Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
консультация на тему

. Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает все на свете. Чтобы мир предстал ему таким, каков он есть, общение должно быть полноценным, универсальным. Качеством универсальности обладает только общение, которое ребенок имеет в семье. Именно по этому качеству общения можно судить о полноценности семьи, а вовсе не по количеству ее членов, как это обычно делается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Беребенюк А.Г.

                              педагог-психолог МДОУ

                                                                           «ЦРР-детский сад«Солнышко»

                                                                            п. Агинское Забайкальский край

Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные  свойства и способности, психологический фундамент личности формируются в дошкольном детстве. От того, каким было у человека детство, зависит весь склад его  личности и во многом его жизненная судьба. В этом возрастном периоде складываются важнейшие психологические условия внутренне свободного действия. Почему же так важно в этом плане семейное воспитание?

        Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что все дело здесь в том типе общения, который отличает семью. Известно, что ребенок как личность существует и развивается в общении с другими, в первую очередь с близкими ему людьми. С этой позиции развитие личности предстает как развитие общения. Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает все на свете. Чтобы мир предстал ему таким, каков он есть, общение должно быть полноценным, универсальным. Качеством универсальности обладает только общение, которое ребенок имеет в семье. Именно по этому качеству общения можно судить о полноценности семьи, а вовсе не по количеству ее членов, как это обычно делается.

  Сейчас психологи все чаще говорят о депривации общения в широкой социальной среде.

Д е п р и в а ц и я- неудовлетворение потребности ребенка в общении- может иметь место и при интенсивной коммуникации. Дело здесь не в количестве, а в качестве.

Что же есть такое в семье, что так трудно воспроизвести в государственном учреждении? Что обеспечивает универсальность семейного общения? Безусловно, первое место  в этом плане занимает бескорыстная любовь родителей к своему ребенку. Ребенок всем своим существом чувствует, что он беспредельно дорог своим родителям, причем дорог таким, каков он есть, со всеми его особенностями и недостатками, и всегда будет оставаться таковым, несмотря ни на что. абсолютность семейных уз, абсолютность родительской любви дает ребенку нужную ему как воздух защищенность в этом мире. Эмоциональное благополучие ребенка базируется на уверенности в том, что его любят близкие, родные люди. Это центральное условие гармоничного развития личности ребенка. Чем меньше ребенок, тем значимее для него непосредственное обнаружение родительской любви. Но и на протяжении всего дошкольного возраста ребенок не перестает нуждаться в постоянном подкреплении этой уверенности в любви со стороны родителей. К сожалению, родители не всегда понимают, насколько важно не просто любить своих детей, но и уметь показать  свое отношение и свои чувства ребенку. Не надо бояться, что ласки, поцелуи и другие эмоционально-физические контакты могут быть чрезмерными и сделают из малыша избалованного неженку. Это как раз то, в чем ребенок больше всего нуждается, особенно, если по каким-то причинам он испытывает психологический дискомфорт, например во время болезни или в каких-то незнакомых, непривычных условиях. Правда, следует учитывать, что все-таки всему свое время- и ласкам тоже. Поэтому не нужно отрывать ребенка от заинтересовавшего его занятия, всегда следует учитывать его состояние и настроение.

  В то же время  не зря говорилось о бескорыстной любви, так как любовь тоже бывает разная, в том числе эгоистичекая, неистинная. Бывает так, что любят не ребнка, а свои чувства к нему. Это значит, что любят самого себя, отраженного в ребенке, свои замыслы и пристрастия, в которые как-то включен ребенок. Такая любовь может принести много зла. Довольно распространенным является тип матерей, сверх всякой меры опекающих своего ребенка. Чаще всего это бывает единственный, субъективно трудно доставшийся, выстраданный ребенок. Говоря языком психоанализа, в этом случае происходит фиксация на ребенке. Мать искренне считает, что так, как она, наверное, никто не любит свое чадо. Отсюда постоянная тревога за ребенка, неуменьшающееся беспокойство за него. Все помыслы матери устремлены на ребенка, однако ему самому нет жизни от такой любви и заботы. Плотная опека со стороны матери не оставляет никакого места его самостоятельности и активности, личной инициативе. На формировании личности ребенка это сказывается трагическим образом. Как это ни парадоксально, но наиболее пагубное влияние на развитие личности ребенка оказывает «золотая клетка» эгоистических материнских чувств. Иногда дети становятся не просто малоинициативными или несамостоятельными, но дело доходит до распада важнейших психологических способностей и функций.

Другой вариант ложно понятого родительского долга можно охарактеризовать как чрезмерную требовательность к детям. Эти родители не считают, что их взыскательность, доходившая порой до садистских издевательств над ребенком, непомерна и бесчеловечна. Они убеждены, что так и надо воспитывать  детей, читая им нотации, выговариявая за малейшие нарушения и отклонения поведения детей от должного, применяя наказания как  традиционные, так и собственного изобретения. Часто за таким  «воспитанием» стоят психологические комплексы и ущербность самосознания сверхтребовательных родителей. Из ребенка стремятся что-то сделать. Желая ему вроде бы только лучшего, только добра ( правда в том виде, как это добро понимается родителями), они превращают жизнь ребенка в ад.

      Из того факта, что ребенок закономерно оказывается в самом центре жизни семьи и занимает исключительное положение в системе жизненных отношений родителей, никак не следует вывод о вседозволенности и безнаказанности поведения детей. Если мы будем потакать всем прихотям и капризам детей, если не будем должным образом реагировать на их проказы и проступки, то этим самым можем принести им много вреда. Ведь есть совершенно недопустимые вещи, которые должны немедленно пресекаться. Есть ситуации, когда правильней и по-человечески понятнее, в том числе и самому ребенку, будет непосредственная эмоциональная реакция на его проступок, даже сопровождаемая наказанием, чем попустительская отстраненность взрослого или нравоучительная нотация родителя. Нельзя не реагировать на действия детей, унижающие достоинство другого человека, намеренно причиняющие кому-либо боль или вред.

       При всей универсальности и незаменимости семейного  общения все же современная семья не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и всестороннего развития личности ребенка. Детям крайне нужно общение с другими детьми. Детский может и должен восполнить эту сторону жизни ребенка. Общение детей между собой, особенно в разновозрастных коллективах, позволяет на деле реализовать потенциал личностной свободы ребенка, воплотив его в самостоятельность детей, в умение общаться, в навыки собственной инициативной деятельности, в творческие способности и приобщение к ценностям общечеловеческой культуры.

       Нередко от педагогов можно слышать сетование , а то и упрек в адрес современных родителей по поводу их так называемой педагогической пассивности: «Они ничем не интересуются и даже решение проблем развития собственного ребенка откладывают на «потом». Им всегда некогда, они вечно куда-то торопятся, куда-то опаздывают». По-человечески воспитателя можно понять. Но эта проблема начинает таять как весной снег, если педагог позволит себе выйти за оценочные рамки, очерченные им прежде в восприятии родителей, перестанет упрекать и тем более осуждать матерей и отцов за их пресловуту « педагогическую пассивность». Мне представляется, что если идти в сотрудничестве с семьей по пути постоянного поиска виноватого, можно зайти только в тупик! Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения воспитателем семейной микросреды. Для того, чтобы правильно организовать изучение семьи воспитателю необходимо осуществление комплекса педагогических действий.

Так, моя работа по изучению семей воспитанников включала в себя такие методы, как   опросные методы (анкетирование, беседы,интервью), посещение семей воспитанников, проведение совместных праздников и досугов, беседы с родителями, наблюдения за общением родителей и детей утром, во время приема ребенка, и  вечером, по завершении рабочего дня.

          Таким образом,  изучение влияния семьи на психическое развитие ребенка показало, что решающее значение здесь имеет тип отношений между родителями и ребенком. Занимаемая родителями, в первую очередь матерью, позиция, отношение к ребенку в семье во многом определяют весь ход его психического развития, формирующиеся у малыша способности и черты характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо,  что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи до...

«Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи»

laquo;Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи»...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что малыш переходит из знакомой и привычной семейной среды в среду дошко...

Проект взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников «Детский сад и семья – шаги навстречу»

Цель проекта - педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с семьями воспитанников...