз, сколько слогов в слове – среди картинок выбирают слово с нужным количеством слогов; либо придумать слово.
 

- Игра «Назови первый (последний, гласный звук)».
• аист, август, ива, эхо, автобус, ухват, облако;
• дал, кот, мак, пир, кнут, мышь;
• шкаф, пол, слон, кит, нос.
Какие это звуки, почему?
 

- Игра «Назови лишнее слово»
• Оля, окна, аист;
• Окунь, утка, улица;
• Ива, умница, игрушки;
• Эхо, эскимо, иголка;
• Автобус, этаж, астра;
• Бак, бык, бак.


Игра «Определи место звука» (карточка с тремя картинками и схемой – машина, сом, рамы) – поставь кружок в нужный квадратик.
 

- Игра «Составь предложение» ( по картинкам, опорным словам).
 

- Графический диктант: 4 клетки вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 3 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 3 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 5 влево.
Полученную букву заштриховать.
 

Игра «Измени слово» (чтобы появился звук [ш]).
Словарный материал: хлеб, орехи, муравей, воробей, корова, горох, рыба, петух, мальчик, камень, мамы.
 
 - Игра «Ответь на вопрос»
• Кто мелет муку?
• Кто кладет печи?
• Кто ухаживает за лесом, много шутит, управляет самолетом?
 

- Игра «Подбери родственное слово».
Словарный материал: лес, гора, гриб, лист.
 

Игра «Замени букву» (мал – мял, лук – люк, вол – вел, мыл – мил, пол - пел).


Игра «Внимательные ушки» - определи количество слогов в словах с опорой на цифровой ряд: уха, полка, сто, стук, машина, утро, звон, трава, ужин, кошка, грузовик.

Разработала:

Синицына М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры для формирования правильной речи детей старшего дошкольного возраста"

В данном материале предоставлена подборка дидактических игр по формированию правильной речи у старших дошкольников....

Консультирование логопеда для воспитателей: «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».

Консультирование для воспитателей "Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи"...

Педагогический проект на тему «Развитие грамматически правильной речи детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх»

Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительност...

Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома

Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....

Интерактивная игра для старших дошкольников "Кто у кого" на формирование грамматически правильной речи детей

Интерактивная игра «Кто у кого» для старших дошкольников увеличивает лексический словарь и закрепляет понятие названий детенышей животных при помощи суффиксов. Добавлен счет для тренировки...

Формируем правильную речь детей.

Познакомить родителей детей  старшего дошкольного возраста с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия....