Памятка для родителей "Дидактические игры на развитие памяти"
консультация на тему

Дергунова Анна Владимировна

Память играет важную роль в нашей жизни. Мы живем в такое время, когда все больше и больше дел перепоручается компьютерам, в нашем распоряжении есть самые современные информационные технологии - от калькуляторов до редактирующих программ, электронных часов с запоминающим устройством и электронных органайзеров. Память - процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающей возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания. Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Всякий познавательный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_pamyati.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие памяти

1. Что изменилось? (игра с матрешками)

Цель: Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежала, стоит на месте), замечать и называть различия в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.

Игровое правило: Отвечает только тот, кого называет матрешка-мама (самая большая матрешка).

Игровое действие: Отгадывание, что изменилось в расположении матрешек.

Ход игры: Воспитатель показывает детям поочередно пять разных по размеру разноцветных матрешек. Дети рассматривают их. Все матрешки разные по величине и одеты в разные сарафаны и платочки. Вместе с детьми воспитатель называет цвета одежды, отмечает, что по величине все матрешки разные.

         Дети сидят за столиком полукругом; он поставлен так, чтобы всем были видны матрешки, стоящие на столе у воспитателя.

        Педагог задает вопрос:

     - Дети, что вы видите на моем столе?

  • Матрешки,- отвечают дети хором.
  • Посмотрите, какие матрешки по росту. (Ставит рядом две, потом три, а затем четыре матрешки) Одинаковые по росту или нет? («разные») А что у них разное? Посмотрите внимательно!

Вначале дети затрудняются ответить правильно, воспитатель помогает им наводящими вопросами:

  • Посмотрите на платочки. Какие они? (прикасается то к одной матрешки, то к другой) Правильно. У одной матрешки красный платочек, у другой- зеленый, а у этой- синий. Как мы скажем про платочки одним словом? («платочки у матрешек разного цвета») А сарафаны? Как можно сказать? Правильно. Сарафаны у них тоже разные.( вместе с детьми называет, какого цвета у каждой матрешки сарафан: красный, зеленый, синий.) Посмотрите на них и запомните, как матрешки одеты.

А теперь поиграем так: я закрою ширмой матрешек, а вы потом узнаете, какая матрешка потом спрячется. Но нужно отвечать только по одному, поэтому тот, кто заметит, подойдет ко мне и скажет тихо-тихо, чтобы другие не слышали.

Далее воспитатель обращает внимание детей на размер матрешек: прячет за ширмой то одну, то другую матрешку, то сразу две.

При повторном проведении игры отвечает тот, на кого укажет матрешка.

2. Узнай на вкус

Цель: упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов( сладкий, кислый, соленый, горький); активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Игровые правила: не глядя на овощ, определять его вкус, правильно называть вкус словом, терпеливо ждать, когда будет дан овощ для пробы.

Игровые действия: закрыть глаза, не подглядывать, не торопится с ответом, пока не разжуешь. Тому, кто ошибается, дают попробовать на вкус другой овощ. Найти целый овощ на столе воспитателя.

Ход игры: на столе у воспитателя на подносе лежат овощи и фрукты, знакомые детям: огурец (свежий и соленый), морковь, капуста, репа, редис; яблоко, груша, слива. На другом подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки из расчета на каждого ребенка. Здесь находятся и бумажные салфетки. Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому предлагает закрыть глаза, кладет на салфетку кусочек овоща или фрукта и просит ребенка взять этот кусочек в рот. Тот, не открывая глаз, отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.

Игра заканчивается перечислением принесенных овощей или фруктов, определением вкуса каждого из них.

3. Что игрушка рассказывает о себе?

Цель: учить детей умению описывать предмет, выделяя его более характерные признаки; развивать связную речь, умение внимательно слушать товарища, дополнять его рассказ, тренировка памяти, воображения, мышления.

Игровые правила: вынимать игрушки по одной из коробки; рассказывать все об игрушке, что знаешь и ведешь (другие дети дополняют).

Игровые действия: поиск предмета, одинакового с описанным. Кто первым нашел, тот берет следящую игрушку для описания.

Ход игры: для этой игры воспитатель подготавливает два комплекта игрушек (по паре каждой из игрушек). Один комплект он кладет в коробку, игрушки из другого комплекта раскладывает в комнате так, чтобы их надо было искать (это он делает еще до того, как дети сели играть.)

В начале игры воспитатель приносит и ставит на стол коробку. Дети еще не знают, что в ней, но появление коробки, загадочный тон педагога вызывают у них интерес к игре. Интерес еще более усиливается, когда воспитатель предлагает угадать, что в коробке. Воспитатель предлагает двум-трем детям вынуть из коробки все игрушки. Ребята рассматривают игрушки, расставленные на столе, по желанию берут их в руки.

После того как непосредственный интерес к игрушкам удовлетворен, воспитатель объясняет правила игры:

- Дети, мы уже играли по-разному: в магазин, «чудесный мешочек», а сейчас поиграем в игру, которая называется «что игрушка рассказывает о себе?». Игра эта трудная, но, я надеюсь, вы с ней справитесь. Вот, смотрите: что это? (показывает детям знакомый синий шар, потом толкает его, и шар катится по столу.)

Дети отвечают:

- Шар, синий шар. Он катится.

- А как вы узнали? – спрашивает воспитатель.

- Да видно сразу! – весело отвечают дети.

- Правильно, шар сам рассказывает о себе, что он круглый, синий, катится, -подтверждает воспитатель. - Вот мы и будем смотреть на игрушки, можно даже постучать ими, сравнить их, взвесить на ладошке и сказать, что игрушка рассказывает о себе. Один будет рассказывать, а все слушать и замечать, все ли сказано. А потом мы пойдем по комнате и будем искать такую же игрушку, совсем, совсем одинаковую. Кто первым найдет и принесет ее на стол, тот возьмет игрушку из коробки и расскажет о ней.

Воспитатель уточняет, что приносить игрушку нужно одинаковую и искать ее по всей комнате. Кто первый увидел игрушку, бежит к столу, ставит ее, остальные возвращаются на свои места.

- Молодец, Костя, ты был очень внимательным. Выбирай себе игрушку и расскажи ребятам о ней, - говорит педагог.

В начале игры воспитатель дает образец описания, преднамеренно опуская один из признаков, чтобы дать возможность кому-нибудь из детей дополнить. Во время описания игрушек детьми в случае затруднения он помогает:

- Боря, возьми в одну руку мяч, в другую шар. Что можно сказать о шаре еще?

- Шар легче мяча,- догадывается мальчик.

Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки « расскажут» о себе и всем найдена пара.

  1. Горячо – холодно

Цель: закреплять знания детей о растениях, находящихся в групповой комнате; воспитывать любознательность, находчивость; развивать связную речь, память.

Игровое правило: матрешку можно взять только после того, как будет правильно названо растение, под которым она спряталась.

Игровые действия: поиск матрешки, название растения; при приближении к матрешке говорить слова « тепло, тепло», при удалении от нее- « холодно, холодно», совсем приблизится- « горячо».

Ход игры: растения, находящиеся в групповой комнате, воспитатель ставит так, чтобы они хорошо были видны, некоторые переставляет на новое места, но так, чтобы к ним можно было легко подойти. Затем говорит:

- Дети, сегодня мы поиграем в новую игру. Она называется «горячо - холодно». Чтобы не ошибиться, надо знать правила. Кто-нибудь из вас - водящий (мы выберем его считалкой). Он выйдет за дверь, а мы спрячем матрешку под какое-нибудь растение. Когда скажем: «Заходи!», водящий будет искать матрешку: если он ушел от игрушки в другую сторону, далеко от нее, все вместе: «холодно!», если он будет подходить ближе, скажем: «тепло!». А если он близко подойдет к растению, где спряталась матрешка, скажем: « горячо, горячо!». Значит здесь надо искать игрушку. Давайте повторим это правило (вместе с детьми повторяет правило.) Обращаясь к водящим, воспитатель напоминает о том, чтобы они прислушивались к словам, которые будут произносить дети. Игра начинается.

Выбирают считалочкой водящего, он выходит за дверь или отворачивается, чтобы не видеть, куда будут прятать матрешку.   Прячут матрешку дети, это усиливает интерес к игре.

Для игры следует сначала взять 4–5 , а затем до 8 растений, названия которых дети должны хорошо знать, это герань обыкновенная, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия, китайский розан, колеус, алоэ, аспарагус, душистая герань, бегония рекс.

Нашедший матрешку должен сказать: «Я нашел матрешку под душистой геранью» или «матрешка спряталась под аспарагусом». После этого он отдает матрешку воспитателю. Дети аплодируют тому, кто без ошибки выполнил задание. Воспитатель следит за речью ребят, правильными окончаниями слов: сбоку аспарагуса, сзади бальзамина, под бегонией.

5. К дереву беги!

Цель: закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево, развивать память, мышление.

Игровые правила: подбегать к дереву можно только по сигналу водящего: «1,2,3,к дереву – беги!» Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдает свой фант, который в конце игры должен отыграть.

Игровые действия: поиск нужного дерева, разыгрывание фантов.

Ход игры: выйдя на прогулку на участок, воспитатель напоминает детям о том , что здесь много деревьев. Затем говорит:

- Знаете ли вы, ребята, как называются деревья, которые растут у нас на участке, и чем они отличаются друг от друга? Мы узнаем об этом, когда поиграем в игру « к дереву – беги». Кто ошибся и подбежит не к тому дереву, тот платит фант, а потом в конце должен отыграть его. Помните, как мы это делали: надо будет выполнить такое задание, какое мы придумаем. Так что будьте внимательными, не ошибайтесь!

У нас на участке есть красивое дерево. Оно зимой и летом одним цветом, пушистое, душистое, шишки на нем растут. На новый год в гости к ребятам приходит…

Так начинает игру воспитатель, показывает пример, как надо описывать дерево.

- 1, 2, 3! К этому дереву – беги!

Дети бегут к елке.

- Елочка, это наша елка! – радостно узнают в описании свое любимое дерево, возле которого они не раз устраивали праздник, водят хороводы.

- А сейчас Лена расскажет нам о каком-либо дереве. Лена, какое ты знаешь дерево? Не смотри на него, а расскажи, какое оно: высокое или низкое, какой ствол, листья, - предлагает воспитатель, вновь намечая план описательного рассказа.

После рассказа-описания Лены воспитатель дает команду: «1, 2, 3! К этому дереву - беги!» здесь возможны ошибки детей: не к тому дереву подбежал, неправильно назвал. Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на дерево, чтобы играющий понял свою ошибку. «Ошибся – плати фант» - напоминает о правиле воспитатель. ( фантом может быть любая вещь: платочек, значок, ленточка и др.). Так игра продолжается, пока не назовут деревья, которые растут на участке (до 10 деревьев). Игра заканчивается разыгрыванием фантов. Она пройдет живо и интересно, если будут придуманы занимательные задания.

- В этой корзине у нас фанты тех ребят, кто ошибся. Хотите отыграть их? Ну, тогда слушайте внимательно и быстро выполняйте все, что мы вам скажем.

Вызывает к себе более смышленого, находчивого из ребят и предлагает ему отвернуться. Вынимает из корзиночки ленточку Лены и спрашивает отвернувшегося ребенка:

- Костя, скажи, что этому фанту делать?

- Попрыгать, как лягушка.

Лена встает и прыгает как лягушка, квакает.

- Хорошо. Получай свою ленточку.

- А этому фанту что делать? – спрашивает воспитатель, показывая детям значок Юли.

Водящий не знает, чей это значок. Он отвернулся.

- Пусть она сядет на пол и встанет, не помогая себе руками.

Юля пробует это сделать, но не сразу получается. Детям весело. Юля настойчиво добивается и встает без помощи рук.

- Получай свой значок Юля! Ты молодец!

Так поочередно возвращаются фанты их хозяевам, и игра заканчивается хорошим, веселым настроением детей.  

6. Домино

Цель: закреплять знания детей о средствах передвижения: автомобили , поезда, самолеты, вертолеты, теплоходы, катера, отмечать их особенности; продолжать воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры; развитие памяти , внимания, усидчивости.

Игровые правила: выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: самолет к самолету, автомобиль к автомобилю, катер к катеру – и ни разу не ошибается; он получает фишку - красный кружок.

Игровые действия: поиск нужных картинок, соблюдение очередности.

Ход игры: для этой игры необходимо изготовить карточки, как в любой игре типа «домино». Карточка разделена на две половины: на каждой из них изображены виды транспорта. Игра рассчитана на 4–6 участников. Карточек должно быть 24. Если играют четверо, раздают по 6 карточек. Игра проходит по типу игры « Домино». Кто положит последнюю карточку, а у других они еще есть, тот и выигрывает, получает фишку. При повторении игры карточки перемешивают. Дети, не глядя, отсчитывают 4–6 карточек, и игра продолжается.

7. Когда это бывает

Цель: закреплять знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток: утро, день, вечер, ночь. Развивает мышление, память, внимание.

Игровые правила: по слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и объяснять, почему он ее поднял.

Игровое действие: поиск нужной картинки.

Ход игры: на столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятие, игры на участке, сон, уборка групповой комнаты, катание на санках, приход родителей и др. К каждой части суток должно быть несколько сюжетов картинок. Дети выбирают себе каждый любую картинку, внимательно рассматривает ее. На слово утро дети поднимают картинку и каждый объясняет , почему он думает , что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, чистят зубы, завтракают, занимаются и др. Затем воспитатель говорит слово день. Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят. « Вечер»,- говорит воспитатель, и дети поднимают соответствующие карточки.

  • Почему ты показал эту карточку? – спрашивает воспитатель вызванного ребенка.
  • Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно, - отвечает он.

« Ночь», - говорит воспитатель, и дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.

За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка – утро, голубая – день, серая – вечер, черная – ночь.

Затем карточки перемешиваются , и игра продолжается так, чтобы слова назывались в обратной последовательности: воспитатель говорит, например, вечер, а потом утро, т. е. тем самым усиливает внимание к словесному сигналу и тренирует память.

8. Где это можно купить?

Цель: закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах : продуктовых, промтоварных, книжных ( бывают разные продуктовые магазины: « овощи – фрукты», « булочная» , «молоко»; промтоварные: «обувь», «одежда», «ткани», «детский мир», « спортивный магазин»); учить детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям делать несложные покупки.

        Игровое правило: соотносить предметы, изображенные на маленьких картинках, с названием магазинов на больших картинках. Выигрывает тот, кто не ошибается и первым закроет все клеточки.

        Игровые действия: искать, находить картинки, закрывать ими клеточки. Соревнование.

        Ход игры: в начале игры воспитатель проводит с детьми беседу о том, знают ли они, где их мамы покупают продукты, необходимые вещи, предметы, какие они знают магазины, как называются магазины, которые находятся близко от их дома, помогают ли они своим родителям в покупке хлеба, молока и других продуктов. После беседы воспитатель показывает большие карты, на которых нарисованы разные магазины. Дети по витринам магазинов узнают, что в них продается (некоторые дети умеют читать слова хлеб, молоко).

  • А сейчас, дети, поиграем. Я вам раздам маленькие карточки, и вы потом должны сказать, где, в каком магазине это можно купить. Не спешите, внимательно посмотрите на картинку!

Раздав карточки, воспитатель дает сигнал: «игру начинай!». Дети подходят к столу и кладут свои карточки на клетки большой карточки. Там, где нарисован магазин «молоко», кладут карточки с изображением бутылок, пакетов молока, сыра, масла, сметаны, творога и др. Воспитатель проверяет правильность действий детей, поощряет тех, кто правильно нашел нужный магазин.        

9. Где мы были, не скажем, а что делали, покажем

Цель: учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность, произвольную и непроизвольную память.

Игровое правило: все дети правильно изображают действие, так, чтобы можно было догадаться, назвать его.

Игровое действие: имитация движений, отгадывание; выбор водящего.

Ход игры: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

- Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим, выйдет из команды, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» мы ему ответим: «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем».

Выбирают водящего, он выходит.

Воспитатель изображает, что он будто бы пилит дрова.

  • Что я делаю? – спрашивает он у детей.
  • Дрова пилите.
  • Давайте все будем пилить дрова.

Приглашают водящего.

  • Где вы были? Что делали? – спрашивает он.

Дети отвечают хором:

  • Где мы были, не скажем, а что делали, покажем.

Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает:

  • Вы пилите дрова.

Для продолжения игры выбирают другого водящего.

Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, играть на пианино и др.

Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. Если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например, «танцеваете», «рисоваете», воспитатель добивается, чтобы все усвоили, как надо говорить правильно.

  • Дети, что вы делаете? – спрашивает воспитатель. – Правильно сказал Вова: «Мы рисуем». Вова скажи правильно, что делают дети, - предлагает воспитатель.
  • Они рисуют.

10. Кто в домике живет?

Цель: закреплять знания детей о животных, умение правильно произносить звуки, развивать память.

Игровое правило: отвечать на вопрос «Кто в домике живет?» нужно только тем детям, кто сидит в домике (дети издают звуки животных, которых они изображают).

Игровые действия: звукоподражание; имитация движений различных животных и птиц.

Ход игры: Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4-5). Дети изображают знакомых им птиц или животных.

Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит:

- Тук-тук-тук, кто в этом домике  живет?

- Му-му-му

- Ме-е.

- Мяу-мяу.

- Бе-е, бе-е.    

         - Га-га-га.

- Ко-ко-ко.

Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет. Если дети произносят звуки недостаточно хорошо (недостаточно четко и громко), воспитатель просит их повторить. Если на вопрос «Кто в этом домике живет?» дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» И т. д.

Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается.

Не следует менять роли детей на одном занятии: это их путает, они забывают, кого надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них.

11. Какое время года?

Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Игровое правило: показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Игровое действие: отгадывание времени года по стихотворению.

Ход игры: У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку.

Воспитатель  спрашивает:   «Кто   знает,   когда  это  бывает?» - и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Загадки

Дел у меня немало -              Я соткано из зноя,

Я белым одеялом                  Несу тепло с собою.

Всю землю укрываю,            Я реки согреваю,

В лед реки убираю,               «Купайтесь!» - приглашаю.

Белю поля, дома                    И любите за это

Зовут меня...   /зима/             Вы все меня. Я... /лето/

Я раскрываю почки,             Несу я урожаи,

В зеленые листочки              Поля вновь засеваю,

Деревья одеваю,                    Птиц к югу отправляю,

Посевы поливаю,                  Деревья раздеваю.

Движения полна.                  Но не касаюсь сосен

Зовут меня...   /весна/           И елочек я.    /осень/

12. Когда это бывает?                 

Цель: уточнять и углублять знания детей о временах года.

Игровое правило: по сигналу воспитателя быстро называть признаки времени года.

Игровое  действие: передача   камешка   тому,   кто  отвечает.

Ход игры: Воспитатель спрашивает ребят, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года.

- А теперь я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» - и положу камешек Вове. Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потам он передает камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне.

Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры по развитию памяти

материал представлен в виде карточек для картотеки игр...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Игры будут полезны детям, страдающим церебрастеническим синдромом, апатической формой психоорганического синдрома, церебральным параличом и другими заболеваниями, одним из ярких симптомов ...

Памятка для родителей "Игры для развития памяти и внимания"

Хорошая память и умение концентрировать внимание-крайне важные качества, которые помогут ребенку достичь успеха в любых начинаниях....

Памятка для родителей "Игры на развитие внимания и памяти"

Родители познакомятся с играми на развитие внимания и памяти, в которые они смогут поиграть с детьми дома[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16160240","attributes":{"alt":"","class":"me...

Памятка "Как правильно работать над развитием памяти ребёнка"

Если ваш ребенок справляется со школьной программой, то, скорее всего, его память развита достаточно. А тот материал, что он плохо запоминает, может свидетельствовать о том, что он ему неинтересен (ил...

Памятка для родителей Игры для развития памяти

Память – это запоминание,сохранение и последующеевоспроизведение того, что мы раньшевоспринимали, переживали или делали....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Как способствовать РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ!

Память — когнитивный процесс, который заключается в фиксации воспринимаемого опыта, удержании его в состоянии активного внимания некоторое время с возможностью воспроизвести позже, включающий пр...