Деловая игра: «Организация коррекционно-речевой работы с ребенком старшего дошкольного возраста в домашних условиях».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Для эффективной работы логопеду необходимо наладить тесный контакт с родителями детей. Поэтому, после первичного обследования ребенка  приглашаю родителей для сбора анамнеза и уточнения раннего развития ребенка. Каждый родитель заполняет анкету. Анализ анкет и бесед с родителями позволяет логопеду более грамотно составить перспективный план по работе с родителями, в котором фиксируются письменные консультации через родительский уголок, папки-передвижки, темы родительских собраний, темы микро-групповых консультаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx84.83 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра: «Организация коррекционно-речевой работы с ребенком старшего дошкольного возраста в домашних условиях».

Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями в организации коррекционной работы с ребенком в домашних условиях.

Ход родительского собрания.

  1. Игра «Давайте поздороваемся»

Учитель-логопед: Сейчас я попрошу Вас встать и походить по залу, здороваясь со всеми, кто встречается Вам на пути. Здороваться надо определенным образом:

  • на хлопок – здороваетесь за руку и произносите любое приветствие;
  • на свиток – здороваетесь плечиками и произносите «добрый вечер».
  1. Доклад об актуальности организации коррекционной работы с ребенком в ДОУ и дома.
  2. Организационно - деятельностные игры:
  • «Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять!»

Цель: углубить и систематизировать знания родителей по развитию мелкой моторики рук.

Рабочий материал: счетные палочки, миски с горохом, фасолью, шаблоны и трафареты для штриховки, простые карандаши, пластмассовые крышки от бутылок.

Учитель-логопед: Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно - в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. На сегодняшний день издается большое количество книг с описанием пальчиковых игр. Многие из них мы с детьми на занятиях, а Вы дома, будем выполнять. Но есть еще и другие формы и виды работ по развитию мелкой моторики, которые с удовольствием будут выполнять Ваши дети. О них я Вам и напомню.

Родители объединяются в пары – семейки и каждой из «семеек» дается практическое задание: 

  • Вы  превращаетесь в «Золушек» и Вам необходимо перебрать горох и фасоль;
  • Вы превращаетесь в «строителей», постройте из счетных палочек, по образцу, архитектурное строение – дом по образцу;
  • Вам предлагается игра «Волшебный карандаш». Обведите по трафарету овощи и заштрихуйте их в разных направлениях. А по шаблону обведите фрукты и то же заштрихуйте их в разных направлениях;
  • А Вы, возьмите пластмассовые крышки от бутылок и наденьте их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая» проговаривая стишок.

                                   Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули. (Смена рук)

                                   И пошли по переулку

                                   На весёлую прогулку. (Смена рук)

                                   Пальцы – словно балеринки,

                                   Но одетые в ботинки. (Смена рук)

                                   Каждый пальчик – будто ножка,

                                   Только шаркает немножко.

  • «Школа весёлого Язычка»

Цель: познакомить родителей с особенностями выполнения артикуляционной гимнастики.

Рабочий материал: зеркала, карточки с образцами упражнений артикуляционной гимнастики.

Учитель-логопед: Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно, сидя перед зеркалом, так чтобы ребенок видел свои губы, язык. Я покажу Вам некоторые игровые упражнения, с помощью которых можно весело и непринужденно выполнить с ребенком. Ваша задача – ненавязчиво контролировать правильность и точность их выполнения, но для этого Вам надо самим знать, как расслаблять или напрягать мышцы языка, удерживать его в нужном положении, правильно работать губами и вырабатывать нужную воздушную струю.

Родителям показываются карточки с изображением артикуляционных укладов, и предлагается выполнить их, глядя в зеркало. Упражнения сопровождаются стишками и комментариями об их назначении.

Учитель-логопед: Таким образом, применяя в индивидуальной работе с ребенком игры и упражнения на развитие моторных навыков, вы поможете учителю-логопеду ускорить процесс постановки звуков.

  • «Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно»

Цель: познакомить родителей с особенностями коррекционной работы на этапе автоматизации звука.

Рабочий материал: средние мячики с шипами, счетные палочки, кубики

Учитель-логопед: Закрепление звука в речи или по-другому автоматизация звука в речи, возможна лишь после того, как ребенок с помощью учителя-логопеда научится правильно произносить его изолированно. В этой трудоёмкой работе очень важна последовательность от простого к сложному. Речевой материал должен нарастать постепенно и на этапе автоматизации полностью исключать все похожие звуки. Например, если идет автоматизация звука «С», то в слогах, словах, фразах не должно быть ни одного слога или слова с другими свистящими (з,ц), а также с шипящими (ш, ж, ч, щ). При несоблюдении этого условия ребенок начинает смешивать сходные звуки, что недопустимо. Автоматизация звука начинается с произнесения в слогах.

  • Упражнение «Лесенка»: выложите из счетных палочек или из кубиков лесенку. Теперь прошагайте пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно произнося слог СА. А теперь поднимайтесь и спускайтесь, проговаривая слоговой ряд: СА – СЫ – СО – СУ.

Учитель-логопед: для автоматизации звука в слогах можно использовать и другие упражнения, например: «Пальчики шагают», «Скажи для Миши», «Собери пирамидку», «Прищепи прищепку», «Пальчики здороваются» и т.д.

  • Упражнение «Закончи слово»: я начну, а Вы договаривайте слова:

В лесу живет рыжая ли… (СА).

В магазине продается колба… (СА).

У Сони длинная ко… (СА).

  • Упражнение «Весёлый мячик»: теперь перейдем к проговариванию звука в чистоговорках. Возьмите мяч и на каждое слог или слово по тексту перебрасывайте его из одной руки в другую:

СА – СА – СА – вот оса;

СЫ – СЫ – СЫ – у осы усы;

СА – СА – СА – в саду оса,

СА – СА – СА – СА – ко мне летит оса,

СЫ – СЫ – СЫ – не боимся мы осы.

  • Игровое упражнение «Волшебная ладошка»: я называю слово, а Вы заменяете первый звук в моем слове на звук «С» и, задевая мою ладошку, произносите полученное слово: ток - … (сок), дом - … (сом), майка - … (сайка), Тоня - … (Соня), кто - … (сто).

Учитель-логопед: Введение поставленных, автоматизированных звуков в самостоятельную речь ребенка проходит по нарастающей сложности: от составления предложений до самостоятельного творческого высказывания. В процессе данной работы главное – это формирование речевого контроля и самоконтроля, очень важного для развития связного высказывания. Составление предложений по картинкам, игрушкам, опорным словам, вопросам не только упражняют ребенка в правильном произношении отрабатываемых звуков, но и одновременно формируют грамматически правильную речь.

  • Игра «Закончи предложение»

(По предложенной схеме родители заканчивают предложения.)

b200

- Соне подарили подарок. И т.д.

  • Игра «Составь предложение к картинке»

(Родители получают по предметной картинке и составляют предложение.)

Учитель-логопед: Такие упражнения трудны для детей, так как они думают о смысле, содержании ответа и забывают о правильном звукопроизношении.

  • «Научитесь слышать звуки»

Цель: объяснить родителям важность своевременного развития фонематического слуха, кратко познакомить с основными этапами коррекционной работы.

Учитель-логопед: Недостатки звукопроизношения сказываются на развитии фонематического слуха, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте. Подобные причины могут привести в дальнейшем к школьной неуспеваемости – дисграфии и дислексии.

Коррекционная работа по формированию фонематического слуха с детьми, страдающими нарушениями речи, строится в два этапа:

1) развитие слухового внимания;
2) формирование функций фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза.

Развитие слухового внимания на неречевых звуках: различение неречевых звуков: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые}– неприятные (злые, грубые).

Упражнения и игры на развитие слухового внимания:

  • «Какие звуки нарушают тишину?»,
  • «Кто услышит больше звуков?»,
  • «Назови звуки улицы»,
  • «Голоса животных и птиц» и т.д.

Учитель-логопед: предлагаю сыграть в игру «Угадай, чей голосок». Я попробую звуками изобразить какой-то предмет: паровоз, машину, самолет, свистящий чайник, собаку и т.п. А Вы угадайте, кто угадает – тот и водит.

Формирование функций фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза:

Основные образовательные задачи по данному направлению коррекционной работы:

  • сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;
  • научить произносить слова различной слоговой сложности;
  • научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи. 

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:

1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).
2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
3. Различение звука в слове.
4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие,
Р – Л и т.д.).
6. Придумывание слов на определённый звук.

Учитель-логопед: игровое упражнение «Стой или шагай»: а теперь я попрошу Вас встать. Если в слове слышится звук «С», надо стоять, если нет звука «С» - шагать. (Игра проводится с ускорением темпа.)

Учитель-логопед: Проводя такие игры, обязательно меняйтесь с ребенком местами, т.е. принимайте на себя роль ученика, и Вы увидите в глазах ребенка благодарность и повышенный интерес.

        4. Подведение итога.

- Подводя итог, можно сказать, что взрослые – это посредники между ребенком и внешним миром. И потому так важно говорить с малышом, рассказывать сказки, играть в дидактические игры, объяснять значение новых слов.

- Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

- Уважаемые родители! Без Вашей помощи, работа учителя-логопеда  будет не полноценной, мало эффективной, поэтому помогите мне и ребенку, для эффективной коррекции речевых нарушений. Чтобы Ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь советами, написанными в буклете. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у Вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. И так, успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

деловая игра для воспитателей "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

логическое мышление зависит от его быстроты, способности рассуждать, решать задачи в разных областях....

Консультация для родителей в старшей группе «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»

   повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи...

Мастер-класс для родителей "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях"

Мастер-класс для родителей "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях"...

Деловая игра для воспитателей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр »

Я поделилась с коллегами опытом работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр....

Видеоконсультация для родителей "Правила организации закаливающих мероприятий с детьми раннего и дошкольного возраста в домашних условиях"

Основная цель закаливания – повышение сопротивляемости организма ребенка к неблагоприятным факторам окружающей среды. Это значительно снижает частоту заболеваний, ведь закаленным детям не страшн...