Главные вкладки

    Несколько игр для развития мелкой моторики с использованием природного материала.
    консультация (младшая группа) по теме

    Это моя самая первая статья на данной информационной площадке, надеюсь собранный мной материал будет интересен и полезен родителям и педагогам дошкольного образования.

    Здесь я предлагаю познакомиться с некоторыми нетрадиционными играми на развите мелкой моторики рук.

    выбираем горошину

    Условно говоря игры разделены на три блока: игры на соритировку, игры нацеленные на поиск необходимого предмета и игры на проталкивание.

    1.Сортируем различный природный материал.

    Когда ребенку от 1,5 до 2 лет можно использовать для сортировки более крупный природный материал например каштаны, желуди, шишки, грецкие орехи в скорлупе, камушки. Этот природный материал очень нравится деткам, они любят его рассматривать, ощупывать, зажимать в ладошках каштаны и камушки. Это огромный помощник для родителей и педагогов, а главное отличное развивающее пособие для детей: это и игры на развитие сенсорики (тактильные ощущения, счетный материал, понятие о величинах), это и игры на конструирование и  художественно эстетическое развитие. Для каждой области развития ребенка игры с природным материалом будут хорошим стимулом в развитии мелкой моторики. Приведу пример такой игры.

    1.1. «Подарок для белочки»

    Цель игры: собрать для белочки корзинку с каштанами для украшения домика.

     

    1.2. «Накорми петушка, курочку и цыплят»

    Цель игры: разложить каждому персонажу определенное лакомство.

     

    2.  Достаем предметы из крупы или воды.

    2.1. Игра «Помоги ежику сделать запасы на зиму»

    Цель: достать из крупы грибочки и листочки для ёжика.

     

    2.2. Игра «На морском побережье»

    Цель: достать ракушки со дна чаши.

    Нам понадобятся фигурки морских обитателей, ракушки или камушки, чаша с теплой водой.

     

    3. Мелкие предметы и отверстия.

    Данный вид игр заключается в том, что бы научить ребенка не только захватывать и удерживать мелкие предметы, но и точно попадать в маленькое отверстие – цель. Для решения такой задачи потребуется немало усилий и ловкости, внимания и усидчивости.

    3.1 Игра «Угости Катю и Олю конфетками»

    Цель: угостить Катю белыми конфетками (фасоль), Олю – шоколадными (кофе)

    Нам понадобятся пластиковые бутылочки 0,5л, маркер, канцелярский нож, зерна кофе, фасоль белая, тарелочка.

    Прежде чем приступать к игре надо изготовить основных персонажей - Катю и Олю. Для этого прорезаем отверстия в бутылочках, рисуем глазки, можно украсить куколок. (см. фото).

     

    Я привела несколько примеров игр, направленных на развитие мелкой моторики, каждая игра имеет множество вариаций, фантазируйте и играйте вместе с детьми.

     

    Уважаемые родители и педагоги, при проведении указанных мной игр необходимо соблюдать меры безопасности, так как используются мелкие детали, необходимо внимательно следить за детьми и не оставлять детей без присмотра.

     

     

     

    Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004 http://gigabaza.ru/doc/142811.html"

    Ляско Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз. - Санкт-Петербург:Речь, 2009

    15 полезных игр на развитие мелкой моторики. Статья  http://www.igraypodrastay.ru/razvivayuschie-igri/m...

    Лебедева А.В. Взаимосвязь мелкой моторики и развития речи у детей 2-3 лет. Статья http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-rodi...

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sergeevatb_razvitie_melkoy_motoriki_ruk.doc526.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автор Сергеева Татьяна Борисовна, воспитатель первой младшей группы ГАДОУ детский сад №18 Калининского района Санкт-Петербурга.

    Несколько игр
    для развития мелкой моторики детей от 1,5 до 3 лет.

    Консультация для родителей.

    Мелкая моторика у ребенка — это умение совершать разнообразные движения пальцами ног, рук, кистями, стопами. Способность ребенка выполнять точные и мелкие движения достигается благодаря скоординированным действиям костной, мышечной и нервной систем организма.

    Умение манипулировать очень важно для ребенка. Во-первых, потому, что малыш его использует во многих своих действиях. И чем выше это умение, тем лучше получается результат: пользуется ложкой и вилкой, застёгивает пуговицы, увереннее перелистывает страницы книги, рисует, вырезает из бумаги.

    Во- вторых, установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки. Исследования М.Кольцовой доказали, что существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью.

    При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.

    Умение работать пальчиками к малышу приходит не сразу.

    Что поможет развить мелкую моторику рук?

     Для этого нужно следующее:

    - Учить ребенка отвинчивать крышки, нанизывать предметы на веревочку, наливать воду в емкость, пересыпать сыпучие продукты из одной емкости в другую, заниматься лепкой, перебирать мелкие предметы и складывать их в емкости с узкими отверстиями, переворачивать страницы книги, разрывать бумагу, мять бумагу, а затем разглаживать..

    - Учить малыша навыкам самообслуживания: пользоваться вилкой и ложкой, снимать и одевать колготки и носки.

    - Игрушки должны быть разнообразными, и среди них должны быть такие, которые можно было бы раскручивать, перекручивать, детали которых можно было бы вращать по кругу, увлекать ребенка игрой с конструктором и кубиками.

    - Разучивать пальчиковые игры, играть с пальчиками везде, это один из самых простых и веселых способов переключать внимание ребенка, например, освоить несколько фигур из пальчиков и устраивать театр теней, или рассказывать сказки, сопровождая сюжет  фигурами и движениями пальцев и кистей.

    Информации о пальчиковых играх можно найти не мало, я же хочу поделиться собственным опытом по активизации нервных окончаний на кончиках пальцев и развитием мелкой моторики через игры с природным материалом и водой.

    Все дети любят играть и через игру приобретают новые навыки, учатся и развиваются!

    Игры представлены от простого к сложному, чем точнее необходимо манипулировать предметом, тем сложнее игра.

    1. Сортируем различный природный материал.

    Когда ребенку от 1,5 до 2 лет можно использовать для сортировки более крупный природный материал например каштаны, желуди, шишки, грецкие орехи в скорлупе, камушки. Этот природный материал очень нравится деткам, они любят его рассматривать, ощупывать, зажимать в ладошках каштаны и камушки. Это огромный помощник для родителей и педагогов, а главное отличное развивающее пособие для детей: это и игры на развитие сенсорики (тактильные ощущения, счетный материал, понятие о величинах), это и игры на конструирование и  художественно эстетическое развитие. Для каждой области развития ребенка игры с природным материалом будут хорошим стимулом в развитии мелкой моторики. Приведу пример такой игры.

    1.1. «Подарок для белочки»

    Цель игры: собрать для белочки корзинку с каштанами для украшения домика.

    Нам понадобится коробочка с бантом или корзинка, корзинка (коробочка) побольше с каштанами и желудями.

    Ход игры: ребенку показываем собранные в одной корзине желуди и каштаны, даем их посмотреть и пощупать, учим как выглядит каштан и как выглядит желудь, проговариваем что каштан и желудь округлые по форме и гладкие на ощупь, по цвету каштан темнее желудя, каштаны растут на дереве «КАШТАН», а желуди растут на дереве «ДУБ». Далее предложить ребенку собрать гостинец для белочки из каштанов или желудей, и тем самым отсортировать дары осени.

    1.2. «Накорми петушка, курочку и цыплят»

    Цель игры: разложить каждому персонажу определенное лакомство.

    Нам понадобятся игрушки или картинки с изображениями петушка, курочки и цыплят, четыре тарелочки, три различные лакомства – бобовые, крупа, макароны(я использую: фасоль, горох, пшено, макароны, гречу).

    Ход игры: предлагаем ребенку покормить домашних птиц (или возможны ваши варианты), ставим перед каждым персонажем по тарелочке и проговариваем:

    -Маленькие цыплятки кушают маленькое пшено, курочка побольше лакомство - горох, а петушок самое большое лакомство-фасоль. Вот только еда вся перемешалась, помоги, пожалуйста,  накормить птичек.

    Ставим на стол тарелку со смесью. Показываем как брать зернышки: двумя пальчиками и выкладывать на нужную тарелочку, самые маленькие зернышки брать не надо, Не забывайте хвалить ребенка. В конце, когда все крупные зерна будут рассортированы, можно пересыпать крупу в тарелочку для цыплят. По окончании игры, обязательно похвалите ребенка и поблагодарите от имени курочки, петушка и цыплят.

    2. Достаем предметы из крупы или воды.

    2.1. Игра «Помоги ежику сделать запасы на зиму»

    Цель: достать из крупы грибочки и листочки для ёжика.

    Нам понадобится большая емкость, гречневая крупа, небольшие пластиковые грибочки, фигурка ёжика.

    Ход игры: рассматриваем ёжика и рассказываем где он живет, как он защищается в случае опасности, предлагаем помочь сделать запасы. Для этого нам понадобится  емкость с крупой и грибочками, предлагаем достать грибочки из гречневой крупы, нужно обратить внимание на свойство крупы при нажатии – она колючая как ёжик.

    2.2. Игра «На морском побережье»

    Цель: достать ракушки со дна чаши.

    Нам понадобятся фигурки морских обитателей, ракушки или камушки, чаша с теплой водой.

    Ход игры: показываем ребенку и даем пощупать фигурки морских обитателей, ракушки и камушки, рассыпаем фигурки в воде и предлагаем собрать сначала ракушки, можно ими выложить рисунок на столе, далее можно предложить выловить рыбок для пересаживания в другую чашу, имитирующую аквариум. Благодарим ребенка за проделанную работу. Подобная игра позволяет познакомить детей с профессией водолаза, они на мгновение становятся водолазами - кладоискателями или спасателями, сюжет игры может быть разнообразным, все зависит от вашей фантазии.

    3. Мелкие предметы и отверстия.

    Смысл подобного рода игр заключается в том, что бы научить ребенка не только захватывать и удерживать мелкие предметы, но и точно попадать в маленькое отверстие – цель. Для решения такой задачи потребуется немало усилий и ловкости, внимания и усидчивости.

    3.1. Игра «Угости Катю и Олю конфетками»

    Цель: угостить Катю белыми конфетками (фасоль), Олю – шоколадными (кофе)

    Нам понадобятся пластиковые бутылочки 0,5л, маркер, канцелярский нож, зерна кофе, фасоль белая, тарелочка.

    Прежде чем всего необходимо изготовить основных персонажей - Катю и Олю. Для этого прорезаем отверстия в бутылочках, рисуем глазки, можно украсить куколок. (см. фото).

    Ход игры: знакомим ребенка с куколками, предлагаем угостить Катю и Олю конфетками, Катя выбирает конфетки белого цвета, а Оля коричневого, так сортируем кофе и фасоль, можно считать сколько зерен кофе (фасоли) опустили в бутылочку.

    Рекомендую для первого знакомства играть с ребенком вместе, угощая вторую куколку в качестве примера.

    Я привела несколько примеров игр, направленных на развитие мелкой моторики, каждая игра имеет множество вариаций, фантазируйте и играйте вместе с детьми.

    Уважаемые родители и педагоги, при проведении указанных игр необходимо соблюдать меры безопасности, так как используются мелкие предметы, необходимо внимательно следить за детьми и не оставлять детей без присмотра.

    Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004 http://gigabaza.ru/doc/142811.html

    Ляско Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз. - Санкт-Петербург:Речь, 2009

    15 полезных игр на развитие мелкой моторики. Статья  http://www.igraypodrastay.ru/razvivayuschie-igri/melkaya-motorika/dva-goda/124-igri.html

    Лебедева А.В. Взаимосвязь мелкой моторики и развития речи у детей 2-3 лет. Статья http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/06/27/vzaimosvyaz-melkoy-motoriki-i-razvitiya-rechi-u


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики с помощью природного материала

    Рекомендации для родителей старших дошкольников...

    Развитие мелкой моторики с помощью природного материала

    Рекомендации для родителей старших дошкольников...

    Развитие мелкой моторики с использование природного материала

    Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной. Ведь наряду с развитие мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас....

    Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук посредством природного материала"

    В данной консультации раскрывается понятие "Мелкая моторика рук" и предлагаются игры с природным материалом, благодаря которым, каждый родитель сможет осуществить эту задачу....

    Воспитание экологической культуры у детей с ДЦП иНОДА через развитие мелкой моторики с использованием природного материала в продуктивных видах деятельности.

    Воспитывать  экологическую культуру у детей с ДЦП и НОДА помогают занятия продуктивными видами деятельности с использованием природного материала. Собирать природный материал можно на прогулках, ...

    Развитие мелкой моторики с помощью природного материала

    Развитие мелкой моторики с помощью природного материала...